Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2019 года № 878 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы»

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2019 года № 878 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы»

16:12
19 февраля 2020
Читайте нас на

В целях повышения в Республике Саха (Якутия) уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами постановляю:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы».
2. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2019 г. № 358 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы».
3. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Волкова Е.А.) своевременно приводить параметры комплексной программы в соответствие с законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период.
4. Настоящий Указ вступает в силу с 01 января 2020 года.
5. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
6. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ.

УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 10 декабря 2019 г. № 878

Комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы»
Паспорт комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы»

Наименование программы Комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы»
Основания разработки программы Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 г. (далее — Конвенция о правах инвалидов);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р;

Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016  № 1506-р;

государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363;

план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 — 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 893-р (далее — План мероприятий по повышению занятости инвалидов);

план мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 — 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1507-р;

приказ Минтруда России от 26.12.2017 № 875
«Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 30.11.2017 № 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 15.12.2017 № 2282 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 15.12.2017 № 2283 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 04.12.2017 № 2261 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 04.12.2017 № 2263 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия)
от 04.12.2017 № 2258 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»

Координатор программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
Ответственные исполнители программы Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия);

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения

Цель программы Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия)
Задачи программы: 1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи в Республике Саха (Якутия);

2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия);

3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия);

4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

Целевые показатели (индикаторы) программы а) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);

б) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);

в) доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Саха (Якутия), нуждающихся в получении таких услуг;

г) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов Республики Саха (Якутия);

д) доля инвалидов, получающих профессиональное образование, в общей численности инвалидов, нуждающихся в получении профессионального образования;

е) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Саха (Якутия);

ж) доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости;

з) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в органы службы занятости в отчетный период;

и) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости;

к) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Республики Саха (Якутия), впервые признанных инвалидами и обратившихся в органы службы занятости;

л) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Саха (Якутия), в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);

м) доля семей Республики Саха (Якутия), включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;

н) доля специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов

Сроки реализации программы 2020 — 2022 годы
Объем и источники финансирования программы Общий объем финансирования составляет 30 161,5 тыс. рублей, из них:

в 2020 году – 10 087,3 тыс. рублей;

в 2021 году – 10 087,3 тыс. рублей;

в 2022 году –   9 986,9 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий программы субъекта, составляет 27 948,3 тыс. рублей, из них:

в сфере деятельности Минтруда России — 8 350,64 тыс. рублей, из них:

в 2020 году – 2 772,87 тыс. рублей;

в 2021 году – 2 772,87 тыс. рублей;

в 2022 году – 2 804,90 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минспорта России — 225,8 тыс. рублей, из них:

в 2020 году –        75,0 тыс. рублей;

в 2021 году –        75,0 тыс. рублей;

в 2022 году –      75,80 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минпросвещения России — 15 798,6 тыс. рублей, из них:

в 2020 году – 5 246,10 тыс. рублей;

в 2021 году – 5 246,10 тыс. рублей;

в 2022 году – 5 306,40 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минкультуры России — 282,86 тыс. рублей, из них:

в 2020 году –     93,73 тыс. рублей;

в 2021 году –     93,73 тыс. рублей;

в 2022 году –     95,40 тыс. рублей;

в сфере деятельности Минздрава России — 3 290,4 тыс. рублей, из них:

в 2020 году – 1 092,60 тыс. рублей;

в 2021 году – 1 092,60 тыс. рублей;

в 2022 году – 1 105,20 тыс. рублей.

Объем средств бюджета субъекта Российской Федерации составляет 2 213,2 тыс. рублей, из них:

в 2020 году –     807,0 тыс. рублей;

в 2021 году –     807,0 тыс. рублей;

в 2022 году –     599,2 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы а) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);

б) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);

в) увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Саха (Якутия), нуждающихся в получении таких услуг;

г) увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов Республики Саха (Якутия);

д) увеличение доли инвалидов, получающих профессиональное образование, в общей численности инвалидов, нуждающихся в получении профессионального образования;

е) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Саха (Якутия);

ж) увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости;

з) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в органы службы занятости в отчетный период;

и) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости;

к) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Республики Саха (Якутия), впервые признанных инвалидами и обратившихся в органы службы занятости;

л) увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Саха (Якутия), в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);

м) увеличение доли семей Республики Саха (Якутия), включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;

н) увеличение доли специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

По состоянию на 01 января 2018 года доля лиц, имеющих инвалидность, в общей численности населения республики, составляет около 6,0% — 58 102 чел., в том числе 6 283 детей-инвалидов – примерно 3,0% от общей численности детского населения республики.

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Количество инвалидов 56 953 57 551 57 135 57 679 57 730 58 102
в том числе детей-инвалидов 6 161 6 173 6 185 6 054 6 053 6 283

Согласно Концепции развития ранней помощи на период до 2020 года необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
На сегодня около 2% детского населения Российской Федерации составляют дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. дети, имеющие устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения.
По состоянию на 01 января 2018 года в Республике Саха (Якутия) проживают 6 283 ребенка с инвалидностью, в том числе в возрасте до 3 лет – 719 (11%). Треть из этих детей проживает в г. Якутске.

Возраст Количество детей-инвалидов
от 0 до 3 лет 719
от 4 до 7 лет 1 804
от 8 до 14 лет 2 715
от 15 до 17 лет 1 047
Всего: 6 283

В 2018 году впервые признан инвалидом 881 ребенок в возрасте до 18 лет. Наибольший удельный вес в их структуре занимали дети в возрасте 4-7 лет (39,3%), при этом отмечен рост показателя по сравнению с данными за 2010 год (19,1%). По остальным возрастным категориям наблюдается снижение показателя: детей 0-3 лет — с 51,7% до 37,0%; 8-14 лет — с 20,6% до 18,5%; 15 лет и старше — от 8,5% до 5,2%.

Распределение детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами, по возрастным группам (%)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Всего, детей 868 902 885 789 871 729 810 803 881
в том числе по возрастным группам
0-3 года 51,7 49,3 48,4 46,6 46,4 42 43,2 40,9 37
4-7 лет 19,1 20,7 20,9 21,8 24,5 31,3 32 33,4 39,3
8-14 лет 20,6 21,2 22,0 22,8 22,7 21,0 19,9 20,0 18,5
от 15 лет и старше 8,5 8,8 8,7 8,7 6,4 5,8 4,9 5,7 5,2

Наибольший удельный вес в их структуре занимают дети в возрасте от 0 до 3 лет (37%), также отмечается снижение данного показателя по сравнению с данными за 2010 год, что связано с пренатальной диагностикой ряда заболеваний и эффективностью оказания медицинской помощи детям в раннем возрасте. При этом наблюдается рост первичной инвалидности среди детей от 4 до 7 лет. В 2018 году данный показатель составил 39,3%, в 2010 году данный показатель составлял 19,1%.
Среди детей, впервые признанных инвалидами, количество мальчиков составляет 60,8%, количество девочек составляет 39,2%.
Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) проведена оценка нуждаемости в услугах ранней помощи, согласно которой в целевую группу вошли 2378 детей, из них дети с ОВЗ – 518 человек, дети-инвалиды – 686 человек, дети с генетическими отклонениями – 226 человек. Ранней помощью должны быть охвачены дети группы риска (дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности – 653 человека, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 124 человека и дети из семей, находящихся в социально опасном положении – 171 человек).
В республике развито оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Наибольший удельный вес занимают следующие профили высокотехнологичной медицинской помощи: сердечно-сосудистая хирургия, педиатрия, травматология и ортопедия, офтальмология, онкология.
В условиях Республиканской больницы № 1 — Национального центра медицины проводятся операции и лечение по высокотехнологичной медицинской помощи (кохлеарная имплантация, операции при ретинопатии недоношенных, лечение детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, лечение детей с врождённой патологией, редкими орфанными заболеваниями и др.).
Внедрены высокотехнологичные методы выхаживания новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела: высокочастотная искусственная вентиляция лёгких, вентиляция лёгких под постоянным положительным давлением, оперативные и малоинвазивные методы радикальной и гемодинамической коррекции ВПС у новорожденных, у детей до 1 года и старше проводятся коррекция перегородок, камер сердца и магистральных сосудов.
Дети-инвалиды, нуждающиеся в получении высокотехнологичной медицинской помощи по отсутствующим видам, направляются по федеральным квотам Министерства здравоохранения РФ в центральные НИИ РФ с оплатой проезда ребенку и сопровождающему лицу за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или через Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Система ранней помощи должна ориентироваться на структуру заболеваемости и инвалидности. Так, например, на первом месте по численности среди детей с инвалидностью находятся болезни нервной системы (44,8%); психические расстройства и расстройства поведения (14,9%); врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (12,0%).
В связи с тем, что дети-инвалиды из этих трех групп составляют подавляющее большинство, то и система ранней помощи должна ориентироваться на них.
В рамках формирования системы ранней помощи распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 сентября 2017 г. № 1154-р утвержден План мероприятий по развитию системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в соответствии с которым Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) определено координатором развития системы ранней помощи в республике. Во исполнение настоящего Плана в 2017 году проведен анализ ситуации и определена степень нуждаемости Республики Саха (Якутия) в ранней помощи, сформирован перечень организаций, оказывающих услуги в сфере ранней помощи в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) одновременно реализуются две системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) специальное образование для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями;
2) инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в школе вместе с обычными детьми.
Состояние системы специального образования в республике свидетельствует о качественном изменении оказываемых образовательных услуг. Создана дифференцированная сеть специализированных образовательных организаций, дошкольных групп и классов: (10 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида; 121 компенсирующая группа при дошкольных образовательных учреждениях; 22 специальные (коррекционные) образовательных школы; специальные (46 классов 7 вида, 14 классов 8 вида) коррекционные классы при общеобразовательных организациях).
В республиканской системе дошкольного образования функционируют следующие формы дифференцированного образования для детей дошкольного возраста:
1. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, в которых обучаются дети с определенной формой дизонтогенеза. В данных учреждениях организована специальная предметно-развивающая среда с учетом образовательных потребностей и возможностей определенной категории детей.
2. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, в которых обучаются дети, имеющие различные особые образовательные потребности, наряду с детьми, не имеющими отклонений. В данных образовательных учреждениях также используется специальная предметно-развивающая среда, учитывающая образовательные потребности всех категорий детей.
Для детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не имеют возможности посещать образовательные учреждения, созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной социально ориентированной программе на дому. В настоящее время индивидуально на дому обучаются 947 детей-инвалидов.
С 2009 года осуществляется дистанционное обучение 645 детей-инвалидов по дополнительным образовательным программам.
Новой ступенью развития общества является инклюзивное образование, в целях развития которого коллегией Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2012 году утверждена Концепция инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).
В рамках реализации настоящей Концепции утверждена нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию принципов и норм образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
С 2016 года внедряются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По данным мониторинга необходимые условия для перехода на вышеуказанные ФГОС созданы в 86% образовательных организациях общего образования и 100% специальных (коррекционных) организациях.
Для профессиональной подготовки педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход, в 2012 году в Институте развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II открыта кафедра начального и инклюзивного образования. За прошедший период курсами и семинарами охвачен 4141 педагог из 35 улусов и городов республики.
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» с 2011 года. За 7 лет оснащены соответствующим оборудованием 153 образовательные организации на сумму 344,56 млн рублей, в том числе на 231,25 млн рублей из федерального бюджета, на 113,32 млн рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы в 2017 году 22 специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения оснащены оборудованием на сумму 29,17 млн рублей, в том числе 26,54 млн рублей из федерального бюджета, 2,66 млн рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В данных школах созданы кабинеты по внедрению системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы.
Система среднего профессионального образования республики с 2013 года участвует в обеспечении доступности объектов СПО для маломобильных групп населения, с 2016 года участвует в реализации федерального проекта по внедрению в профессиональные образовательные организации республики системы инклюзивного профессионального образования.
По состоянию на март 2018 года в профессиональных образовательных организациях нашей республики обучается 240 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (1,2% от общего контингента).
В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации определены нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере среднего и дополнительного профессионального образования, применяемые при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (выполнение работ государственными учреждениями, в соответствии с которыми определен корректирующий коэффициент в отношении норматива для студентов с инвалидностью и ОВЗ в размере 2,0).
Студентам с инвалидностью и ОВЗ выплачивается государственная социальная стипендия, в первоочередном порядке предоставляются места в общежитиях.
Профессиональными образовательными организациями разработаны 46 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Наибольшее количество студентов с инвалидностью и ОВЗ обучаются по профессиям и специальностям: «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению) – 26, «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» – 27, «Конструирование, моделирование и технология изделий из меха» – 12, «Социальный работник» – 12, «Повар, кондитер» – 10, по учреждениям: Южно-Якутский технологический колледж – 27, Жатайский техникум – 29, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов – 40.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в Республике Саха (Якутия) созданы 3 базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальных особенностей нашей республики и востребованности образовательных программ:
1. ГАПОУ Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж» в городе Нерюнгри, где реализуется широкий спектр образовательных программ и расположены реабилитационные центры для лиц с ОВЗ. Количество студентов 1 курса с инвалидностью и ОВЗ увеличилось с 5 до 12 человек.
Сумма субсидии 21 743 900 рублей из федерального бюджета и 6 млн рублей из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 году. Создано структурное подразделение – Центр инклюзивного образования.
2. ГАПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И. Дудкина» в городе Якутске, реализующий образовательные программы IT-направления, в том числе в дистанционной форме.
Сумма субсидии 7 423 000 рублей из федерального бюджета и 1 млн рублей из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году. Создано структурное подразделение – Центр инклюзивного образования.
3. ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Жатайский техникум» в ГО «Поселок Жатай», где ведется обучение слабовидящих студентов.
Сумма субсидии составила 9 186 700 рублей из федерального бюджета и 1 млн рублей из государственного бюджета республики в 2018 году. Создано структурное подразделение – Центр инклюзивного образования.
Проводимая работа начала показывать результаты и в других учреждениях: увеличилось число разработанных и реализуемых адаптированных образовательных программ; меняется выбор абитуриентами профессий и специальностей; увеличился прием на СПО с 124 до 128 человек.
Ведется работа по реализации в Республике Саха (Якутия) программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве по линии Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по занятости населения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1507-р утвержден План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 — 2020 годы. Целью подпрограммы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» является повышение занятости инвалидов молодого возраста.
На 01 января 2018 года в Республике Саха (Якутия) проживают 25 048 инвалидов трудоспособного возраста, из них работают 7 011 чел. (27,99%).
В органы службы занятости ежегодно с целью трудоустройства обращаются порядка 1500 инвалидов, из них порядка 40% трудоустраиваются.
Реализация мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов осуществляется в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».
С 2012 года реализуется Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 г. 1093-З № 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)».
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2017 г. № 2239 2018 год объявлен Годом содействия занятости населения. Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2018 г. № 245-р утвержден План мероприятий по проведению Года содействия занятости населения в Республике Саха (Якутия), в котором предусмотрен раздел, посвященный содействию занятости инвалидов.
С целью развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия), улучшения качества физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2013 г. № 928-р утверждена Концепция развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года.
Адаптивной физической культурой и спортом в республике систематически занимаются 10 410 инвалидов, в том числе взрослые – 6 586, дети – 3 824, что составляет 24,2% от общей численности лиц с инвалидностью.
Основными задачами в сфере развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) являются:
обеспечение межведомственного взаимодействия и координация работы министерств, ведомств, органов местного самоуправления в развитии адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия);
