Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 января 2019 года № 331 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г.№ 2262 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы”»

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 января 2019 года № 331 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г.№ 2262 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы”»

17:35
18 января 2019
Читайте нас

В целях приведения объемов финансирования государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» в соответствие Закону Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2018 года 2047-З № 5-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» п о с т а н о в л я ю:

  1. Внести в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. № 2262 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» следующие изменения:

1.1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.».
1.2. В государственной программе:
1.2.1. В паспорте государственной программы:
1.2.1.1. Строку «Ответственный исполнитель Программы» изложить в следующей редакции:

Ответственный исполнитель Программы Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.1.2. Строку «Соисполнители Программы» изложить в следующей редакции:

Соисполнители Программы Министерство экономики Республики Саха (Якутия)

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)

1.2.1.3.  Строку «Участники Программы» изложить в следующей редакции:

Участники

Программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

Министерство инноваций, цифрового развития
и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия)

1.2.1.4. Строку «Целевые показатели (индикаторы) Программы» изложить в следующей редакции:

Целевые показатели (индикаторы) Программы 1. Объем инвестиций, привлеченных инвестиционной инфраструктурой:

2018 год — 1 млрд руб.

2019 год — 1 млрд руб.

2020 год — 1 млрд руб.

2021 год — 1 млрд руб.

2022 год — 1 млрд руб.

2. Показатель результативности реализации инновационных проектов, получивших государственную поддержку:

2018 год — 90%

2019 год — 90%

2020 год — 90%

2021 год — 90%

2022 год — 90%

3. По результатам национального рейтинга состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ:

2018 год — не ниже 52 места

2019 год — не ниже 45 места

2020 год — не ниже 30 места

2021 год — не ниже 30 места

2022 год — не ниже 26 места

4. Оборот розничной торговли:

2018 год – 224 млрд руб.

2019 год — 233 млрд руб.

2020 год — 243 млрд руб.

2021 год — 254 млрд руб.

2022 год — 273 млрд руб.

1.2.1.5. Строку «Объем финансового обеспечения программы» изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения программы Объемы финансового обеспечения программы – 5 669 611,57 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 3 048 516,66 тыс. руб.

2019 год – 974 163,73 тыс. руб.

2020 год – 386 347,83 тыс. руб.

2021 год – 565 060,18 тыс. руб.

2022 год – 695 523,17 тыс. руб.

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 2 150 535,47 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 791 757,86 тыс. руб.

2019 год – 323 576,93 тыс. руб.

2020 год – 271 617,33 тыс. руб.

2021 год – 374 060,18 тыс. руб.

2022 год – 389 523,17 тыс. руб.

б) за счет средств федерального бюджета –
2 164 966,10 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 641 648,80 тыс. руб.

2019 год – 99 586,80 тыс. руб.

2020 год – 83 730,50 тыс. руб.

2021 год – 140 000,00 тыс. руб.

2022 год – 200 000,00 тыс. руб.

в) за счет средств местных бюджетов —                                299 110,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 64 110,00 тыс. руб.

2019 год – 50 000,00 тыс. руб.

2020 год – 30 000,00 тыс. руб.

2021 год – 50 000,00 тыс. руб.

2022 год – 105 000,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 1 055 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 551 000,00 тыс. руб.

2019 год – 501 000,00 тыс. руб.

2020 год – 1 000,00 тыс. руб.

2021 год – 1 000,00 тыс. руб.

2022 год – 1 000,00 тыс. руб.

1.2.1.6. Строку «Ожидаемые результаты реализации Программы» изложить в следующей редакции:

Ожидаемые результаты реализации Программы 1. Объем инвестиций, привлеченных инвестиционной инфраструктурой — не менее 5 млрд руб. к 2022 году.

2. Показатель результативности реализации инновационных проектов, получивших государственную поддержку — 90% ежегодно.

3. По результатам национального рейтинга состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ — не менее 26 места к 2022 году.

4. Оборот розничной торговли — 273 млрд руб. к 2022 году.

1.2.2.   В паспорте подпрограммы № 1 «Обеспечивающая подпрограмма»:
1.2.2.1.  Строку «Ответственный исполнитель подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.2.2. Строку «Объем финансового обеспечения подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы Объемы финансового обеспечения подпрограммы –297 684,20 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 66 161,59 тыс. руб.

2019 год – 57 880,65 тыс. руб.

2020 год – 57 880,65 тыс. руб.

2021 год – 57 880,65 тыс. руб.

2022 год – 57 880,65 тыс. руб.

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 297 684,20 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 66 161,59 тыс. руб.

2019 год – 57 880,65 тыс. руб.

2020 год – 57 880,65 тыс. руб.

2021 год – 57 880,65 тыс. руб.

2022 год – 57 880,65 тыс. руб.

б) за счет средств федерального бюджета – 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 0,00 тыс. руб.

2019 год – 0,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

в) за счет средств местных бюджетов – 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 0,00 тыс. руб.

2019 год – 0,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 0,00 тыс. руб.

2019 год – 0,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

1.2.2.3.  Строку «Задачи подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Задачи подпрограммы Осуществление организационно-кадровой и финансово-хозяйственной деятельности Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.2.4.  Строку «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Обеспечение организационно-кадровой и финансово-хозяйственной деятельности Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.3.   В паспорте подпрограммы № 2 «Формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов на 2018 — 2022 годы»:
1.2.3.1.  Строку «Ответственный исполнитель подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.3.2.  Строку «Объем финансового обеспечения подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы Объемы финансового обеспечения подпрограммы –
1 001 157,50 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 177 161,50 тыс. руб.

2019 год – 180 117,00 тыс. руб.

2020 год – 67 267,00 тыс. руб.

2021 год – 230 806,00 тыс. руб.

2022 год – 345 806,00 тыс. руб.

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 255 847,50 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 50 411,50 тыс. руб.

2019 год – 89 557,00 тыс. руб.

2020 год – 36 267,00 тыс. руб.

2021 год – 39 806,00 тыс. руб.

2022 год – 39 806,00 тыс. руб.

б) за счет средств федерального бюджета – 441 200,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 61 640,00 тыс. руб.

2019 год – 39 560,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 140 000,00 тыс. руб.

2022 год – 200 000,00 тыс. руб.

в) за счет средств местных бюджетов – 299 110,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 64 110,00 тыс. руб.

2019 год – 50 000,00 тыс. руб.

2020 год – 30 000,00 тыс. руб.

2021 год – 50 000,00 тыс. руб.

2022 год – 105 000,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 5 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 000,00 тыс. руб.

2019 год – 1 000,00 тыс. руб.

2020 год – 1 000,00 тыс. руб.

2021 год – 1 000,00 тыс. руб.

2022 год – 1 000,00 тыс. руб.

1.2.4.   В паспорте подпрограммы № 3 «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»:
1.2.4.1.  Строку «Ответственный исполнитель подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.4.2.  Строку «Участники подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Участники подпрограммы Министерство экономики Республики Саха (Якутия)

Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия)

1.2.4.3. Строку «Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 1. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП:

2018 год — 15,3%

2019 год — 15,7%

2020 год — 16,5%

2021 год — 17,2%

2022 год — 18,1%

2. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей):

2018 год — 98,5 тыс. человек

2019 год — 100,1 тыс. человек

2020 год — 102,3 тыс. человек

2021 год — 104,5 тыс. человек

2022 год — 108,5 тыс. человек

3. Количество муниципальных районов и городских округов, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий:

2018 год — 6 ед.

2019 год — 7 ед.

2020 год — 8 ед.

2021 год — 10 ед.

2022 год — 12 ед.

4. Доля обученных, от общего количества получивших государственную поддержку по линии Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия):

2018 год — 50%

2019 год — 50%

2020 год — 50%

2021 год — 50%

2022 год — 50%

5. Доля обучившихся в возрасте от 14 до 30 лет (молодежи), от общего количества получателей образовательной поддержки:

2018 год — 50%

2019 год — 50%

2020 год — 50%

2021 год — 50%

2022 год — 50%

6. Коэффициент выживаемости через 3 года субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка:

2018 год — Х

2019 год — Х

2020 год — Х

2021 год — 60%

2022 год — 60%

7. Результаты национального рейтинга состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ:

2018 год — не ниже 52 места

2019 год — не ниже 45 места

2020 год — не ниже 30 места

2021 год — не ниже 30 места

2022 год — не ниже 26 места

1.2.4.4.  Строку «Объем финансового обеспечения подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы Объемы финансового обеспечения подпрограммы –
3 962 674,96 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 2 718 361,95 тыс. руб.

2019 год – 660 157,69 тыс. руб.

2020 год – 182 270,89 тыс. руб.

2021 год – 193 918,52 тыс. руб.

2022 год – 207 965,91 тыс. руб.

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 1 222 821,66 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 602 553,15 тыс. руб.

2019 год – 108 643,69 тыс. руб.

2020 год – 109 740,39 тыс. руб.

2021 год – 193 918,52 тыс. руб.

2022 год – 207 965,91 тыс. руб.

б) за счет средств федерального бюджета – 1 689 853,30 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 565 808,80 тыс. руб.

2019 год – 51 514,00 тыс. руб.

2020 год – 72 530,50 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

в) за счет средств местных бюджетов – 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 0,00 тыс. руб.

2019 год – 0,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 1 050 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 550 000,00 тыс. руб.

2019 год – 500 000,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

1.2.4.5. Строку «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП не менее 18,1% к 2022 году.

2. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) не менее 108,5 тыс. человек к 2022 году.

3. Количество муниципальных районов и городских округов, на территории которых положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий достигнет 12 ед. к 2022 году.

4. Доля обученных, от общего количества получивших государственную поддержку по линии Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) не менее 50% ежегодно.

5. Доля обучившихся в возрасте от 14 до 30 лет (молодежи), от общего количества получателей образовательной поддержки, не менее 50% ежегодно.

6. Коэффициент выживаемости через 3 года субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка, не менее 60%.

7. По результатам национального рейтинга состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ Республика Саха (Якутия) займет 26 место

1.2.5.   В паспорте подпрограммы № 4 «Развитие инновационного предпринимательства на 2018 — 2022 годы»:
1.2.5.1.  Строку «Ответственный исполнитель подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)

1.2.5.2.  Строку «Объем финансового обеспечения подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы Объемы финансового обеспечения подпрограммы –
408 094,90 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 86 831,62 тыс. руб.

2019 год – 76 008,39 тыс. руб.

2020 год – 78 929,29 тыс. руб.

2021 год – 82 455,00 тыс. руб.

2022 год – 83 870,60 тыс. руб.

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 374 182,10 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 72 631,62 тыс. руб.

2019 год – 67 495,59 тыс. руб.

2020 год – 67 729,29 тыс. руб.

2021 год – 82 455,00 тыс. руб.

2022 год – 83 870,60 тыс. руб.

б) за счет средств федерального бюджета – 33 912,80 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 14 200,00 тыс. руб.

2019 год – 8 512,80 тыс. руб.

2020 год – 11 200,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

в) за счет средств местных бюджетов – 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 0,00 тыс. руб.

2019 год – 0,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 0,00 тыс. руб.

2019 год – 0,00 тыс. руб.

2020 год – 0,00 тыс. руб.

2021 год – 0,00 тыс. руб.

2022 год – 0,00 тыс. руб.

1.2.6.   В паспорте подпрограммы № 5 «Развитие предпринимательства на потребительском рынке Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»:
1.2.6.1.  Строку «Ответственный исполнитель подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

1.2.6.2. Строку «Целевые индикаторы (индикаторы) подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

 

1. Оборот розничной торговли (млрд руб.)

2018 год — не менее 224,7;

2019 год — не менее 233,8;

2020 год — не менее 243,7;

2021 год — не менее 254,8;

2022 год — не менее 273,5.

2. Удовлетворенность требований потребителей по качеству и безопасности продукции для жизни и населения (%).

2018 год — не ниже 30;

2019 год — не ниже 35;

2020 год — не ниже 40;

2021 год — не ниже 45;

2022 год — не ниже 50

1.2.6.3. Строку «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» изложить в следующей редакции:

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1. Оборот розничной торговли к 2022 году — не менее 273,50 млрд руб.

2. Доля потребителей, удовлетворенных качеством и безопасностью продукции для жизни и населения к 2022 году — не менее 50%

1.2.7. В разделе I «Характеристика текущей ситуации»:
1.2.7.1. Пункт 1.2 «Предпринимательство и местное производство» изложить в следующей редакции:

«1.2. Предпринимательство

Малый бизнес в Республике Саха (Якутия) приобретает все большее значение в экономике, становится одним из важных факторов социальной и политической стабильности, стратегическим ресурсом развития региона.

По итогам 2017 года в республике действуют 11 438 малых и средних предприятий, 37 669 индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают 30,1% занятых в экономике республики, 29,6% общего оборота предприятий в Республике Саха (Якутия), 68,8% оборота розничной торговли, 45,16% объема платных услуг в Республике Саха (Якутия).

За 2015-2017 годы создано 7668 субъектов малого и среднего предпринимательства. Оборот малых и средних предприятий в республике увеличился на 11,7% по сравнению с показателем 2015 года. При этом в 2017 году наблюдалось сокращение субъектов малого и среднего предпринимательства на 3 600 единиц. Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в анализируемом периоде наблюдалось по итогам 2015 года – 52 767 единицы, увеличение оборота малых и средних предприятий по итогам 2016 года на 18,2% по сравнению с 2015 годом. Такое увеличение обусловлено проведением в 2015 году Года предпринимательства, при этом в результате интенсификации мероприятий и мер поддержки малому и среднему предпринимательству оборот малого бизнеса увеличился в последующем 2016 году.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (далее – Стратегия) главной задачей развития малого и среднего предпринимательства в республике является изменение отраслевой структуры малого бизнеса в пользу инновационно-производственной, повышение его конкурентоспособности, вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий, формирование механизмов акселерации развития малых и средних предприятий.

Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2030 году определены: доля численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в численности рабочей силы – 37% (рост в 1,2 раза к 2015 году), вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП – 16% (рост на 1 п. п.), доля обрабатывающих производств в обороте сектора малого и среднего предпринимательства – 20% (рост в 3,4 раза к 2015 году), доля годового объема закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, не менее 25%, доля конкурентных рынков в общем объеме социально значимых рынков – 100%, доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не менее 15% (рост в 1,7 раза к 2015 году), коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства – 20,5 (рост в 1,3 раза к 2015 году), количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) – 57,54 в расчете на 1 тыс. человек населения (рост на 4,65% к 2015 году), количество муниципальных районов и городских округов, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий – не менее 25 ед., доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет – 12,5% (рост в 2,5 раза к 2015 году).

Потенциал развития малого и среднего предпринимательства обусловлен ограничениями спроса (уровень насыщенности локальных рынков, наличие платежеспособного спроса населения на товары и услуги субъектов малого и среднего предпринимательства и т.п. факторами).

Производимая в республике продукция в настоящий момент является неконкурентоспособной по основным позициям на национальном рынке сбыта и ограниченно конкурентоспособной на глобальных рынках сбыта.

При этом, кроме макроэкономических показателей, влияющих на потенциал развития предпринимательства в республике, к существующим ограничениям необходимо отнести:

низкую внутреннюю транспортную доступность, зависимость от сезонного фактора, которая во многих районах осложнена труднодоступностью и отдаленностью наслегов;

высокую степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;

недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;

недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;

административные барьеры;

тарифную политику естественных монополий и т.д.

Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

Таблица 1

Наименование показателя Факт

январь декабрь 2015 г.

Факт

январь декабрь 2016 г.

Факт

январь декабрь 2017 г.

Динамика,

% 2015/2014

Динамика,

%

2016/2015

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц 52 767 49 373 49 107 99,5% 93,1%
в том числе:          
малые и средние предприятия, единиц 14 097 11 212 11 438 102,0% 81,1%
малые предприятия, единиц 13 992 11 115 11 330 101,9% 81,0%
средние предприятия, единиц 105 97 108 111,3% 102,9%
индивидуальные предприниматели, единиц 38 670 38 161 37 669 98,7% 97,4%
2. Среднесписочная численность работников, чел. 105 845 108 812 95 816 88,1% 90,5%
малые и средние предприятия, чел. 50 723 49 266 50111 101,7% 98,8%
малые предприятия, чел. 43477 42 577 43 443 102,0% 99,9%
средние предприятия, чел. 7 246 6 689 6 668 99,7% 92,0%
индивидуальные предприниматели, чел. 551 227 59 546 45 705 76,8% 82,9%
3. Инвестиции в основной капитал, млн руб. 3 286,75 3 811,0 4 196,10 110,1% 127,7%
4. Оборот организаций (малые и средние предприятия), млн руб., в том числе: 164 071,1 193 900,2 183 312,0 94,5% 111,7%
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн руб. 97 209,2 120 307,1 101 053,6 83,9% 103,9%

Наибольшее число малых предприятий приходится на вид экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования занято» – 27,3% от общего числа малых предприятий.
В сфере «Транспортировка и хранение» – 14,5% малых предприятий, в сфере «Строительство» – 13,02% малых предприятий, «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» – 10,3%, «Обрабатывающие производства» – 7,4%, «Деятельность профессиональная, научная и техническая» – 7,1%, «Предоставление прочих видов услуг» – 4,49%, «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» – 2,9%.

Распределение малых предприятий по видам деятельности

Таблица 2

Наименование вида экономической деятельности Количество малых предприятий, ед. Доля занятых по

данному виду

деятельности, %

  2016 2017 2016 2017
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 597 566 5,3 4,9
Добыча полезных ископаемых 237 296 2,2 2,6
Обрабатывающие производства 802 738 7,2 6,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 143 222 1,3 1,9
Строительство 2 624 2 631 23,6 23,2
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 513 2 401 22,6 21,2
Гостиницы и рестораны 254 274 2,3 2,4
Транспорт и связь 801 1 200 7,2 10,6
Финансовая деятельность 284 266 2,6 2,4
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 2 303 1 789 20,7 15,8
Образование 50 50 0,4 0,4
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 213 216 1,9 1,9
Предоставление прочих видов услуг 294 681 2,6 6,1
ИТОГО 11 115 11 330 100 100

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей по итогам 2017 года составила 95 816 человек, наблюдается значительное сокращение в сравнении с 2016 годом на 11,9%.

Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей) доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике составляет по итогам 2017 года 30,1%. Наблюдается отрицательная динамика по сравнению с 2015 годом – снижение 4,7%.

Оборот малых предприятий за 2017 год составляет 158 258,3 млн руб., оборот средних предприятий – 25 053,7 млн руб. Оборот средних предприятий в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 1,4%. Таким образом, доля оборота средних предприятий в общем обороте предприятий составляет 13,95%, наблюдается снижение доли оборота средних предприятий в общем обороте организаций до 96,1%, по малым предприятиям – снижение доли оборота малых предприятий в общем обороте организаций до 88,8% (Таблица 3).

