Уроки якутского: школьник создал приложение для изучения родного языка

Уроки якутского: школьник создал приложение для изучения родного языка

17:21
13 ноября 2023
Георгий Артемьев. Скриншот видео.
Читайте нас

В наш век возможностей уже не удивляют истории, когда человек смог что-то сделать или изучить. Однако Георгий Артемьев, ученик 9 класса Республиканского лицея-интерната, не только сам обучился за короткий срок якутскому языку, но и самостоятельно создал целое приложение для изучения якутского. О своей учёбе, разработке приложения и видении якутского языка в целом Георгий рассказал «Якутия-Daily».

— Как ты начал обучаться родному языку?

— До обучения якутскому я изучал многие другие вещи и понял, что могу развиваться самостоятельно. Просто вбил в Google «учить якутский язык», и первая же вкладка – «Самоучитель якутского языка», работа Луки Никифоровича Харитонова, известного тюрколога СССР. Я просто начал читать его книгу, там более или менее по уровням все разделено. Уже после прочтения у меня появилась хорошая база якутского. Потом пополнял словарный запас, читая словари и уча паттерны из речи других.

Для меня учиться по «Самоучителю якутского языка» было удобно, но подозреваю, что для большинства школьников такой способ не подойдет. Не каждый сможет сидеть и читать эту книгу.

— Какой метод обучения эффективнее: самостоятельный или в языковой среде?

— Естественно, метод, где ты непосредственно общаешься с носителями. Сам наш мозг устроен так, что он сможет выучить любой язык, если человек будет находиться в его среде. А если дополнительно и книги читать, то будет еще эффективнее.

— На каком языке разговаривает твое окружение?

— Моя семья русскоговорящая. Отец тоже рос в русскоговорящей семье. Большинство родственников говорит со мной на русском. В классе тоже. Я сам переехал в Якутск только в этом году, раньше жил в Амге, учился в Амгинском лицее, и мой класс был русскоговорящим.

— Помимо мотивации знания родного языка, что еще послужило причиной изучения якутского?

— Хотя моя среда и была русскоговорящей, все равно в ней были и сахаязычные люди. Между нами был языковой барьер, и мне хотелось этот барьер преодолеть. А после того как осознал, что могу сам развиваться, что есть все возможности для изучения направлений, которые мне интересны, я выбрал якутский язык.

— А когда ты начал изучать еще и языки программирования?

— В Амгинском лицее как-то рассказали о курсах по изучению языка программирования Python. Сказали: «Если хотите, то изучайте». Я подумал – почему бы и нет. С помощью курса обучился Python. После этого начал изучать уже другие языки программирования самостоятельно, с помощью статей в Интернете и видео на YouTube.

— Почему ты решил создать именно приложение по изучению якутского?

— Когда изучал язык, заметил, что он довольно строгий в правилах. Например, в английском языке если есть какое-то правило, то обязательно найдется и исключение. А в якутском такого нет, и это довольно хорошо вписывается в код программы, потому что не надо будет прописывать отдельные условия для исключений. Сам я программист, потому и решил создавать программу. Сначала моя программа была просто консольная, потом создал Telegram-бота, затем начал создавать непосредственно само мобильное приложение.

Скриншот видео.

— Смотри, если ты решил создать приложение, получается, ты не смог найти среди якутских аналогов хорошей альтернативы? Есть ли недостатки у других платформ, ты их изучал?

— Я изучал мобильное приложение «Сахалыы», в принципе, оно мне довольно нравится, это как «Duolingo» (популярное приложение по изучению языков – авт.) в мире якутского языка. Вот только при своем обучении я немного затруднялся в склонении слов, спряжении глаголов. Поэтому если бы в «Сахалыы» существовала отдельная вкладка для проверки склонения и спряжения, то это было бы большим плюсом. И «Сахалыы» — единственное мобильное приложение, которое действительно помогает изучать якутский. Остальные платформы – просто различные словари, справочники, с помощью которых человек вряд ли сможет с нуля выучить язык саха.

— Для создания «Сахалыы» потребовались значительные средства. А в каких условиях создаешь свое приложение ты?

— Я создаю свое приложение в одиночку и бесплатно.

В чем особенность твоего продукта?

— Моя программа не обучает якутскому с нуля. Она задумывается как дополнительный инструмент для его изучения. Допустим, для меня «Сахалыы» — это способ изучения языка, как книги или другие методы. А мое приложение именно как инструмент.

— Твое приложение предназначено для базового или углубленного знания якутского языка?

— Скорее для углубленного. Например, в приложении есть множество времен глаголов, которые обычно не используются в повседневной речи. Я слышал от студентов СВФУ, что во время пар якутского языка они изучают такие наклонения глаголов, которые сами даже не знают, хотя и говорят на родном. А мое приложение нацелено на то, чтобы все эти наклонения и времена раскрыть.

Скриншот страницы приложения Г. Артемьева.

— На какой программе ты создаешь свое приложение и какие трудности возникают в процессе?

— Я учил язык программирования С++, а не Java (язык для приложений – авт.). И хоть синтаксис этих двух языков относительно схож, я могу программировать на Java, но незнание является преградой, ведь бывает множество случаев, когда приходится часами лазать в Интернете, чтобы найти и привести команду в программе, написать какой-то блок кода. Да и в самой Android-студии, где я разрабатываю приложение, есть различные недостатки по сравнению с другими программами. Или приходится мучиться в создании дизайна мобильного приложения. Я сам не дизайнер, потому дизайн моего приложения пока что, мягко говоря, «противный». Создать дизайн можно буквально на бумажке, но перевести его потом в приложение довольно затруднительно, занимает много времени. Особенно когда делаешь все в одиночку.

Собираешься ли улучшать свое приложение? Когда ты его выпустишь, оно пойдет в массы?

— Да.

Пробовал ли ты участвовать в грантах или конкурсах, чтобы получить поддержку?

— Пока что нет, но хочу.

— А у тебя есть в планах собрать команду для дальнейшего продвижения или присоединиться к другому проекту?

— Мысль посотрудничать была. Но, скорее всего, если я буду с ними, то моя работа войдет в их работу, и не будет видно границ. Лучше пока что самому сделать приложение и уже потом как-то выходить на связь.

Давай представим, что ты учитель. Какими методами ты бы обучал школьников якутскому языку?

— Во-первых, учил бы их самым базовым якутским словам, чтобы у них был словарный запас. А если это старшие классы, то преподавал бы закон гармонии гласных и аффиксы. А вообще сам якутский язык он агглютинативный, т.е. все строится на аффиксах, поэтому если выучить эти аффиксы, то без проблем можно говорить на якутском языке. Но дети вряд ли смогут выучить их все, потому что придется просто заучивать слова в разных падежах, числах, лицах и т.д. Также я бы показывал им якутские мультфильмы, например, на YouTube есть с якутской озвучкой «Фиксики», «Три кота» и т.д.

Скриншот страницы приложения Г. Артемьева.

— А теперь поставь себя на место министра образования Якутии. Что бы ты сделал для популяризации у детей якутского языка?

— Я бы финансировал такие проекты, как «SakhaTyla.Ru», приложение «Сахалыы» и другие. Сделал бы так, чтобы по телевизору показывали больше якутских мультфильмов. Еще бы я сделал больше различных вывесок и рекламы на якутском на зданиях.

— В обществе есть мнение, что часов обучения якутскому языку и литературы в школах мало. Что думаешь по этому поводу?

— Да, я согласен. По крайней мере, в моей старой школе было действительно так, но вот в Республиканском лицее-интернате дела обстоят по-другому. В РЛИ часов обучения якутскому языку намного больше, чем в других школах.

— Как ты считаешь, вырождается ли якутский язык?

— Да. Я сам это вижу в своем окружении. У меня есть знакомые, которые знают родной, но сами говорят на русском и, скорее всего, своих детей они тоже будут воспитывать на русском языке. Если так и продолжится, то, думаю, через пару поколений якутский может исчезнуть.

— При создании приложения у тебя не было пафосной цели изменить эту тенденцию?

— Нет. Это просто дополнительный инструмент для изучения.

— Подытожим. Должен ли каждый человек знать свой родной язык?

— Мне кажется, да. В языке хранится и отражается все: быт и мудрость предков. Мне жаль, если человек теряет эту связь.

+1
139
+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
2
+1
2
Поделись новостью:
22 ноября
  • -24°
  • Ощущается: -31°Влажность: 77% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: