Иннокентий всегда был с гитарой. Фото из соцсетей
Иннокентий Гаврильев — Лэкиэс завоевывал музыкальные трофеи регулярно и заслуженно. Он создавал хиты, которые народ боготворил. В якутском пантеоне музыкальных богов он стоит вровень с легендами прошлого — Валерием Ноевым, Христофором Максимовым…
Нет ничего печальнее на свете, чем потерять друга. Он ушел на самом взлёте туда, откуда еще никто не возвращался. На самом пике своих возможностей творить то, что нравится людям, многотысячным поклонникам его таланта и просто ценителям вечного и прекрасного. На последние два концерта рок-группы «Дапсы», лидером которой являлся Лэкиэс, 3 октября, билеты были раскуплены за считанные дни, что нечасто встречается на якутской эстраде. Живой звук легендарного репертуара группы являются яркой афишей-зазывалой. На их концертах всегда полный аншлаг. Оно и понятно — ребята в ней играют звёздные, с почти 30-летней историей.
Кеша родился 22 декабря 1972 года в семье Михаила Давыдовича и Розалии Андреевны Гаврильевых. Любовь к музыке привил родной брат отца Давид Давидович Гаврильев. Он научил первым азам. В школьные годы уроки поп- музыки получал от Иннокентия Олесова-Алампа. Алампа является автором многих песен, особняком среди которых стоит хит всех времён «Сырдаабат халлаан».
Помимо музыки Лэкиэс играл на хорошем уровне в футбол. Как и все сельские мальчишки занимался вольной борьбой. Будучи школьником боролся на районных соревнованиях со взрослыми. Много выезжал в соседние районы. Вспоминал об этом герой одного моего рассказа: «Я, будучи учеником 9 класса Тюнгюлюнской средней школы, приехал в Борогонцы на товарищескую встречу по футболу, где капитаном соперников из Маягаса был Петя Петров. Тогда мы в 80-х годах прошлого века бредили футболом под влиянием великого Марадоны, Потом нас объединила и музыка». В старших классах перед Кешей стоял выбор — музыка или спорт. Музыка не отпустила. Наоборот, плотно взяла в свои чарующие объятия.
У ребят была своя вокально-инструментальная группа «Аартык» под руководством вышеупомянутого Олесова. Они украшали своим выступлением любое мероприятие. Примерно в это время, а если быть точнее, в 1989 году, Лэкиэс написал свою первую песню «Тенулу эбэкээм».
После окончания средней школы он поступил на геологоразведочный факультет Якутского государственного университета. За год обучения молодой человек понимает, что ошибся с выбором профессии. Вернувшись на родину, продолжил учёбу в СПТУ-4. Далее Кеша Гаврильев подает документы в колледж культуры и искусств. На эстрадно-цирковое отделение. Пройдя жёсткий отбор, был зачислен в желанное учебное заведение.
В том же году преподаватель инструментальной музыки колледжа Георгий Георгиевич Сергучев сплотил вокруг себя талантливую молодежь и создал инструментальную группу. В нее вошли Инноккентий Гаврильев — Лэкиэс, Николай Осипов, Константин Слепцов – Кучумаан, Леонид Иванов – Лункур, Василий Федоров и позже Павел Семенов. Помимо группы ребята еще много гастролировали по республике в составе знаменитого ансамбля «Бабочкалаах уолаттар» под руководством Егора Ильича и Светланы Александровны Неустроевых. Как говорится — набирались бесценного опыта.
Первый дебют группы «Дапсы» состоялся в селе Чурапча на песенном фестивале «Сааскы кылыhахтар» в 1995 года. Репертуар группы ежегодно расширялся.
Многое дал для становления группы «Дапсы» философ, музыкант, композитор, поэт и легендарный якутский рокер Михаил Сысоевич Тумусов — Тумус Мэхээлэ. Но сперва случился казус. Он посоветовал Гаврильеву повесить гитару на гвоздь и пойти работать кочегаром в родном селе. Остальных тоже «трудоустроил» на различные социальные объекты. Таким образом он «остудил» чуток зазнавшихся молодых звёзд, чтобы те вникали ценным советам мэтра. Тандем Тумус Мэхээлэ — «Дапсы» выдал на-гора новое направление в поп и рок-культуре нашей республики.
Вот как вспоминал народный артист РС (Я), экс-председатель союза авторов-песенников Якутии Алексей Васильевич Егоров: «Творчество Иннокентия Гаврильева — Лэкиэса оказало значительное влияние на развитие якутской эстрады, подняло его на качественно высокий уровень, и стало неотъемлемой частью культурного наследия народа саха». «Лэкиэс написал песню про дочку, ни одна женщина-мелодист не сможет создать такой шедевр, в этом заключается его гениальность и уникальность», — говорил популярный якутский рэп-исполнитель Гоша Васильев -Jeeda.
Не будет преувеличением если напишу, что на песнях Лэкиэсэ держится добрая половина якутской эстрады. Многим он послужил стартовой, разгонной площадкой. Его многогранность заключается в том, что он создавал песни разных национальностей необъятной Якутии, понимая и подчёркивая их колорит. Многие исполнители песен Лэкиэса получали музыкальную премию как «Лучший исполнитель года». Уже не счесть сколько композиций становились «Лучшей песней года».
Помимо музыки следил за спортом, особенно за большим теннисом. Автора этих строк он удивлял своими прогнозами относительно перспектив молодых спортсменов. Четырнадцатилетним Иге Швентеку, Алькарасу предрекал большое и светлое будущее. Что вскоре и случилось.
В середине нулевых во Дворце спорта «50 лет Победы», было проведено первое спортивное шоу с участием звёзд якутской эстрады, где принимали участие Павел Семёнов, Василий Еремеев, Николай Андросов, Герман Степанов, Лэгэнтэй и другие. Уйти в экскурсию в прошлое я попросил участника того шоу Иннокентия Васильева — Лэгэнтэя: «Мне и Павлу Семёнову выделили одну раздевалку, дворец был забит битком. Как в фильме с Ван Дамом гул толпы был слышен даже в раздевалке. Павел вышел на бой с флагом нашей республики. Мой бой с Германом Степановым по графику стоял после Павла Семёнова с Филиппом Тырылгиным — Филом. Провёл разминку, до боя считанные минуты, я бью грушу, и в этот момент дверь открывается настежь, заходит Байбал, с вывернутым наискось защитным шлёмом, а в руках поникший флаг, он полностью выложился, но выиграл. Увидев эту картину, я сразу перегорел. Иду на ринг по широкому вроде подиуму, а он с каждым шагом в моих глазах все уже и уже. Начался бой. Во втором раунде я почувствовал дикую усталость. Думаю про себя — зачем ты согласился на это, лучше пока не поздно покинть ринг невредимым. Но неистовая поддержка моих старших братьев Лэкиэса и Пети Петрова вынудили с достоинством пройти весь бой».
Иннокентий Гаврильев был настоящим поэтом, который мог писать обо всём. Особенно удавались ему лирические песни про дружбу, любовь к женщине, отчему краю, матерям и бабушкам. Как проникновенно в клипе пели его звёзды-друзья в бильярдном клубе! На его песню «Сайылык» сняли тёплое видео со старушками из Тюнгюлю. Потом он напечатал и подарил им фотографии того дня — они были так благодарны! Он был очень чутким, преданным, нежным человеком. Его игра на гитаре поражала. Как он её ласково держал, извлекая чарующие звуки. В его гостеприимном доме всегда было много народу. На моих глазах Лэкиэс, играючи, аранжировал любые корявые композиции, приводя их в божеский вид. И прежде всего он был сыном своего народа, его частицей.
Иван Барашков
This post was published on 23.10.2025 10:40
В России с 20 по 26 октября 2025 проходит Неделя популяризации потребления овощей и фруктов.…
В пятницу, 24 октября 2025 года Общественная палата и Министерство труда и социального развития Якутии…
Возвращение к мирной жизни после участия в СВО – сложный этап для каждого ветерана. Многие…
Началась по сёлам и озёрам нашей Якутии большая рыбалка – мунха. В I Хомустахском наслеге…
Выпускники школ, прошедшие обучение в Центре «ВОИН», при поступлении в высшие учебные заведения регионов России…
С 23 октября паромная переправа «Якутск – Нижний Бестях» работает по межсезонному графику. Об этом…