Таблица 3

  2015 2016 2017 % 2017 / 2016 % 2017 / 2015
Общий оборот организаций в Республике Саха (Якутия), млн руб. 893 220,0 1 078 485,0 1 134 177,9 103,7 126,9%
Оборот средних предприятий, млн руб. 28 862,5 24 717,5 25 053,7 93,5 117,0%
Оборот малых предприятий, млн руб. 135 208,5 169 182,7 158 258,3 101,4 86,8%
Доля оборота средних предприятий в общем обороте организаций, в % 3,3 2,3 2,2 96,1 66,6
Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций, в % 15,2 15,7 13,9 88,8 91,4

Оборот малых и средних предприятий в основном обеспечивается предприятиями оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительного комплекса и предприятиями, занимающимися добычей полезных ископаемых. На вид деятельности «Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов » приходится 42,1% оборота малых и средних предприятий, «Строительство» – 18,7%, «Обрабатывающие производства» – 8,8%, «Транспортировка и хранение» – 8,2%, «Добыча полезных ископаемых» – 6,7%, «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом » – 3,5% и т.д.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, за 2017 год составил 101 053,6 млн руб., что на 16,0% меньше, чем за 2016 год.

По показателю «Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий» в 2017 году наблюдается позитивная динамика. Так, увеличение инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий за 2017 год по сравнению с 2016 годом составило 10,1% и составило 4 196,1 млн руб.

Наибольшее число индивидуальных предпринимателей приходится на вид экономической деятельности в 2017 году «Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов » – 40,3% от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, «Транспортировка и хранение» – 14,4%, «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – 12,9%, «Строительство» – 8,0%, «Предоставление прочих видов услуг» – 5,2%. (Таблица 4).

Распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности в 2017 году

Таблица 4

Наименование вида экономической деятельности Количество ИП, ед. в % к итогу Численность занятых в сфере ИП в % к итогу
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство 2 729 12,9 5 908 12,9
Добыча полезных ископаемых 4 0,1 4 0,1
Обрабатывающие производства 1 083 5,2 1 887 4,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 24 0,1 69 0,2
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 52 0,3 118 0,3
Строительство 1 686 8,0 3 775 8,3
Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов 8 498 40,3 23 441 51,3
Транспортировка и хранение 3 024 14,4 4 459 9,7
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 499 2,4 1 204 2,6
Деятельность в области информации и связи 348 1,6 452 1,0
Деятельность финансовая и страховая 59 0,3 69 0,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 343 1,6 492 1,1
Деятельность профессиональная, научная и техническая 982 4,6 1 326 2,9
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 276 1,3 363 0,8
Образование 84 0,4 330 0,7
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 180 0,8 301 0,6
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 122 0,6 135 0,3
Предоставление прочих видов услуг 1 095 5,2 1 372 3,0

Всего индивидуальными предпринимателями производится около 44 видов промышленной продукции, при этом большинство предпринимателей занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, древесины необработанной, бревен хвойных пород, древесины топливной, рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных.

Вклад индивидуальных предпринимателей наиболее значителен в объеме производителей республики таких видов товаров, как полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) охлажденные, подмороженные и замороженные
(5 137,4 тонн или 64,8%), изделия колбасные (7 388,6 тонн 56,1%), пальто и полупальто (0,151 тыс. штук или 72,6%), мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена (2059,0 тыс. штук или 100%) и т.д.».

1.2.7.2.     Пункт 1.4 «Торговля» изложить в следующей редакции:

«1.4. Торговля

Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением населения потребительскими товарами и услугами, взаимосвязана как с отдельными отраслями, так и со всей экономикой республики. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. На сегодня торговая отрасль формирует 7,6% валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) и третью позицию в его структуре.

Общая численность занятых в сфере торговли Республики Саха (Якутия) составляет более 60 тысяч человек (11,6 процентов от всего занятого населения Республики Саха (Якутия)).

На потребительском рынке Республики Саха (Якутия) функционирует более 5 тыс. торговых объектов, общая торговая площадь которых составляет более 727 тыс. кв. метр. В сравнении с 2011 годом общая торговая площадь увеличилась на 309,5 тыс. кв. метров или в 1,7 раза (в 2011 — 417,6 тыс. кв. м.). За последние четыре года в отрасль инвестировано порядка 2 млрд рублей. Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса, из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства 35 процентов осуществляют деятельность в данной сфере. При этом следует особо отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства, так как зачастую именно торговля является первым «стартовым» видом бизнеса для многих предпринимателей (доля субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте розничной торговли за январь — декабрь 2017 года составила 84,6%).