формирование у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, здоровому образу жизни;
улучшение качества физического воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведение мониторинга физической реабилитации;
создание условий для организации и развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также создание равных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вопросе их вовлечения в занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом и др.
Для решения поставленных задач распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. № 1488-р в 2014 году в г. Якутске создано ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта».
В ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта» работают 19 тренеров, 10 инструкторов по 15 адаптивным видам спорта и дисциплинам, таким как легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг, настольный теннис, футбол, шашки, пулевая стрельба, дзюдо, стрельба из лука, национальные настольные игры, голбол, волейбол (сидя), бочча, вольная борьба. Ежегодный охват составляет порядка 400-450 инвалидов.
Центром налажено тесное сотрудничество и взаимодействие с министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия), муниципальными улусами (районами), общественными организациями инвалидов, а также с общеобразовательными школами-интернатами коррекционной направленности.
Большая роль в социокультурной реабилитации инвалидов по зрению отведена ГКУ Республики Саха (Якутия) «Республиканская библиотека для слепых». В настоящее время данное учреждение является единственной специализированной библиотекой универсального профиля, обслуживающей инвалидов по зрению.
Услугами библиотеки пользуются члены республиканского общества слепых, инвалиды других категорий, проживающие в городах и улусах (районах) республики, специалисты – офтальмологи, тифлопедагоги, психологи и дефектологи.
Богатство и универсальность книжных фондов позволяют библиотеке обслуживать разнообразный в возрастном и социальном отношении контингент читателей. Книжный фонд республиканской библиотеки для слепых составляет порядка 90 тыс. единиц хранения. В его составе издания, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, обычным и крупным шрифтами, «говорящие» книги (аудиозаписи), рельефно-графические пособия, плоскопечатная литература, периодические издания, документы на электронных носителях информации и др. Ежегодное поступление новых книг составляет более 2 тысяч экземпляров печатных изданий. На собственной студии звукозаписи библиотека занимается выпуском и тиражированием «говорящих» книг на якутском языке.
С 2011 года реализуется Закон Республики Саха (Якутия) 18 ноября 2009 г. 754-З № 401-IV «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Республике Саха (Якутия)» с ежегодным объемом финансирования 57,0 млн рублей в год. Настоящим законом предусматриваются оплата проезда инвалидам и детям-инвалидам до республиканских реабилитационных центров, места учебы и обратно молодым инвалидам, обучающимся по очной форме, и обеспечение дополнительными техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств.
Реабилитация взрослых инвалидов проводится в 4 подведомственных организациях Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), где ежегодно проходят реабилитацию порядка 2 500 человек. Из них в г. Якутске — 2 реабилитационных центра, в Олекминском районе — 1, в Амгинском районе – 1 учреждение:
1) ГАУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-оздоровительный центр инвалидов» в г. Якутске на 120 коек стационара, основной задачей которого является комплексная реабилитация инвалидов: проведение медико-социальной, технической, социально-психологической, социально-педагогической, профессиональной реабилитации инвалидов;
2) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Олекминский реабилитационный центр инвалидов и детей инвалидов» в г. Олекминске на 30 коек стационара предоставляет социальные и медицинские услуги отдельным категориям граждан Олекминского района. Ежегодно оздоровительные мероприятия получают свыше 400 человек. Согласно медицинской лицензии предоставляются медицинские услуги по педиатрии, терапии, неврологии, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, физиотерапии, рефлексотерапии, стоматологии;
3) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Амгинский республиканский социально-оздоровительный центр реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» в с. Бетюнь Амгинского улуса (района) функционирует на 30 коек стационара.
Деятельность учреждения направлена на социальное обслуживание инвалидов в части проведения социально-реабилитационных и оздоровительных мероприятий (оказание медицинской, физкультурно-оздоровительной, психологической, педагогической, социокультурной помощи для восстановления их социального статуса и успешной интеграции в систему общественных и семейно-бытовых отношений);
4) ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» является центром комплексной реабилитации инвалидов в возрасте от 15 до 35 лет (профессиональной, медицинской, социальной, трудовой).
В соответствии с пунктом 9 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” техникум-интернат обеспечивает получение профессионального обучения обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Ежегодно в техникуме-интернате обучаются 110 студентов по 3 специальностям и 7 профессиям со всех районов Республики Саха (Якутия).
Подготовка проводится в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования Российской Федерации.
Отделение медико-социальной реабилитации открылось в 2002 году, согласно медицинской лицензии осуществляется деятельность, направленная на компенсацию нарушенного состояния здоровья студентов-инвалидов путем восстановительной терапии и оздоровительных мероприятий. На сегодняшний день медицинский блок полностью оснащен современным оборудованием, имеются физиокабинет, массажный, стоматологический кабинеты, тренажерный зал.
Совместно с социально-психологической службой разрабатываются критерии диагностики личностных качеств студентов, форм и методов их коррекции, направленных на развитие способностей к обучению.
Ведется работа по слухо-речевой реабилитации, имеется аудио-класс, проводится плановая индивидуальная работа по коррекции речи у слабослышащих учащихся.
