Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 950 «О Стратегии развития республиканских специализированных медицинских организаций»

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 950 «О Стратегии развития республиканских специализированных медицинских организаций»

12:45
03 февраля 2020

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 г. 1742-З № 1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)» постановляю:
1. Утвердить Стратегию развития республиканских специализированных медицинских организаций согласно приложению к настоящему Указу.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Солодов В.В.) до 01 июля 2020 года утвердить план мероприятий по реализации Стратегии развития республиканских специализированных медицинских организаций.
3. Признать утратившим силу пункт 1.2 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2016 г. № 1372 « О мерах по совершенствованию высокотехнологичных видов медицинской помощи и инновационных методов лечения в Республике Саха (Якутия)».
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ.

УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 27 декабря 2019 г. № 950

Стратегия развития республиканских специализированных медицинских организаций

I. Введение

Стратегия развития республиканских специализированных медицинских организаций (далее — Стратегия) определяет цель, задачи и основные направления развития республиканских специализированных медицинских организаций, а также основные этапы, ожидаемые результаты и механизмы реализации настоящей Стратегии.
Стратегия нацелена на повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи для граждан Российской Федерации путем дальнейшего развития республиканских специализированных медицинских организаций, реализацию государственной политики в сфере здравоохранения республики, включая объекты инфраструктуры, предназначенные для лечения и оздоровления населения.
Стратегия разработана с учетом положений Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В настоящее время в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на
2018 — 2022 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2017 г. № 2283 (далее — государственная программа), реализуется основное мероприятия 2.16 «Совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи». Государственная программа формирует основные направления совершенствования оказания высокотехнологичной медицинской помощи в республиканских специализированных медицинских организациях. Однако с учетом того, что республиканские специализированные медицинские организации охватывают и другие сферы деятельности, существует необходимость в разработке и утверждении Стратегии.

II. Общая характеристика текущего состояния

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации сформирована трехуровневая модель оказания медицинской помощи с маршрутизацией пациентов по всем профилям заболеваний с учетом этапности ее оказания, соблюдения принципа территориальности и профилактической направленности.
В Республике Саха (Якутия) за период с 2016 по 2018 годы сохранился естественный прирост населения и коэффициент составил в 2016 году — 7,6, в 2017 году – 6,4, в 2018 году — 5,9. Уровень рождаемости в период с 2016 по 2018 год составил 16,0 — 14,5 — 13,7 на 1000 населения.
За 2018 год по уровню естественного прироста республика занимает I место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Показатель смертности по сравнению с 2016 годом снизился и составил 7,8 за 2018 год (8,4 в 2016 г., 8,1 в 2017 г.). По уровню смертности республика находится на 6 месте среди регионов Российской Федерации с низкими показателями смертности. В 2018 году в структуре смертности населения первое место занимают болезни системы кровообращения (45,3%), второе место — новообразования (17,8%), третье место — внешние причины (15,6%), что соответствует структуре смертности в Российской Федерации и Дальневосточном федеральном округе. Удельный вес главных причин смерти населения составляет более 78%. Показатель общей смертности трудоспособного населения республики за 2018 год снизился по сравнению с 2016 годом на 11,9% (с 532,2 до 468,8 на 100 000 населения). Уменьшение показателя смертности трудоспособного населения обусловлено снижением смертности населения республики от всех основных причин: болезней системы кровообращения (на 14,6%, с 178,9 до 152,8), внешних причин (на 11,9%, с 184,2 до 162,3), новообразований (на 11,7%, с 66,7 до 58,9).
Показатель смертности населения республики с 2016 по 2018 год:
− от болезней системы кровообращения снизился с 368,7 до 354,0, от цереброваскулярных заболеваний с 75,0 до 68,3. По сравнению с показателями по Российской Федерации и Дальневосточному федеральному округу смертность от болезни систем кровообращения ниже в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Наблюдается прирост коэффициента смертности от ишемической болезни сердца с 156,6 до 157,2;
− от новообразований снизился с 134,6 до 139,8 на 100 тысяч населения (наблюдается прирост коэффициента смертности);
− от туберкулеза в 2018 году составил 4,9 на 100 тысяч населения и сохраняется на одном уровне в сравнении с 2016 годом и снизился в сравнении с 2017 годом на 12,5%;
− от дорожно-транспортных происшествий составил в 2016 году — 6,7, в 2017 — 8,5, в 2018 году — 7,6;
− младенческая смертность снизилась с 7,2 до 5,0 на 1000 родившихся живыми.
Число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, увеличилось в 1,1 раза и составило 6442 человека, что свидетельствует о повышении доступности для населения.
Серьезной проблемой является недостаточная оснащенность медицинских организаций, диагностических подразделений, клинико-диагностических лабораторий современным оборудованием или износ имеющегося оборудования, обеспечение специализированными расходными материалами.
Не в полной мере развита реабилитационная медицинская помощь.
Сохраняются проблемы обеспеченности медицинскими кадрами, имеется дефицит врачей: анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, неврологов, патологоанатомов, фтизиатров.
Результаты проводимых мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) показали, что отмечается тенденция к снижению смертности населения по всем основным группам заболеваний и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. В то же время с 2016 года темпы снижения смертности по всем основным группам заболеваний оказались недостаточными. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов.

III. Цели и задачи

Целями Стратегии являются увеличение численности населения, ожидаемой продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи за счет создания в Республике Саха (Якутия) современного комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие республиканских специализированных медицинских организаций, эффективное использование имеющихся ресурсов, развитие материально-технической базы республиканских специализированных медицинских организаций, реализацию потенциала Республики Саха (Якутии) для экспорта медицинских услуг.
Для достижения целей Стратегии следует решить следующие задачи:
1) создание условий для повышения доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
2) профилактика заболеваний;
3) внедрение и применение новых медицинских ресурсосберегающих и эффективных технологий;
4) совершенствование организации деятельности специализированных медицинских организаций, кадрового обеспечения республиканских специализированных медицинских организаций;
5) обеспечение биологической безопасности;
6) формирование системы информирования медицинской общественности и населения о возможностях республиканских специализированных медицинских организаций;
7) повышение инвестиционной привлекательности республиканских специализированных медицинских организаций, в том числе для развития его инфраструктуры.

IV.  Направления решения задач Стратегии

Решение основных задач развития республиканских специализированных медицинских организаций, в том числе развития кадрового потенциала, должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1) совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, в том числе:
строительство и реконструкцию республиканских специализированных медицинских организаций;
строительство 2 очереди первого пускового комплекса Якутского республиканского онкологического диспансера и Кардиологического диспансера;
строительство приемно-диагностического корпуса центра экстренной медицинской помощи;
строительство 2 очереди Гериатрического центра;
строительство реабилитационного центра;
строительство здания наркологического диспансера;
строительство типового здания инфекционного корпуса Якутской республиканской клинической больницы;
создание центральной бактериологической лаборатории на базе НПЦ «Фтизиатрия»;
создание инфраструктуры Национального биобанка республики на базе Национального центра медицины;
создание региональных эндокринологического и гепатологического центров на базе Якутской республиканской клинической больницы;
открытие новых коек и отделений специализированной медицинской помощи (реабилитации, паллиативных, онкологических, кардиологических, урологических, торакальных и других);
развитие инфраструктуры и материально-технической базы республиканских специализированных медицинских организаций;
внедрение новых лечебно-диагностических и организационных технологий, расширение объемов и видов оказываемых медицинских услуг;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи, внедрение и расширение новых медицинских технологий;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) в специализированной медицинской помощи;
совершенствование организации экстренной медицинской помощи гражданам (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) с использованием санитарной авиации;
совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем;
2) развитие персонализированной медицины;
3) создание Национального биобанка республики, в том числе развитие Банка ДНК с внедрением криохранения, создание Банка стволовых клеток, расширение Банка репродуктивных и других клеток и тканей, систематизация данных Банка ДНК с цифровизацией биоматериала;
4) внедрение современных молекулярно-генетических методов прогнозирования, диагностики и мониторинга течения заболеваний, новых методов регенеративной медицины, методов персонализированной фармакотерапии, включая технологии генетического редактирования и таргетную терапию;
5) обеспечение биологической безопасности, в том числе:
совершенствование мер профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
профилактику и лечение инфекционных заболеваний, включая такие, распространение которых создает биологическую угрозу населению;
противодействие распространению антимикробной резистентности;
профилактику и лечение инфекционных заболеваний, включая такие, распространение которых представляет биологическую угрозу населению (туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С);
6) развитие медицинской реабилитации и совершенствование санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
7) обеспечение непрерывного образования и подготовки медицинских работников;
8) реализация комплекса мер, направленных на разработку системы информационного сопровождения республиканских специализированных медицинских организаций, включающего:
информирование медицинской общественности и населения о возможностях республиканских специализированных медицинских организаций;
проведение социологического опроса целевых аудиторий в целях определения уровня информированности об услугах республиканских специализированных медицинских организаций и их оценки;
развитие централизованной цифровой платформы для диагностики, а также развитие медицинских информационных систем в республиканских специализированных медицинских организациях в информационно- телекоммуникационной сети Интернет;
реализация рекламно-информационной кампании по продвижению услуг республиканских специализированных медицинских организаций;
участие Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), заинтересованных республиканских специализированных медицинских организаций в специализированных форумах, выставках, конгрессах;
9) мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности республиканских специализированных медицинских организаций и развитию его инфраструктуры, предусматривающие:
улучшение материально-технической базы республиканских специализированных медицинских организаций, их строительство и реконструкцию в рамках мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения» и других государственных программ Российской Федерации в части мероприятий по развитию сети здравоохранения;
реализацию дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот инфраструктуры республиканских специализированных медицинских организаций, в первую очередь с максимальной степенью износа, находящейся в государственной собственности, в том числе на принципах государственно-частного партнерства в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов;
выявление и тиражирование лучших практик привлечения инвестиций в инфраструктуру республиканских специализированных медицинских организаций;
формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в республиканские специализированные медицинские организации;
10) развитие системы управления качеством медицинской помощи;
11) совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере здравоохранения, механизмов выявления и угроз, связанных с коррупциогенными факторами;
12) создание центра экспорта медицинских услуг.

V. Основные направления развития высокотехнологичной медицинской помощи

Совершенствованию высокотехнологичной медицинской помощи будет способствовать внедрение лечебно-диагностических и организационных технологий, новых видов и методов высокотехнологичной медицинской помощи, развитие телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг.
При этом особое значение отводится внедрению современных высокотехнологичных методов медицинской помощи.
Необходима актуализация нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление контроля в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Предлагается установить согласование и мониторинг оказания высокотехнологичной медицинской помощи по республике и исполнения плановых объемов помощи, а также создание единых типовых программ листов ожидания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях.
Предлагается усилить ответственность республиканских медицинских организаций, включая установление административной ответственности, за нецелевое использование средств, нарушение сроков и порядка расчетов за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощь.
Дополнительным элементом обеспечения эффективной деятельности республиканских медицинских организаций в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи является внедрение института специалистов, прошедших углубленную подготовку по вопросам организации и экономики высокотехнологичной медицинской помощи.
Важно создание республиканской электронной информационной системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, которая будет включать своевременное и полное обеспечение информационного взаимодействия на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Необходима регулярная корректировка видов высокотехнологичной медицинской помощи путем включения новых, основанных на достижениях медицинской науки, методов и перевода растиражированных видов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Для обеспечения надлежащего уровня оказания высокотехнологичной медицинской помощи продолжится внедрение новых лечебно-диагностических и организационных технологий, расширение объемов и видов оказываемых высокотехнологичных медицинских услуг.
Приоритетными направлениями являются:
— внедрение персонализации диагностики и персонализированных средств лечения с учетом достижений науки в области изучения генома пациента. Новые современные подходы к лечению рака и нейродегенеративных заболеваний, напрямую связаны с нанотехнологиями. Назревает необходимость внедрения в практику нанотехнологических разработок в области диагностики и лечения, современных систем мониторинга эффективности лечения для персонализированной профилактики и диагностики мультифакторных заболеваний, тест-систем для предсказания рисков развития заболеваний, а также для ранней диагностики социально значимых болезней, механизмов направленной доставки лекарственных средств. Данные направления персонализированной медицины позволят достичь адекватного подбора лекарственной терапии и мониторинга заболеваний;
— внедрение исследований генома, которые позволят более точно определять и контролировать предрасположенность к заболеваниям, назначать более адекватные способы лечения и профилактики. К ним относятся секвенирование ДНК, протеомный анализ, микрочипы и достижения в области оптики и технологий визуализации, являющиеся передним краем персонализированной медицины;
— внедрение методов трансдермальной доставки лекарств и имплантируемых устройств доставки лекарственных средств;
— внедрение инновационных методов лечения нейродегенеративных заболеваний, нейротравм, последствий инсультов; методов лечения стволовыми клетками заболеваний сердца, инсулин-зависимого сахарного диабета и др., технологии выращивания кожи при критических ожогах;
— внедрение новых подходов к лечению пациентов с заболеваниями сердца и сосудов, прежде всего осложненных форм ишемической болезни сердца. Необходимо расширить примененение альтернативных методов лечения, в том числе метода трансмиокардиальной реваскуляризации миокарда, миниинвазивных технологий и др., позволяющих увеличить контингент оперируемых форм ишемической болезни сердца и значительно снизить летальность пациентов с терминальной сердечной недостаточностью. Будут внедрены в практику высокотехнологичные неинвазивные методы диагностики и комплексного лечения критических и сложных врожденных пороков сердца у детей, методы физиологического ремоделирования и гибридные методы при реконструкции клапанов сердца, а также новые подходы и методы хирургического лечения пациентов с осложненным течением аневризм восходящей аорты и сопутствующими пороками, позволяющие повысить результативность лечения и качество жизни пациентов с приобретенными пороками сердца и сосудов, минимально травматичные методологии доставки сердечно-сосудистых имплантатов и стентов;
— приоритетными высокотехнологичными направлениями в онкологии являются: химио — и гормонопрофилактика злокачественных опухолей и лекарственное лечение на ранних стадиях, включая адъювантную таргетную терапию, методик предоперационной (неоадъювантной) лекарственной терапии распространенных и метастатических опухолей с целью перевода их в операбельное и потенциально курабельное состояние; широкое внедрение современных методов генной и иммунофенотипической диагностики опухолей с целью раннего выявления и индивидуализации лечения больных со злокачественными новообразованиями;
— внедрение новых методов оценки характера внутрисосудистых тромбов для последующего тромболизиса. Будут внедрены новые технологии лизиса, деструкции и удаления внутрисосудистых тромбов при острых и хронических сосудистых поражениях мозга, а также внедрены современные алгоритмы в системе ургентной и плановой высокотехнологичной медицинской помощи. Будут внедрены инновационные современные методы хирургического лечения острого инсульта, внутримозговых сосудистых аневризм и мальформаций, эпилепсии, нейродегенеративных заболеваний ( в том числе с использованием интрацеребральной навигации, радиохирургии и других современных технологий);
— внедрение инновационных технологий нейрореабилитации на основе современных антигравитационных технологий, современных методов восстановления утраченных функций у неврологических пациентов на основе принципов роботизированной техники. Получит развитие специализированная нейрореабилитационная помощь при поражениях центральной нервной системы в перинатальном периоде, детском возрасте и у взрослых пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга с нарушениями двигательной и высших психических функций, в том числе и речи, развитие системы подготовки медицинских, психологических и педагогических кадров – нейрореабилитологов. Будут широко внедрены эндоскопические, лазерные методы диагностики и лечения, различные нейронавигационные системы и другие новейшие технологии нейровизуализации в неврологии;
— внедрение персонифицированных методов неинвазивной диагностики и лечения бесплодия, оптимизация алгоритма лабораторного обследования в течение беременности после реализации вспомогательных репродуктивных технологий.
В современных условиях развития медицины большое внимание уделяется не только лечению самой болезни, но и способам оказания медицинской помощи, а также ее последствиям. В хирургической практике немаловажными факторами являются: травматичность вмешательства, объем кровопотери, потребность в обезболивающих лекарственных средствах, время реабилитации и пребывания в стационаре, а также косметический результат после хирургического вмешательства.
Основными направлениями развития инвазивных технологий являются:
внедрение диагностических технологий визуализации и навигационных систем для хирургических заболеваний (фокусная интраоперационная визуализация опухолей, нейровизуализация заболеваний нервной системы и т.д.);
внедрение систем компьютерного моделирования и планирования операций;
внедрение способов доставки терапевтических препаратов при невозможности перорального или инъекционного введения;
внедрение методов контролируемых вмешательств (малоинвазивных технологий, транслюминальной хирургии), в том числе с использованием робототехники;
расширение диапазона комбинированных хирургических вмешательств;
усовершенствование методов трансплантации органов и тканей с использованием технологий регенеративной медицины;
внедрение современных методов и технологий вспомогательных систем жизнеобеспечения во время операции и раннем послеоперационном периоде.
Наиболее актуальными являются развитие сердечно-сосудистой реконструктивной хирургии, реконструктивной ангиологии, интервенционной аритмологии, малоинвазивной абдоминальной хирургии, малоинвазивной торакальной хирургии, интервенционной неврологии и онкологии.
Основным результатом будет внедрение в практику новых диагностических технологий, новых технологий малоинвазивных и комбинированных операций.
Введение новых лечебно-диагностических и организационных технологий, расширение объемов и видов оказываемых высокотехнологичных медицинских услуг повысит качество оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Реализация всех указанных направлений Стратегии и внедрение современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения будут иметь значительный социально-экономический эффект, приведя к снижению летальности, смертности и инвалидизации, увеличению продолжительности жизни и ее качества в республике. Это позволит внести существенный вклад в совершенствование системы охраны здоровья населения в Республике Саха (Якутия).

VI. Целевые показатели реализации Стратегии

Результаты реализации Стратегии планируется оценивать по следующим показателям:
1) уровень смертности населения, в том числе смертности от заболеваний системы кровообращения, новообразований, в том числе злокачественных (на 100 тыс. человек);
2) объем медицинской помощи (всех видов), предоставленной в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (на одно застрахованное лицо);
3) степень обеспечения расходными материалами, износа основных фондов в сфере здравоохранения республики (в процентах).

VII. Основные этапы и ожидаемые результаты

Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа в соответствии с этапами развития экономики и бюджетной системы Республики Саха (Якутия). Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Стратегии.
На первом этапе реализации Стратегии (2019-2020 годы):
1) создаются правовые, организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие устойчивое функционирование системы здравоохранения республики;
2) принимаются необходимые решения по реализации Стратегии;
3) утверждается План мероприятий («дорожная карта») по реализации настоящей Стратегии;
4) формируется целостная система подготовки и привлечения кадров для системы здравоохранения республики;
5) создаются условия для роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения республики.
Ожидаемыми к 2021 году результатами первого этапа реализации Стратегии являются:
1) увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,04 лет;
2) снижение смертности от всех причин на 1000 населения до 7,7;
3) снижение смертности от заболеваний системы кровообращения до 316,1 случаев на 100 тысяч человек;
4) снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 133,2 случаев на 100 тысяч человек;
5) увеличение удовлетворенности потребности населения по высокотехнологичной медицинской помощи до 83,5%;
6) увеличение обеспеченности населения врачами (на 10 тыс. населения) до 52,9.
На втором этапе реализации Стратегии (2021-2024 годы):
1) формируются новые, в том числе организационные и управленческие решения, направленные на устойчивое и прогрессивное развитие системы здравоохранения республики, сохранение здоровья населения республики и повышение качества медицинской помощи;
2) реализуются меры, направленные на создание и внедрение в медицинскую практику новых технологий и медицинских услуг, отвечающих современному развитию медицинской науки;
3) создаются условия, в том числе новая инфраструктура, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Ожидаемыми к 2025 году результатами второго этапа реализации Стратегии являются:
1) увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,26 лет;
2) снижение смертности от всех причин на 1000 населения до 7,5;
3) снижение смертности от заболеваний системы кровообращения до 279,6 случаев на 100 тысяч человек;
4) снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 130,0 случаев на 100 тысяч человек;
5) увеличение удовлетворенности потребности населения по высокотехнологичной медицинской помощи до 84%;
6) увеличение обеспеченности населения врачами (на 10 тыс. населения) до 55,0.

VIII. Механизм реализации Стратегии.
Источники ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных Стратегией

1) Реализация Стратегии обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти, медицинских организаций.
2) Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает и утверждает план мероприятий реализации Стратегии. План включает в себя сгруппированные по этапам реализации Стратегии задачи и мероприятия.
3) Координация деятельности по реализации Стратегии возлагается на Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
4) Реализация Стратегии осуществляется за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных средств.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
27 мая
  • Ощущается: -2°Влажность: 86% Скорость ветра: 2 м/с