Современное состояние потребительского рынка Республики Саха (Якутия) характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, высоким уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий торговли практически по всей территории. Исключение составляет арктическая группа улусов, где в связи с низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичного транспортного сообщения уровень обеспечения услугами торговли ниже среднереспубликанского.

За период 2011 — 2017 годов оборот розничной торговли увеличился на 24,4 процента в сопоставимых ценах. Однако динамика за анализируемый период неоднородна, если до 2014 года, когда зафиксирован его максимум в 108,9% наблюдался ежегодный прирост, в 2015 году произошло замедление темпов роста оборота розничной торговли — он составил в сопоставимых ценах 102,1%. Оборот розничной торговли на душу населения за пять последних лет вырос на 20,8%, его динамика сопоставима с динамикой оборота розничной торговли.

Динамика оборота розничной торговли

Наименование показателей 2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

Оборот розничной торговли, млн рублей 119,6 129,1 142,8 165,8 188,5 203,6 212,7
в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах 102,7 102,6 104,5 108,9 102,1 99,4 100,1
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей 124,9 135,1 149,6 173,5 196,7 211,4 220,4
в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах 102,9 102,8 104,6 108,9 102,1 90,0 99,4

За 2010-2017 годы количество объектов розничной торговли в Республике Саха (Якутия) увеличилось на 632 единицы или более чем на 10 процентов, прирост торговой площади составил 250,0 тыс. кв. метров. Более 80 процентов торговых объектов республики соответствуют современным форматам.

Фактическая обеспеченность населения Республики Саха (Якутия) площадью торговых объектов составляет 760 кв. метров на 1000 жителей, при утвержденном нормативе 371,0 кв. метр, превышая нормативную в 2 раза. Несмотря на то, что уровень обеспеченности торговыми площадями на 1 000 жителей по Республике Саха (Якутия) превышает установленный норматив, существует диспропорция в уровне обеспеченности торговыми площадями городских и сельских населенных пунктов, муниципальных образований и городского округа «город Якутск».

Наибольшую обеспеченность имеет Хангаласский улус – 761,1 кв. м на тыс. человек, наименьшую – Эвено-Бытантайский национальный улус – 43,6 кв. м на тыс. человек.

Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Саха (Якутия) составил 76,3%, из 36 улусов (районов) 25 достигли установленного норматива, при этом уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров достигнут всеми улусами (районами) и составил 100%, а по продаже непродовольственных товаров уровень достигнут только в 18 улусах (районах) (50%).

Низкий уровень (ниже 50%) обеспеченности населения Республики Саха (Якутия) площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров выявлен в следующих улусах (районах): Абыйском – 41,5%; Аллаиховском – 0%; Анабарском – 39,8%; Жиганском – 27,8%; Кобяйском – 18,0%; Эвено-Бытантайском – 0%.

По состоянию на 01 января 2018 года количество нестационарных торговых объектов составило 1 008 единиц. Расширяется сеть мобильной торговли, реализующая продукцию местных товаропроизводителей, которая насчитывает на сегодня 50 объектов.

Для оказания содействия и поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Саха (Якутия) в реализации собственной продукции и ценовой доступности товара для населения, ежегодно, начиная с 2010 года, во всех муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) проводятся ярмарки выходного дня. Ярмарки выходного дня по продаже овощной и цветочной рассады, овощей, даров природы проводятся с мая по сентябрь, по реализация молочной, мясной, рыбной продукции — с октября по март. На ярмарках создано 345 торговых места для реализации сельскохозяйственной продукции. В период массового сбора урожая организуются дополнительные торговые площадки.