Планомерная и целенаправленная работа ведется по содействию в трудоустройстве выпускников.
В целях формирования единой сети реабилитационных учреждений и выработки единых подходов к оказанию комплексной реабилитационной помощи инвалидам в 2016 году к ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов» присоединены два реабилитационных центра (по 10 койко-мест), находящихся в Оленекском и Среднеколымском улусах (районах) республики.
Реабилитационные центры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» в г. Нерюнгри рассчитано на 87 коек дневного пребывания;
2) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри» рассчитано на 75 коек дневного пребывания;
3) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями» в г. Нюрба рассчитано на 30 коек стационара и 10 коек дневного стационара. Оказывает комплексную реабилитацию и предоставляет социальные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, испытывающим трудности в социальной адаптации;
4) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в г. Якутске на 100 койко-мест и на 150 мест дневного пребывания. Торжественное открытие центра состоялось в марте 2018 года.
Реабилитационный центр оказывает комплексную реабилитацию: социально-медицинскую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную, социально-бытовую, профориентационную, реабилитацию средствами физической культуры и спорта.
Основные мероприятия программы планируется осуществить на базе данного учреждения, в том числе открытие Ресурсного центра по развитию системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
В рамках реализации мероприятия по внедрению в Республике Саха (Якутия) технологии по сопровождаемому проживанию инвалидов в реабилитационных учреждениях республики созданы тренировочные комнаты, включающие в себя жилые модули. Тренировочные комнаты востребованы среди инвалидов, которые проходят реабилитацию, и показали свою эффективность. Для дальнейшего развития данной технологии в рамках программы запланированы мероприятия по оснащению психоневрологических интернатов тренировочными комнатами.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2016 г. № 1240-р утвержден Межведомственный комплексный план по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия), определены ответственные исполнители из числа исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Данный план включает в себя реализацию следующих мероприятий по:
развитию системы ранней помощи;
совершенствованию медицинской реабилитации;
дошкольному, общему и дополнительному образованию;
профессиональному образованию;
содействию трудоустройству инвалидов;
адаптивной физической культуре и спорту;
развитию сети учреждений, оказывающих услуги по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации;
подготовке кадров к работе с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, при предоставлении им реабилитационных и абилитационных услуг и кадровой политике реабилитационных учреждений.
Основными исполнителями Плана являются Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
Проведенный SWOT-анализ системы комплексной реабилитации и абилитации в Республике Саха (Якутия) показал:
1) наличие условий для отработки подходов по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов):
сформированные действенные ведомственные системы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
реализация всех направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
широкий спектр предоставляемых услуг;
наличие материально-технической базы и кадрового потенциала для предоставления реабилитационных и абилитационных мероприятий;
высокий уровень взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;
опыт успешной реализации программ и проектов социальной направленности;
2) существующие проблемы в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
несформированность эффективного межведомственного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, комплексного и системного подхода при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
отсутствие системы межведомственного обмена данными о потребностях инвалидов в реабилитационных мероприятиях;
отсутствие единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;
несформированность системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
низкая мотивация инвалидов, семей детей-инвалидов к исполнению рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и вовлечению в реабилитационный процесс;
недостаточный уровень информационной открытости организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия;
необходимость укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов).
Решение выявленных проблем возможно путем:
формирования механизма эффективного межведомственного взаимодействия при проведении реабилитационных, абилитационных мероприятий и услуг, рациональное и избирательное соединение необходимых видов реабилитационных, абилитационных мероприятий и услуг на протяжении жизненного маршрута инвалида (ребенка-инвалида);
разработки алгоритма выявления потребностей инвалида (ребенка-инвалида) и межведомственного обмена данными;
разработки единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;
совершенствования нормативной правовой базы, определяющей требования к развитию системы взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
формирования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
активного включения в реабилитационный процесс не только инвалида, но и членов его семьи;
развития информационного сопровождения процессов реабилитации и абилитации;
укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов);
создания и развития информационных систем и обеспечения их взаимной интеграции.
Таким образом, организация реабилитационного процесса предусматривает наличие принципиально важных условий для достижения поставленных целей — комплексность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и организаций, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров и доступность реабилитационных мероприятий. Успех в реализации планов реабилитации достигается только при тесном сотрудничестве занятых в этой области учреждений и специалистов.
Создание системного подхода, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с использованием современных реабилитационных технологий, эффективное межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и организаций возможно с использованием программно-целевого метода.

II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) программы

Цель программы: повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия).
Задачи программы:
1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи в Республике Саха (Якутия);
2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия);
3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия);
4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
Целевые показатели (индикаторы) программы:
1) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);
2) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);
3) доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Саха (Якутия), нуждающихся в получении таких услуг;
4) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников- инвалидов Республики Саха (Якутия);
5) доля инвалидов, получающих профессиональное образование в общей численности инвалидов, нуждающихся в получении профессионального образования;
6) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Саха (Якутия);
7) доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости
8) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия), нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в органы службы занятости в отчетный период;
9) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости;
10) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Республики Саха (Якутия), впервые признанных инвалидами и обратившихся в органы службы занятости;
11) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Саха (Якутия), в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия);
12) доля семей Республики Саха (Якутия), включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;
13) доля специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов.
Сведения о значениях целевых показателей (индикаторов) комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы» по годам приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

III. Сроки и этапы реализации программы

В целях решения поставленных задач предполагается реализация комплексной программы на период 2020 — 2022 годов.

IV. Перечень программных мероприятий

Перечень программных мероприятий сформирован в соответствии с первоочередными задачами комплексной программы и состоит из следующих разделов, подразделов, включающих следующие мероприятия:
1. Мероприятия по определению потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в Республике Саха (Якутия):
1.1. Мероприятия по определению потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в Республике Саха (Якутия).
1.1.1. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере здравоохранения.
1.1.2. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере дошкольного, общего и профессионального образования.
1.1.3. Проведение анализа потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере занятости.
1.1.4. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
1.2. Мероприятия по определению потребности в услугах ранней помощи:
1.2.1. Организация работы по своевременному выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с риском развития инвалидности.
1.2.2. Проведение анализа потребности семей с детьми-инвалидами в услугах ранней помощи.
1.3. Мероприятия по информированию инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов, о своевременном оказании реабилитационной и абилитационной помощи, реализации мероприятий по ранней помощи:
1.3.1. Информирование населения об оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе по ранней помощи.
1.3.2. Разработка медиа-плана по освещению вопросов развития системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
1.3.3. Подготовка и издание информационных материалов (методических пособий, буклетов, баннеров, флаеров), изготовление и прокат социальной аудио, видео и наружной рекламы, направленной на информирование населения республики о необходимости раннего развития детей.
1.3.4. Организация дистанционного сопровождения родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста. Проведение выездных методологических и практико-ориентированных семинаров для родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста.
2. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия) разделены на следующие подразделы:
2.1. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
2.1.1. Организация и проведение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия).
2.1.2. Оснащение базовых профессиональных образовательных учреждений специальным оборудованием для социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов.
2.1.3. Оснащение учреждений профессионального образования реабилитационным оборудованием для занятий адаптивной физической культурой и спортом в целях реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).
2.1.4. Оснащение базовых профессиональных образовательных учреждений специализированным оборудованием для профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов.
2.2. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
2.2.1. Информирование инвалидов в средствах массовой информации о возможностях трудоустройства, реализации мероприятий по профессиональной реабилитации.
2.2.2. Обучение инвалидов технологиям поиска работы, включающим обучение оформлению резюме, прохождению собеседования с работодателем и адаптации на новом рабочем месте инвалидов.
3. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия) состоят из следующих подразделов:
3.1. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия).
3.1.1. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по комплексной реабилитации и абилитации в Республике Саха (Якутия).
3.1.2. Разработка методических рекомендаций для специалистов, реализующих мероприятия по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
3.2. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
3.2.1. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
3.2.2. Методическое сопровождение служб ранней помощи.
3.2.3. Разработка методических рекомендаций для специалистов служб ранней помощи, в том числе по вопросам раннего выявления, сопровождения и обучения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Республике Саха (Якутия) включают в себя три подраздела:
4.1. Мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.1. Оснащение специализированным компьютерным оборудованием для реализации мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов по зрению.
4.1.2. Оснащение реабилитационных учреждений реабилитационным оборудованием, в том числе соответствующим программным обеспечением и расходными материалами.
4.1.3. Оснащение учреждений, реализующих мероприятия по медицинской реабилитации соответствующим медицинским и реабилитационным оборудованием, в том числе программным обеспечением и расходными материалами.
4.1.4. Приобретение реабилитационного оборудования для внедрения технологии сопровождаемого проживания на базе психоневрологических интернатов.
4.1.5. Создание, эксплуатация и развитие (доработка) единой информационной системы Республики Саха (Якутия) «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом», содержащей сведения об инвалидах, которым было оказано содействие в реализации мероприятий ИПРА инвалидов в части физической культуры и спорта.
4.2. Мероприятия по формированию условий для развития ранней помощи.
4.2.1. Приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения для оснащения служб ранней помощи в целях непосредственного проведения реабилитационных мероприятий.
4.2.2. Приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения и оснащение реабилитационным оборудованием служб ранней помощи в целях непосредственного проведения реабилитационных мероприятий.
4.2.3. Оснащение служб ранней помощи реабилитационным игровым оборудованием для детей раннего возраста в целях оказания услуг по реабилитации и абилитации.
4.2.4. Создание, развитие и эксплуатация информационной системы взаимодействия участников системы оказания ранней помощи, в том числе разработка и внедрение программного обеспечения для автоматизации деятельности участников ранней помощи.
4.3. Мероприятия по подготовке кадров системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, а также сопровождаемого проживания инвалидов.
4.3.1. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки по реабилитации инвалидов в сфере социальной защиты и социального обслуживания, в том числе по ранней помощи.
4.3.2. Обучение специалистов ранней помощи по программам повышения квалификации и переподготовки по реабилитации инвалидов в сфере образования.
4.3.3. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки по сопровождаемому проживанию инвалидов в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
4.3.4. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки по профессиональной реабилитации инвалидов в сфере образования.
4.3.5. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки по реабилитации инвалидов в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
4.3.6. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки в сфере социокультурной реабилитации инвалидов.
4.3.7. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки по реабилитации инвалидов в сфере занятости.
4.3.8. Обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки по медицинской реабилитации инвалидов в сфере здравоохранения.
Перечень мероприятий комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы» с указанием объемов финансирования приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

V. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование комплексной программы предусматривается за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в рамках реализации следующих государственных программ Республики Саха (Якутия):
1) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;
2) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;
3) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;
4) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы»;
5) государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы и на плановый период до 2026 года»;
6) государственная программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы».
Предполагается привлечь субсидии из средств федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) в порядке софинансирования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Основанием для предоставления Республике Саха (Якутия) средств из федерального бюджета будет являться соответствующее соглашение, заключаемое между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) по результатам конкурса.
Объем ресурсного обеспечения представлен в приложении № 3 к настоящей Программе.
Сведения о планируемом распределении бюджетных ассигнований комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы» приведены в приложении № 4 к настоящей Программе.

VI. Управление и контроль реализации программы

Координатором программы, осуществляющим текущее управление, координацию работ ответственных исполнителей программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) комплексной программы), является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Ответственными исполнителями Программы являются:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
Распределение бюджетных средств на реализацию мероприятий комплексной программы Республики Саха (Якутия) в сфере реабилитации и абилитации инвалидов утверждается ответственным исполнителем программы.
Координатор программы совместно с ответственными исполнителями разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации комплексной программы, осуществляют согласование планов реализации мероприятий.
Ответственные исполнители программы организуют исполнение мероприятий комплексной программы, в установленные сроки предоставляют информацию об их исполнении координатору программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности программы).
Организация исполнения мероприятий соисполнителями комплексной программы осуществляется в соответствии с федеральными законами
от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства расходуются в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одно направление реабилитации или абилитации (социальная защита, труд и занятость, здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, культура, информация и связь) инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получателей услуг ранней помощи, от общего объема сэкономленных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения программы ответственные исполнители программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляют информацию о выполнении мероприятий программы координатору программы.
Координатор программы ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении мероприятий комплексной программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в комплексную программу.
Внесение изменений в перечень мероприятий, в сроки реализации комплексной программы, в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию комплексной программы осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации целевых программ в субъекте Российской Федерации.

VII. Оценка эффективности реализации комплексной программы

Оценка эффективности комплексной программы осуществляется с учетом того, что она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также на развитие ранней помощи.
При оценке эффективности комплексной программы учитывается социальная эффективность комплексной программы, которая должна выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
повышения уровня и качества предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам, реабилитационных и абилитационных услуг;
возвращения инвалидов к активной жизни за счет частичного или полного восстановления или компенсации способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, а также формирования у них новых способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
увеличения уровня информированности инвалидов, получателей услуг ранней помощи о реабилитационных и абилитационных услугах, а также услугах ранней помощи, формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в жизнь общества, включая совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами.
Экономическая эффективность комплексной программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
При достижении значений целевых показателей 90% и выше от запланированных показателей, эффективность реализации комплексной программы признается высокой, при значении целевых показателей от 70% до 89% — средней, при значениях целевых показателей меньше 69% — низкой.

приложения

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
12 августа
  • 16°
  • Ощущается: 16°Влажность: 83% Скорость ветра: 2 м/с