Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2019 года № 804 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2019 года № 804 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»

09:33
15 ноября 2019
Читайте нас на

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2019 г. № 477 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2016 г. № 1255 «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)» п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы».
2. Признать утратившими силу:
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. № 2260 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы».
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2018 г. № 184 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы», утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. № 2260.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2019 г. № 369 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы», утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. № 2260.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2019 г. № 583 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы», утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. № 2260.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 2019 г. № 743 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы», утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. № 2260.
3. Настоящий Указ вступает в силу с 01 января 2020 года.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск

УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 06 ноября 2019 г. № 804

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы
Ответственный исполнитель Программы Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)
Соисполнители Программы
Участники Программы Министерство инноваций, цифрового развития
и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Подпрограммы Программы Обеспечивающая подпрограмма;

подпрограмма № 1. Обеспечение пожарной безопасности, защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона в Республике Саха (Якутия);

подпрограмма № 2. Завоз жизнеобеспечивающих грузов в Республику Саха (Якутия)

Цели Программы Устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания;

гарантированное обеспечение завоза грузов (продукции) в районы с ограниченными сроками завоза грузов

Задачи Программы 1.          Реализация государственной политики в сфере обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации завоза жизнеобеспечивающих грузов и управления резервами.

2.          Обеспечение пожарной безопасности, защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона в Республике Саха (Якутия).

3.          Гарантированная и своевременная доставка грузов в районы с ограниченными сроками завоза грузов с наименьшими затратами и с применением новых подходов к организации доставки.

Целевые показатели (индикаторы) Программы Наименование показателя (индикатора) подпрограммы Единица измерения 2020 2021 2022 2023 2024
Средняя величина индивидуального риска при пожарах и чрезвычайных ситуациях чел. 11,0*10-4 10,93*10-4 10,41*10-4 10,23*10-4 10,12*10-4
Доля обеспечения безопасности населения путем гарантированного завоза грузов (ОБН), в %, % 100 100 100 100 100
Сроки реализации Программы 2020 — 2024 годы
Объем финансового обеспечения Программы Объем финансового обеспечения Программы – 13 230 987,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год – 2 774 061,0 тыс. руб.;

2021 год – 2 721 844,0 тыс. руб.;

2022 год – 2 486 132,0 тыс. руб.;

2023 год – 2 580 605,0 тыс. руб.;

2024 год – 2 668 345,0 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 13 230 987,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 2 774 061,0 тыс. руб.;

2021 год – 2 721 844,0 тыс. руб.;

2022 год – 2 486 132,0 тыс. руб.;

2023 год – 2 580 605,0 тыс. руб.;

2024 год – 2 668 345,0 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

в) за счет средств муниципального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 0,0. тыс. руб.,
в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

Ожидаемые результаты Программы Снижение средней величины индивидуального риска при пожарах и чрезвычайных ситуациях к 2024 году – 10,12*10-4;

обеспечение безопасности населения путем гарантированного завоза грузов

Паспорт обеспечивающей подпрограммы

Наименование подпрограммы Обеспечивающая подпрограмма государственной программы Республики Саха (Якутия)
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель подпрограммы) Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)
Участники подпрограммы
Цель подпрограммы Реализация государственной политики в сфере обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации завоза жизнеобеспечивающих грузов и управления  резервами
Задача подпрограммы Ресурсное (материальное) обеспечение деятельности Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
Сроки реализации

подпрограммы

2020-2024 годы
Объем финансового обеспечения подпрограммы Объем финансового обеспечения подпрограммы – 315 935,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2021 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2022 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2023 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2024 год – 63 187,0 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 315 935,0 тыс. руб.,
в том числе по годам:

2020 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2021 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2022 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2023 год – 63 187,0 тыс. руб.;

2024 год – 63 187,0 тыс. руб.

б) за счет средств федерального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

в) за счет средств муниципального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

г) за счет внебюджетных средств – 0,00 тыс. руб.,
в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

Паспорт подпрограммы № 1

Наименование подпрограммы Обеспечение пожарной безопасности, защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона в Республике Саха (Якутия)
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы) Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)

 

Участники подпрограммы Министерство инноваций, цифрового развития
и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)
Цель подпрограммы Устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания
Задачи подпрограммы

 

1.   Обеспечение пожарной безопасности силами государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия) в границах зоны ответственности, определенной действующим законодательством.