Оптовую торговлю в Республике Саха (Якутия) осуществляют более
1 600 крупных и мелких оптовых операторов. В улусах (районах) Республики Саха (Якутия) оптовое звено представлено единичными мелкооптовыми операторами, организации розничной торговли осуществляют закупки товаров на оптовых базах г. Якутска, г. Нерюнгри, пгт. Нижний Бестях.

В связи с ростом конкуренции розничных торговых сетей и гипермаркетов оптовая торговля переходит на новые методы ведения бизнеса. В целях дальнейшего развития оптового звена в Республике Саха (Якутия) ведется работа по строительству транспортно-логистического центра в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Развитие оптовой инфраструктуры республики, в силу климатических особенностей, отстает от современных требований; главная проблема — в нехватке логистических комплексов, которые обеспечивали бы ответственное хранение грузов и их доставку до пунктов сбыта продовольственных товаров.».

1.2.8.   В разделе II «Цели, задачи и мероприятия программы»:

1.2.8.1.     В подпрограмме № 3 «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия)»:

1.2.8.1.1.   Пункт 3.2.4 «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие комплекса объектов дорожного сервиса» признать утратившим силу.

1.2.8.1.2.   После пункта 3.2.5 «Субсидирование части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых производством местной продукции» дополнить пунктом 3.2.6 в следующей редакции:

«3.2.6. «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, на проведение презентации республиканской продукции субъектов малого и среднего предпринимательства»:

Актуальность субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, вызвана тем, что участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях является важным индикатором степени развитости бизнеса, использования современных форм и методов продвижения собственной продукции и услуг на рынке. Кроме того, уровень активности предпринимателей в данной сфере отражает готовность малого и среднего бизнеса к налаживанию деловых контактов, основанных не на личных связях и возможностях, а на исключительно рыночных механизмах в условиях конкурентной борьбы.».

1.2.8.1.3.   Пункт 3.4 «Основное мероприятие «Комплексная поддержка экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства».» признать утратившим силу.

1.2.8.1.4.   Пункт 3.7 «Основное мероприятие «Поддержка кластеров в Республике Саха (Якутия)»» признать утратившим силу.

1.2.8.1.5.   Пункт 3.11.1 «Поддержка и развитие молодежного предпринимательства» изложить в следующей редакции:

«3.11.1. «Поддержка и развитие молодежного предпринимательства»:

Мероприятия направлены на реализацию политики, озвученной в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года №1083-р, и предполагают реализацию образовательных программ по популяризации предпринимательства в молодежной среде, способствуют открытию собственного дела с привлечением опытных предпринимателей, открытию школьных бизнес-инкубаторов и сопровождению молодежных бизнес-проектов. Сотрудничество с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия), с целью укрепления горизонтальных связей между министерствами и ведомствами в части популяризации молодежного предпринимательства, субъектов, занятых в сфере местного производства, содействия развитию агропрофилированных школ и созданию школьных бизнес-инкубаторов.».

1.2.8.1.6.   Пункт 3.12 «Основное мероприятие «Формирование благоприятного инвестиционного и бизнес климата»» признать утратившим силу.

1.2.8.2.     Пункт 5.1 «Основное мероприятие «Развитие малых торговых форматов»» подпрограммы № 5 «Развитие предпринимательства на потребительском рынке Республике Саха (Якутия)» признать утратившим силу.

1.3.     Приложение № 1 «Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий государственной программы, и их значениях» изложить в редакции согласно приложению №1 к настоящему Указу

1.4.     Приложение № 2 «Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» изложить в редакции согласно приложению №  2 к настоящему Указу.

1.5.     В пункте 1.1.1 приложения № 3 «Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий (далее – Порядок)» слова «Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство)» заменить словами «Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики
Саха (Якутия) (далее — Министерство)».

  1. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к Указу Главы Республики Саха (Якутия)
от 14 января 2019 г. № 331
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/331-1.pdf

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
Читайте также
3 мая
  • Ощущается: 1°Влажность: 60% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: