Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2020 года № 1639 «Об утверждении Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2030 годы»

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2020 года № 1639 «Об утверждении Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2030 годы»

11:43
20 января 2021

В целях обеспечения создания условий цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить Стратегию цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2030 годы (далее — Стратегия) согласно приложению к настоящему Указу.
2. Координатором исполнения Стратегии определить Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия).
3. Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (Семенов А.А.) в трехмесячный срок обеспечить внесение на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) плана мероприятий по реализации Стратегии.
4. Контроль исполнения настоящего Указа оставляю за собой.
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А. НИКОЛАЕВ.
г. Якутск.
УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 31 декабря 2020 г. № 1639

СТРАТЕГИЯ
цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2030 годы
1. Общие положения

1.1. Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2030 годы (далее – Стратегия) разработана для определения целей и задач, формирования единого системного подхода к комплексному цифровому развитию Республики Саха (Якутия) во всех отраслях экономики и социальной сферы, в том числе в системе государственного управления.
1.2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203;
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р;
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645;
национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7;
Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года»;
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2018 г. № 149 «Об инновационном и цифровом развитии Республики Саха (Якутия)»;
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 г. № 1260 «О задачах модернизации государственного управления в Республике Саха (Якутия) до 2024 года»;
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2020 г. № 1534 «О проектном офисе по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия)»;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).
1.3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) приоритезация интересов граждан;
б) создание и сохранение единого информационно-технического пространства с учетом потребностей государства, общества и бизнеса в получении качественных и достоверных сведений;
в) обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
г) принятие управленческих решений на основе данных.
1.4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
а) большие данные – термин для наборов цифровых данных, большой объем, скорость увеличения или сложность которых требует значительных вычислительных мощностей для обработки и специальных программных инструментов анализа и представления в виде воспринимаемых человеком результатов;
б) интернет вещей (IoT) – концепция и основанная на ней вычислительная сеть, соединяющая вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека;

в) общество знаний – общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
г) облачные вычисления – информационно-технологическая модель обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов («облаку»), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера;
д) обработка больших объемов данных – совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время;
е) цифровая трансформация – процесс перехода от одного технологического уклада к другому посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности;
ж) цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг;
з) цифровизация – новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование для решения задач производства или управления информационно-коммуникационных технологий, но также накопление и анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат, привлечения новых контрагентов и т.д.; процесс, изменяющий модели ведения бизнеса, поведение потребителей, роль человека в производственных процессах, организацию производства и работу органов власти;
и) туманные вычисления – разновидность архитектуры вычислений горизонтального типа, используемая для выполнения объемных вычислений, хранения и обработки данных внутри сети облачных сервисов и конечных устройств локально и через Интернет.

2. Характеристика текущих условий развития цифровой экономики

К 2020 году Республика Саха (Якутия) является одним из лидеров цифрового развития Российской Федерации. В регионе заложены институциональные и инфраструктурные основы для ускоренной цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности и развития конкурентных на глобальном уровне компаний в сфере информационных технологий.
На текущий момент доступ к сети Интернет организован в 512 населенных пунктах республики (из 637), в которых проживает 99,3 процента населения. Волоконно-оптические линии связи (далее-ВОЛС) протяженностью свыше 8500 км построены до 269 населенных пунктов, в которых проживает 87,5 процента населения.
Республика имеет высокий уровень развития базовой технологической инфраструктуры, необходимой для функционирования всех региональных ИТ-ресурсов:
создана региональная информационно-телекоммуникационная сеть органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) «СахаИнформ-Сеть», которая объединяет по ВОЛС органы государственной власти и государственные учреждения в г. Якутске, по наземным и спутниковым каналам — все районы республики и является основой для организации информационного обмена в социально значимых информационных ресурсах и государственных информационных системах;
построен Центр обработки данных электронного правительства Республики Саха (Якутия), позволяющий обеспечивать бесперебойное функционирование свыше 24 государственных информационных систем и ресурсов, в том числе таких как «Система 112», «Единая информационно-технологическая платформа Республики Саха (Якутия)» (e-yakutia.ru), официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) (sakha.gov.ru), «Единая интегрированная информационно-аналитическая система по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги» и т.д.;
развернута защищенная правительственная сеть, обеспечивающая информационную безопасность работы свыше 3 тыс. сотрудников органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений.

В Республике Саха (Якутия) создана и развивается масштабная инновационная инфраструктура, объектами которой являются:
государственное автономное учреждение «Технопарк «Якутия»;
ИТ-парк при ГАУ «Технопарк «Якутия»;
региональный центр инжиниринга при ГАУ «Технопарк «Якутия»;
акционерное общество «Венчурная компания «Якутия»;
Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия).
В июле 2019 года началась реализация национального проекта «Цифровая экономика». Создан проектный комитет по цифровой трансформации, который является постоянным действующим межведомственным органом, созданным для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций, оказания консультативной поддержки органам местного самоуправления и подведомственным им организаций по вопросам цифровой трансформации государственного управления Республики Саха (Якутия), развития цифровой экономики и управления данными.
Внедрена Единая система электронного документооборота, подключены 100 процентов органов государственной и муниципальной власти республики, а также государственные учреждения.
Запущен портал OneClickYakutia, предназначенный для улучшения качества жизни граждан, вовлечения их в процессы управления республикой, а также для повышения информационной открытости и прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Обеспечено бесперебойное функционирование государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Саха (Якутии)» на вычислительных мощностях Центра обработки данных электронного правительства Республики Саха (Якутия). Всего на Портале: 102 региональных и 87 муниципальных услуг (28 уникальных) и 15 сервисов. На данный момент осуществляется перевод всех услуг на государственную информационную систему «Единая информационно-технологическая платформа электронного Правительства Республики Саха (Якутия)», что позволит значительно повысить качество услуг, предоставляемых в электронном виде.
Отдельным важным направлением является подготовка кадров для цифровой экономики. В Республике Саха (Якутия) создано 50 ИТ-школ. Одной из наиболее известных является «ИТ-школа Илларионова», функционирующая на базе муниципального ИТ-центра, в поселке Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района. В целях распространения уникальной авторской методики обучения «ИТ-школа Илларионова» проведено обучение свыше 30 педагогов из 11 улусов республики.
В Республике Саха (Якутия) осуществляется подготовка кадров по программам дополнительного профессионального образования, направленным на развитие компетенций цифровой экономики и применение цифровых технологий в трансформации системы государственного управления в регионе. Подготовка проходит на базе ГАУ ДПО «Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)» в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2018 г. № 149 «Об инновационном и цифровом развитии Республики Саха (Якутия)». Данные программы могут быть задействованы как инструмент опережающей подготовки ключевых специалистов организаций региона в части развития их цифровых компетенций. Разрабатываются и внедряются цифровые технологии управления талантами, такие как кадровый портал «Команда Республики Саха (Якутия)» – Arctic Talents. Ресурс позволяет проводить открытые конкурсы на вакансии в организациях региона, осуществлять оценку компетенций соискателей, а также является удобной «точкой входа» для участия в региональном кадровом конкурсе «Таланты Якутии». Портал может быть использован в качестве технологической платформы для организации системного обучения и работы с перспективными профессионалами на уровне всего региона.

3. Цель настоящей Стратегии и стратегические направления

Целью цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы является повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для ускорения экономического роста, формирования общества знаний и улучшения качества жизни населения Республики Саха (Якутия).
Достижение цели осуществляется путем реализации следующих задач:
внедрение и модернизация цифровых и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг;
повышение уровня «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также государственного управления;
построение системы работы с данными для принятия управленческих решений и взаимодействия между органами власти, гражданами и организациями;
обеспечение информационной безопасности и использование цифровых технологий в сфере общественной безопасности;
устранение цифрового неравенства в Республике Саха (Якутия);
обеспечение рынка труда высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и смежных областей.
Основными направлениями Стратегии являются:
а) развитие единого информационно-технологического пространства Республики Саха (Якутия);
б) формирование новой технологической основы для развития цифровой экономики Республики Саха (Якутия) и цифрового государственного управления;
в) принятие управленческих решений на основе данных;
г) обеспечение информационной безопасности в области цифровой экономики.
д) подготовка кадров для цифровой экономики;

3.1. Развитие единого информационно-технологического пространства Республики Саха (Якутия)

Формирование единого информационно-технологического пространства осуществляется путем развития баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие государства, общества и бизнеса.
Для недопущения подмены, искажения, блокирования, удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией развитие единого информационно-технологического пространства Республики Саха (Якутия) осуществляется:
а) на уровне программного обеспечения и сервисов, предоставляемых с использованием сети «Интернет»;
б) на уровне информационных систем и центров обработки данных;
в) на уровне сетей связи (линии и средства связи, инфраструктура российского сегмента сети «Интернет», технологические и выделенные сети связи, сети и оборудование интернета вещей).
Для формирования единого информационного пространства необходимо:
а) развитие сетей связи Республики Саха (Якутия), в том числе обеспечение 100 процентов домохозяйств доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (скоростью не менее 10 Мбит/с), а также 97 процентов домохозяйств широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (скоростью не менее 100 Мбит/с).
б) создание на базе центра обработки данных Республики Саха (Якутия) эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям данных, обеспечивающих потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
в) использование преимущественно отечественного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы с российскими аналогами, обеспечение технологической и производственной независимости и информационной безопасности;
г) формирование единого СМЭВ-пространства, к которому будут подключены все органы, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе представители крупного бизнеса, крупные работодатели, учебные заведения;
д) утверждение единых требований и форматов ведения баз данных органами, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в целях обеспечения беспрепятственного обмена информацией при межведомственном взаимодействии для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в проактивном режиме;
е) автоматизация процессов межведомственного информационного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг, исключающих участие человека при формировании и обработке ответов на межведомственные запросы, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг по заявлениям, поступающим через МФЦ, порталы государственных услуг или исполнительные органы государственной власти республики, а также органы местного самоуправления.

3.2. Формирование новой технологической основы для развития цифровой экономики Республики Саха (Якутия)

Основной задачей формирования новой технологической основы является обеспечение создания благоприятной среды для поддержки инновационной деятельности.
Ключевыми направлениями повышения конкурентоспособности республиканских информационных и коммуникационных технологий являются:
а) развитие науки, техники, технологий;
б) поддержка коммерческих предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, направленную на развитие всего спектра сервисов цифровой экономики посредством развертывания институтов развития (ИT-парк, Технопарк, Венчурная компания, акселератор B8);
в) обеспечение трансфера иностранных технологий и применение лучшего зарубежного опыта в сфере информационных технологий;
г) сотрудничество республиканских, российских и иностранных организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий на паритетных началах.
К основным направлениям развития информационных и коммуникационных технологий, перечень которых может быть изменен по мере появления новых технологий, относятся:
а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
б) обработка больших объемов данных;
в) искусственный интеллект;
г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации;
д) облачные и туманные вычисления;
е) интернет вещей и индустриальный интернет;
ж) робототехника и биотехнологии;
з) радиотехника и электронная компонентная база;
и) информационная безопасность.

3.3. Управление на основе данных

Создание системы управления на основе данных формируется на понимании данных как стратегического имущества государственного управления. Основные принципы работы с данными заключаются в следующем:
обеспечении открытости данных и прозрачности их хранения, обработки и анализа;
стандартизации и применении единых справочников;
обеспечении достаточных качества, полноты и согласованности данных, исключении дублирования и избыточности атрибутов, использования эталонных данных;
обеспечении однократного ввода и многократного использования данных, определении источников, операторов и пользователей данных;
автоматизации бизнес-процессов по хранению, обработке и анализу данных;
обеспечении информационной безопасности данных.
В целях повсеместного внедрения управления, основанного на данных необходима:
разработка, внедрение и развитие инструментов сбора, хранения, обработки и анализа данных;
реализация проектов в сфере анализа данных;
определение и регулирование потоков данных в государственном управлении;
диверсификация источников данных, организация сбора и анализа альтернативных данных, данных коммерческого сектора экономики;
повышение компетенций всех участников процесса в области больших данных;
формирование сообщества аналитиков данных.

3.4. Обеспечение информационной безопасности в области цифровой экономики

Информационная безопасность в области цифровой экономики Республики Саха (Якутия) основывается на следующих принципах:
а) соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по информационной безопасности в Республике Саха (Якутия);
б) обеспечение конституционного права граждан на свободный поиск, получение, передачу и распространение информации любым законным способом;
в) системный подход к построению системы защиты информации;
г) открытая архитектура цифровых решений;
д) разграничение доступа к информации;
е) мониторинг и контроль информационной инфраструктуры.
В целях обеспечения информационной безопасности в Республике Саха (Якутия) применяются правовые, организационно-технические и экономические методы.
К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.
Организационно-технические методы направлены на:
создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности;
разработку и использование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
сертификацию средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизацию способов и средств защиты информации;
контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовку кадров в области обеспечения информационной безопасности;
Экономические методы направлены на:
разработку программ обеспечения информационной безопасности республики и определение порядка их финансирования;
совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализаций правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Для предоставления безопасных и технологически независимых программного обеспечения и сервисов необходимо:
а) применять российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;
б) обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, компаниях с государственным участием;
Для защиты данных в Республике Саха (Якутия) необходимо:
а) совершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения безопасной обработки информации (включая ее поиск, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение) и применения новых технологий, уровень которого должен соответствовать развитию этих технологий и интересам общества;
б) обеспечить баланс между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну;
в) упорядочить алгоритмы обработки данных и доступа к таким данным;
г) обеспечить обработку данных на российских серверах при электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории Российской Федерации, а также передачу таких данных на территории Российской Федерации с использованием сетей связи российских операторов;
д) обеспечить государственное регулирование и координацию действий при создании и ведении информационных ресурсов в Республике Саха (Якутия) в целях соблюдения принципа разумной достаточности при обработке данных;
е) проводить мероприятия по противодействию незаконным обработке и сбору сведений о гражданах, в том числе персональных данных граждан, на территории Республики Саха (Якутия) неуполномоченными и неустановленными лицами, а также используемым ими техническим средствам.
Для обеспечения функционирования социальных, экономических и управленческих систем с использованием российского сегмента сети «Интернет» необходимо:
а) принять меры по обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента сети «Интернет»;
б) реализовывать государственную политику в части, касающейся государственного управления инфраструктурой российского сегмента сети «Интернет»;
в) выработать технические меры по предотвращению нарушений работы сети «Интернет» и отдельных ее ресурсов на территории Республики Саха (Якутия) в результате целенаправленных действий.

3.5. Подготовка кадров для цифровой экономики

Подготовка кадров для цифровой экономики обеспечивается разработкой и внедрением образовательных модулей в рамках образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и иных мероприятий по профессиональному развитию граждан для получения знаний, приобретения ими компетенций и навыков в области цифровой экономики, математики, программирования, информационных систем и технологий, анализа данных, машинного обучения и обучения государственных служащих, специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также работников подведомственных организаций.
Для обеспечения отраслей экономики высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий необходимо:
а) совершенствование профессиональных и образовательных стандартов в области цифровой экономики;
б) внедрение в систему общего образования Республики Саха (Якутия) образовательных модулей по использованию цифровых технологий, программированию и работе с данными;
в) открытие центров компетенций и обеспечение доступа к образовательным программам цифровой трансформации всем слоям населения;
г) обучение цифровым компетенциям всех государственных и муниципальных служащих Республики Саха (Якутия);
д) увеличение государственного образовательного заказа по специальностям информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения возникающей производственной потребности;
е) профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;
ж) продвижение образовательных продуктов резидентов Республики Саха (Якутия).

4. Области цифровой трансформации в рамках Стратегии

Использование информационно-коммуникационных технологий способствует экономическому развитию, а также резко повышает эффективность предоставления и использования различных социальных услуг населением, таких как медицинские, образовательные, государственные и другие. Стратегией предусматривается цифровая трансформация в следующих отраслях экономики и социальной сферы.
4.1. В сфере государственного управления:
повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и проактивном режиме;
развитие цифровых механизмов и инструментов коммуникации государства, общества и организаций;
внедрение и развитие цифровых технологий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
внедрение принципа принятия решений на основе данных;
создание системы поддержки принятия управленческих решений, основанной на использовании единого информационного пространства, включающего единую среду сбора, накопления и аналитической обработки информации больших объемов;
совершенствование механизмов электронной демократии;
создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни;
обеспечение постепенного полного перевода деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на электронный документооборот;
сокращение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности вследствие использования информационных и коммуникационных технологий при проведении контрольных (надзорных) мероприятий органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и при сборе данных официального статистического учета;
постоянное повышение компетенций сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждений.
4.2. В сфере здравоохранения:
первоочередное обеспечение доступа медицинских организаций к сети «Интернет»;
разработка и внедрение платформенных решений телемедицинских консультаций и дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов, в том числе с применением медицинских приборов;
разработка и внедрение интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений по раннему прогнозированию и выявлению заболеваний с применением технологий анализа больших данных и машинного обучения;
разработка и внедрение комплекса решений IoT (InternetofThings);
разработка и внедрение платформы хранилищ медицинских данных;
разработка и внедрение платформы централизованных диагностических сервисов в Республике Саха (Якутия);
разработка единой системы нормативно-справочной информации и технических стандартов (в части проектирования, внедрения и эксплуатации программного обеспечения) цифрового здравоохранения, интегрированная с медицинскими информационными системами и централизованными сервисами;
разработка и внедрение специализированных вертикально-интегрированных медицинских информационных систем по основным профилям и направлениям оказания медицинской помощи (на базе национальных медицинских исследовательских центров);
проведение работ по профессиональной подготовке специалистов, работающих в медицинских организациях, в части применения цифровых технологий;
4.3. В сфере образования и науки:
внедрение системы оценки компетенций, отражающих цифровую грамотность граждан;
создание, внедрение и развитие систем дистанционного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы дистанционной аттестации и повышения квалификации школьных учителей;
формирование единой информационной системы в сфере образования;
обеспечение условий для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций (робототехника, программирование);
внедрение системы мониторинга и прогнозирования потребности в специалистах «цифровой экономики» в разрезе отраслей экономики и социальной сферы;
создание системы обучения государственных и муниципальных служащих и работников подведомственных организаций.
4.4. В сфере культуры и спорта:
оцифровка музейных и архивных фондов с возможностью дистанционного доступа к культурным ценностям Республики Саха (Якутия);
привлечение компаний креативного кластера к реализации проектов цифровой экономики;
внедрение электронных билетов в учреждениях культуры;
формирование перечня региональных и муниципальных базовых цифровых информационных ресурсов о культуре;
обеспечение доступа к сети «Интернет» в центральных частях городов, парках, а также в местах проведения массовых мероприятий;
внедрение передовых технологий в систему подготовки спортивного резерва;
использование цифровых решений в развитии физической культуры и спорта.
4.5. В сфере социальной защиты населения:
формирование реестров данных об отдельных категориях граждан, обеспечение им доступа к данной информации в персонифицированном виде;
обеспечение проактивного формата получения социальных государственных и муниципальных услуг с минимальным необходимым взаимодействием гражданина с государством;
повышение качества и доступности государственных услуг путем их цифровизации;
повышение компьютерной грамотности отдельных категорий граждан;
обеспечение подсистем принятия управленческих решений актуальной и достоверной информацией, инструментами мониторинга и прогнозирования социально-демографической ситуации в республике;
повышение эффективности межведомственного взаимодействия при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг;
повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, за счет адресности и учета индивидуальной жизненной ситуации;
реализация принципа комплексного подхода к решению жизненных ситуаций заявителей посредством суперсервисов.
4.6. В сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), энергетики и строительства:
внедрение новых информационных стандартов и цифровых технологий, обеспечивающих высокоэффективное и бесперебойное ресурсоснабжение и предоставление сервисов, оперативное управление инфраструктурой, информационное взаимодействие органов власти и субъектов рынка ЖКХ и энергетики;
внедрение технологий IoT для мониторинга, анализа и прогнозирования поломок внутридомовой инфраструктуры;
внедрение информационных систем управления умными домами и микрорайонами, развитие регионального сегмента государственной информационной системы ЖКХ;
создание и внедрение единой отраслевой доверенной цифровой среды (на основе платформенных решений), используемой в деятельности субъектами электроэнергетики, с передачей технологических данных в реальном режиме времени от объектов электроэнергетики;
развитие цифровых клиентских сервисов для потребителей;
внедрение возможности электронного получения услуг в сфере ЖКХ и энергетики.
внедрение технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM-технология);
подключение объектов сбора, транспортировки, сортировки, перегрузки и полигонов мусора к автоматизированным системам мониторинга и контроля;
внедрение региональной государственной информационной системы территориального планирования Республики Саха (Якутия);
стимулирование внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве.
4.7. В сфере транспорта:
реализация цифрового оснащения автомобильных дорог, которое позволяет предупреждать о потенциально опасном участке и контролировать движение транспортного средства с целью безопасного его прохождения;
внедрение и использование информационной транспортной системы;
внедрение системы мониторинга параметров транспортных потоков, внедрение динамических дорожных табло и «умных» светофоров;
система телеобзора дорожного движения в городах и системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения;
обеспечение покрытия федеральной автомобильной дороги сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий.
4.8. В сфере экологии:
расширение участия природопользователей в процессе формирования единого информационного ресурса по оценке качества окружающей среды;
применение данных космического мониторинга природных пожаров и иных природных явлений;
изменения в требованиях к производственным процессам, направленным на предотвращение климатических изменений, охрану окружающей среды и сохранение биосферы.
4.9. В сфере предпринимательства и туризма:
создание «единого цифрового окна» для субъектов малого и среднего предпринимательства;
использование возможностей информационных технологий для привлечения туристов и повышения качества индустрии гостеприимства.
4.10. В сфере сельского хозяйства:
внедрение цифровой платформы для обеспечения консультирования граждан и сельхозпроизводителей в части сельского хозяйства и получение государственных и иных услуг в электронном виде;
трансфер цифровых технологий в агропромышленный комплекс.
4.11. В сфере обеспечения безопасности граждан:
внедрение и обеспечение национальных стандартов в области информационной безопасности;
увеличение доли отечественного программного обеспечения, закупаемого органами государственной власти и органами местного самоуправления;
развитие систем видеонаблюдения за объектами социальной сферы и публичными пространствами;
развитие системы оповещения об опасностях природного и техногенного характера;
внедрение информационной системы повышения эффективности «Северного завоза».

5. Управление реализацией настоящей Стратегии

5.1. Реализация настоящей Стратегии и ее показателей обеспечивается проектным офисом по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия).
5.2. Участниками реализации Стратегии являются органы государственной власти Республики Саха (Якутия), их подведомственные учреждения, органы местного самоуправления, общественные объединения и предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия).
5.3. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, компаний с государственным участием, государственных корпораций.
5.4. Механизм реализации принципов, целей, задач и направлений, определенных в Стратегии, предполагает разработку плана мероприятий по реализации Стратегии и государственных программ на основе принципа результативности и эффективности реализации Стратегии, означающем, что выбор способов и методов достижения целей должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов.
5.5. Система управления должна обеспечить синхронизацию механизмов отраслевого и территориального планирования с деятельностью институтов развития, которые являются ответственными за реализацию приоритетных проектов Стратегии.
5.6. План реализации настоящей Стратегии утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия).

5.7. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии учитываются при формировании и корректировке государственных программ Республики Саха (Якутия) в рамках предусмотренных средств, проектов, «дорожных карт» по цифровой трансформации государственного управления Республики Саха (Якутия), программ институтов развития по цифровой трансформации, созданию и развитию информационного общества.
5.8. Оценка эффективности исполнения плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии проводится ежегодно в срок до 1 февраля последующего года.
5.9. Положения настоящей Стратегии и план ее реализации обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и рекомендованы для исполнения органам местного самоуправления, а также являются основой для разработки и корректировки соответствующих государственных, ведомственных, региональных и муниципальных программ и планов.
5.10. В целях осуществления мониторинга определен перечень целевых показателей реализации Стратегии на период до 2030 года согласно приложению к настоящей Стратегии.
______________________

Приложение
к Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики
и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2030 годы

Перечень целевых показателей реализации Стратегии на период до 2030 года

Целевой показатель Годы
2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
1 Уровень «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, % 35 40 45 50 55 60 65 70 80 90 100
2 Доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, % 10 25 55 75 95 95 95 95 95 95 95
3 Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа в сеть «Интернет», % 87,5 89 89 89 91 92 93 94 95 96 97
4 Доля вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий, % 92 118 143 167 192 228 264 300 336 368 400
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
23 мая
  • 16°
  • Ощущается: 14°Влажность: 29% Скорость ветра: 4 м/с