2.   Повышение готовности сил и средств аварийно-спасательной службы путем развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы, информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для предотвращения чрезвычайных ситуаций.

3.   Обеспечение функционирования систем оповещения и информирования населения в Республике Саха (Якутия).

4.   Повышение готовности сил и средств в области гражданской обороны.

5.   Управление республиканским резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы Наименование показателя (индикатора) подпрограммы Единица измерения 2020 2021 2022 2023 2024
Соотношение погибших и травмирован
ных к количеству пожаров и чрезвычайных ситуаций
не более 0,08 0,07 0,06 0,05 0,05
Сроки реализации подпрограммы 2020 — 2024 годы
Объем финансового обеспечения подпрограммы Объем финансового обеспечения подпрограммы –

12 206 001,1 тыс. руб., в том числе:

2020 год – 2 476 922,1 тыс. руб.;

2021 год – 2 435 378,0 тыс. руб.;

2022 год – 2 422 945,0 тыс. руб.;

2023 год – 2 435 378,0 тыс. руб.;

2024 год – 2 435 378,0 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 12 206 001,1 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 2 476 922,1 тыс. руб.;

2021 год – 2 435 378,0 тыс. руб.;

2022 год – 2 422 945,0 тыс. руб.;

2023 год – 2 435 378,0 тыс. руб.;

2024 год – 2 435 378,0 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.;

в) за счет средств муниципального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.;

г) за счет внебюджетных средств – 0,00 тыс. руб.,
в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Соотношение погибших и травмированных
к количеству пожаров и чрезвычайных ситуаций
к 2024 году – не более 0,05

Паспорт подпрограммы № 2

Наименование подпрограммы Завоз жизнеобеспечивающих грузов в Республику Саха (Якутия)
Ответственный исполнитель подпрограммы Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)
Участники подпрограммы Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Цель подпрограммы Гарантированный и своевременный завоз грузов (продукции) в районы с ограниченными сроками завоза
Задачи подпрограммы 1.      Государственная поддержка завоза жизнеобеспечивающих грузов.

2.      Хранение неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов Республики Саха (Якутия).

3.      Строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства.

4.      Развитие современной инфраструктуры оптово-розничной торговли

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы Наименование показателя (индикатора) подпрограммы Единица измерения 2020 2021 2022 2023 2024
Выполнение плановых объемов гарантированного и своевременного завоза грузов (продукции) для жизнеобеспечения населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в период навигации % 100 100 100 100 100
Выполнение плановых объемов гарантированного и своевременного завоза грузов (продукции) для жизнеобеспечения населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в период автозимника % 100 100 100 100 100
Сокращение доли хранения неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов % 40 80 100
Расширение емкостного парка нефтебазового хозяйства объект 1
Строительство складских помещений объект 1
Сроки реализации подпрограммы 2020 — 2024 годы
Объем финансового обеспечения подпрограммы Объем финансового обеспечения подпрограммы – 709 050,9 тыс. рублей, в том числе:

2020 год – 233 951,9 тыс. руб.;

2021 год – 223 279,0 тыс. руб.;

2022 год –          0,00 тыс. руб.;

2023 год –   82 040,0 тыс. руб.;

2024 год – 169 780,0 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 709 050,9 тыс. руб.,
в том числе по годам:

2020 год – 233 951,9 тыс. руб.;

2021 год – 223 279,0 тыс. руб.;

2022 год –          0,00 тыс. руб.;

2023 год –   82 040,0 тыс. руб.;

2024 год – 169 780,0 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

в) за счет средств муниципального бюджета – 0,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.;

г) за счет внебюджетных средств – 0,00 тыс. руб.,
в том числе по годам:

2020 год – 0,00 тыс. руб.;

2021 год – 0,00 тыс. руб.;

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 0,00 тыс. руб.;

2024 год – 0,00 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1.      Выполнение плановых объемов по завозу грузов, 100%.

2. Завершение мероприятия по разработке ПСД по расширению емкостного парка нефтебазового хозяйства, 1 объект к 2022 году.

3. Завершение строительства складских помещений с магазинами, 1 объект к 2022 году

Раздел 1. Характеристика текущей ситуации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков

Территориально-климатические и транспортно-логистические особенности Якутии обуславливают отрицательное влияние на комфортное и безопасное пространство проживания и необходимость повышения уровня безопасности населения от негативных факторов – угроз природного, техногенного характера, риска осложнения схемы завоза товаров (продукции) в труднодоступные, удаленные населенные пункты республики.
Угрозы природного, техногенного характера.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, своевременное и полное обеспечение мероприятий по гражданской обороне является одной из важнейших функций государства.
За период с 2014 г. по I полугодие 2019 г. на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано 6 846 пожаров с прямым материальным ущербом более 328,5 млн рублей. В результате пожаров погибло 397 человек (в том числе детей – 44), травмировано 369 человек.
Основными проблемными вопросами пожарной безопасности являются:
значительная удаленность большинства населенных пунктов от мест дислокации подразделений государственной противопожарной службы, отсутствие транспортного сообщения между населёнными пунктами в межсезонный период;
неудовлетворительное техническое состояние объектов размещения подразделений государственной противопожарной службы;
недостаточное количество специальной пожарной техники (для спасения людей с высот (автолестницы), насосные станции, автоцистерны типа «Натиск» и пр.);
недостаточный уровень противопожарной защищенности населенных пунктов и объектов жилищного фонда.
За период с 2014 г. по I полугодие 2019 г. подразделения аварийно-спасательной службы Республики Саха (Якутия) произвели 6 123 выездов и спасли 2 559 человек.
Практический опыт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) показывает, что основой успешности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ является максимально короткое время планирования и начала осуществления операции.
С учетом специфических условий ведения АСДНР на территории Республики Саха (Якутия) обоснованным и эффективным является создание межрайонных поисково-спасательных отрядов.
Немаловажную роль при проведении АСДНР играет обеспеченность аварийно-спасательных формирований современными образцами поисково-спасательного снаряжения, оборудования и техники, а также создание комфортных условий в местах постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований.
Сфера защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций характеризуется следующими факторами:
2/3 территории Республики Саха (Якутия) с численностью населения свыше 135 тыс. человек находится вне нормативного времени прибытия сил служб спасения;
в связи с отдаленностью от зоны поиска аварийно-спасательные работы ведутся с применением авиации;
места постоянного размещения подразделений спасателей требуют строительства, реконструкции и ремонта;
низкий уровень оснащенности поисково-спасательным снаряжением, оборудованием спасателей.
Одной из главных задач в комплексе мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей является задача своевременного и гарантированного доведения до каждого человека при угрозе возникновения и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций сигналов и экстренной информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
Требуется реализация мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Республики Саха (Якутия).
Как показала практика, в том числе в других субъектах Российской Федерации, отсутствие комплексной работы по оперативному доведению информации об угрозах чрезвычайных ситуаций приводит к человеческим жертвам и тяжелым материальным потерям.
Территория Республика Саха (Якутия) составляет более 3 миллионов квадратных километров, 40 процентов которых находится за Северным полярным кругом. Здесь не нарушен естественный ход природных процессов: почти девять десятых площади Якутии не затронуты хозяйственным и промышленным освоением.
Из 36 муниципальных образований республики 13 районов относятся к арктическим районам Республики Саха (Якутия), которые занимают 52% территории республики (1 609 тыс. кв. км). При этом на данных территориях проживает только 7,2% населения республики (68 тыс. человек), занимающихся в основном оленеводством, охотничьим и рыболовным промыслом.
В настоящее время только 8,7% территории республики обеспечено круглогодичной транспортной связью, почти 90% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений. Срок оборачиваемости ресурсов от 220 до 250 дней, по отдельным труднодоступным арктическим территориям от 1,5 до 2 лет.
В республике амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100 градусов (от +40 градусов Цельсия летом до -60 градусов Цельсия зимой). Продолжительность отопительного сезона составляет 8 — 9 месяцев в году, в арктической зоне — круглогодичная.
Ежегодно одним из самых важных государственных мероприятий по обеспечению гарантированного завоза грузов в Северные и Арктические районы Республики Саха (Якутия) является северный завоз.
Северный завоз – комплекс ежегодных мероприятий по гарантированному обеспечению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов обязательной номенклатурой товаров (продукции) необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов. Специфика северного завоза в Республику Саха (Якутия) обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, низкой транспортной обеспеченностью и трудной доступностью, что определяет большие пробеги завозимых грузов и отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами.
Транспортное обеспечение арктической зоны Якутии осуществляется предприятиями водного, автомобильного и воздушного транспорта. Это один из наиболее сложных для эксплуатации регионов: помимо экстремальных и изменчивых метеоусловий, не позволяющих обеспечить регулярность и стабильность перевозок, деятельность транспорта ограничивают проблемы иного характера: несовпадение сроков действия речных и морских навигаций, большие расстояния перевозок, длительное пребывание грузов в пути с 2 — 4 перевалками, увеличивающими расходы на завоз грузов (перевозка, хранение, перегрузочные работы и т.д.).
Проблемы, оказывающие влияние на функционирование предприятий транспорта, работающих в арктической зоне республики, разделены на три группы:
организационные (несовершенство системы завоза грузов и транспортного обслуживания);
экономические (высокая стоимость эксплуатационных расходов, низкая рентабельность предприятий транспорта);
технологические (моральный и физический износ транспортных средств).
Обширность территории республики и труднодоступность северных зон обуславливает применение различных транспортных схем доставки нефтепродуктов. Исходя из природных, климатических и географических условий Якутии наиболее оптимальным является доставка грузов водным транспортом.
В Ленском бассейне эксплуатируется более 21,7 тыс. км. водных путей, судоходство осуществляется почти на 10,9 тыс. км. водных путей, из которых 9,2 км с гарантированными габаритами или 84%.
Завоз грузов в республику осуществляется при благоприятных природно-климатических условиях в навигационный период с июня по сентябрь по 3 схемам:
1) из вне республики через г.Усть-Кут Иркутской области и п.Нижний Бестях (входные перевалочные пункты — перевалочные нефтебазы и порты у железнодорожных путей, через Нижний Бестях перевалка нефтепродуктов и крупногабаритного сухогруза на речной транспорт в г. Якутске). Период навигации с мая по сентябрь;
2) северным морским путем — нефтепродукты, продукция производственно-технического назначения, строительные материалы из г. Архангельска и Мурманска (последние годы) на арктические реки Анабар, Яна, Индигирка и Колыма (в основном объемы для собственных производственных нужд АО «Алмазы Анабара» и нефтепродукты для выработки электроэнергии).
Арктическая навигация открывается с 20 июля по сентябрь, начинается интенсивная перевозка топливно-энергетических ресурсов и иных жизнеобеспечивающих грузов в арктические реки Яна, Индигирка, Колыма, Анабар и пункты на море Лаптевых.
При этом доставка грузов из морских портов северным морским путем, морскими судами осуществляется с перевалкой на суда класса «река-море» на морском баре в районе Тикси. Положительные стороны — единовременная большая загрузка морских судов, но при этом требуется совпадение по времени возврата порожних судов «река-море». Трудности — раннее ледообразование, погодные условия (шторм, плавучие льды);
3) внутри республики — завоз топливно-энергетических ресурсов (уголь — шахта Джебарики-Хая, Зырянский угольный разрез, Кангаласский угольный разрез, нефть – через пункт отбора нефти в г. Олекминске и Ленскую нефтебазу (Ирелях Нефть и ЯТЭК), газоконденсат — Кысыл Сыр (ЯТЭК)). Период навигации с мая по сентябрь.
Навигация имеет свою специфичность по периодам в зависимости от времени вскрытия, продолжительности весеннего паводка и водности рек всего Ленского бассейна. На водных путях республики имеет место разновременность начала и окончания навигации: в верховьях реки Лены (г. Усть-Кут) навигация открывается раньше, чем в центральной части (г. Якутск) на 15-20 суток; на 30-35 суток позднее открывается навигация в устье реки Лены; на 40-45 суток – по Северному морскому пути.
Из-за несовпадения сроков навигации на условно-судоходных арктических реках и по трассе Северного морского пути доставка грузов конечному потребителю осуществляется только на следующий год в короткий период первого тура навигации в июне-июле (до открытия арктической навигации) в верховья арктических условно-судоходных рек Яна, Индигирка и Колыма, а до труднодоступных населенных пунктов доставка осуществляется только автотранспортом в зимний период по сезонным автомобильным дорогам с базовых пунктов доставки.
Организация завоза жизнеобеспечивающих грузов (северный завоз) находится на постоянном контроле Правительства Республики Саха (Якутия). Мониторинг хода завоза жизнеобеспечивающих грузов осуществляется ежедневно. В целях координации завоза жизнеобеспечивающих грузов Правительством Республики Саха (Якутия) созданы совещательные органы с участием основных перевозчиков, переработчиков, поставщиков и заказчиков. Заседания совещательных органов проводятся еженедельно, где рассматриваются все проблемные вопросы, касающиеся завоза жизнеобеспечивающих грузов. В рамках заседаний принимаются управленческие решения, касающиеся работы флота, портовой инфраструктуры и нефтебаз, работы автотранспорта и дорожных служб, создаются рабочие группы для координации завоза грузов на местах и др. решения.
Основными проблемными вопросами в настоящее время являются:
ухудшение гидрологической обстановки на реках республики;
моральный и физический износ внутреннего водного транспорта, осуществляющего перевозки грузов;
недостаточность собственных оборотных средств предприятий на проведение северного завоза;
высокая закредитованность основных заказчиков;
отказ кредитных организаций в принятии под залог объектов жизнеобеспечения (нефтебазы, котельные и т.д.);
рост цен на сырую нефть и нефтепродукты в период навигации;
износ имущественного комплекса пунктов депонации.
Государственная поддержка завоза продукции в труднодоступные и отдаленные населенные пункты определена рядом нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), которыми установлены правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов и направлены на гарантированное обеспечение населения товарами и услугами, необходимыми для жизнеобеспечения населения и бесперебойного функционирования организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства:
Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 г. 119-З № 241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», который предусматривает реализацию комплекса мероприятий по обеспечению завоза грузов (продукции, товаров) в труднодоступные и отдаленные населенные пункты и формированию запасов на межнавигационный период;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2012 г. № 604 «О мерах по совершенствованию системы обеспечения продовольственными товарами труднодоступных, отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия)», в котором утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров, необходимых для жизнедеятельности населения.
Предприятиям, которые занимаются завозом грузов для стабильного жизнеобеспечения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия) осуществляется государственная поддержка в виде предоставления:
бюджетных кредитов Республики Саха (Якутия);
государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
субсидий на поддержку завоза социально значимых продовольственных товаров.
Хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеют в достаточном объеме собственных оборотных средств. Вследствие низкой оборачиваемости социально значимых продовольственных товаров, включенных в минимальный набор продуктов питания основных социально-демографических групп населения, субъекты малого предпринимательства не имеют финансовой заинтересованности в их завозе.
Досрочный завоз грузов в районы Крайнего Севера представляет собой сложные организационные процессы: изыскание источников финансирования, договорная кампания поставщиков с предприятиями-производителями, перевозчиками, перевалочными базами, своевременное накопление необходимого количества грузов по турам навигации на входных перевалочных пунктах у железнодорожных путей (либо в пунктах отгрузки на воду из мест добычи — в части топливно-энергетических ресурсов, добываемых в регионе), оптимальное распределение и ритмичная работа флота на реках (магистральных, северных, малых) с разными сроками навигации, плановое осуществление по оптимальному графику финансирования поставок и перевозок, организованного приема грузов в пунктах назначения и депонирования. Централизация поставок жизнеобеспечивающих ресурсов позволяет за счет укрупнения заказа снизить их закупочную стоимость, расходы за хранение и транспортные услуги, сократить сроки изъятия оборотных средств.

Раздел 2. Цель и задачи государственной программы

Целью государственной программы является устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания и гарантированное обеспечение завоза грузов (продукции) в районы с ограниченными сроками завоза грузов.
Для достижения данной цели государственной программы необходимо решить следующие задачи:
Задача № 1. Реализация государственной политики в сфере обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации завоза жизнеобеспечивающих грузов и управления резервами.
Задача № 2. Устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания.
Задача № 3. Гарантированная и своевременная доставка грузов в районы с ограниченными сроками завоза грузов с наименьшими затратами и с применением новых подходов к организации доставки.
Целью подпрограммы № 1 является устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания.
Для достижения целей подпрограммы № 1 необходимо решить следующие задачи:
Задача № 1. Обеспечение пожарной безопасности силами государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия) в границах зоны ответственности, определенной действующим законодательством.
Задача № 2. Повышение готовности сил и средств аварийно-спасательной службы путем развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы, информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Задача № 3. Повышение готовности сил и средств в области гражданской обороны.
Задача № 4. Управление республиканским резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задача № 5. Обеспечение функционирования систем оповещения и информирования населения в Республике Саха (Якутия).

Основное мероприятие 1.
Обеспечение пожарной безопасности силами государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия) в границах зоны ответственности, определенной действующим законодательством

Мероприятие 1. Повышение уровня прикрытия населенных пунктов профессиональной пожарной охраной с учетом роста численности населения республики, развитие инфраструктуры и укрепления материально-технической базы пожарной охраны
Текущие расходы по обеспечению пожарной безопасности в границах зоны ответственности государственной противопожарной службы республики, определенной действующим законодательством, рассчитаны исходя из объема распределенных бюджетных ассигнований государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» на 2019 год.
По статистическим данным МЧС России основным местом возникновения пожаров является жилой сектор: частные и многоквартирные дома, в частности, деревянного жилого фонда, в которых проживают семьи (граждане) определенных слоев населения: многодетные, малообеспеченные, маломобильные, социально неадаптированные и др.
В целях сокращения времени оперативного реагирования на пожары в населенных пунктах республики с 2020 по 2024 годы планируется осуществить установку автономных дымовых пожарных извещателей гражданам из социально незащищенных слоев населения, подверженных риску возникновения пожаров по месту проживания.
В целях повышения уровня готовности сил и средств подразделений пожарной охраны, расположенных на территории республики, планируется провести ремонт учебно-тренировочного полигона в г. Якутске. В целях повышения эффективности работы подразделений газодымозащитной службы на пожарах, проведения аварийно-спасательных работ в зоне с непригодной для дыхания средой планируется приобретение и монтаж учебно-тренировочного стационарного комплекса «Грот».
За период 2020 — 2024 годы планируется реализация следующих мероприятий:
1.1. Содержание и организация деятельности государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия).
В целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов Республики Саха (Якутия) создано 151 подразделение государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия).
Для защиты населенных пунктов Айхал и Удачный Мирнинского района в 2020 г. планируется создание подразделений государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия).
1.2. Строительство объектов противопожарной службы (пожарных депо).
В соответствии с нормами пожарной безопасности 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны» планируется строительство 43 объектов пожарных депо, в том числе 32 быстровозводимых (модульных) пожарных депо на 2 автохода и 11 объектов на 4 автохода.
Строительство планируется реализовать в 43 населенных пунктах, расположенных в 23 районах Республики Саха (Якутия): Алданском, Амгинском, Анабарском, Верхневилюйском, Верхнеколымском, Вилюйском, Горном, Кобяйском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Намском, Нерюнгринском, Олекминском, Оймяконском, Сунтарском, Среднеколымском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Усть-Янском, Хангаласском районах.
1.3. Проведение капитального ремонта объектов противопожарной службы Республики Саха (Якутия).
Планируется проведение капитального ремонта 43 объектов структурных подразделений государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)».
1.4. Приобретение специальной и основной пожарной техники.
В рамках данного мероприятия в 2020 — 2024 годы планируется приобретение пожарной автотехники в количестве 137 единиц, в том числе:
118 единиц основной пожарной техники АЦП 6/6-40 (5557), предназначенных для доставки боевых расчетов и тушащих веществ к месту пожара;
19 единиц специальной пожарной техники АЛ-30 (4320), предназначенных для спасения людей и тушения пожаров на высотных сооружениях.
Реализация вышеуказанного мероприятия в полном объеме позволит достигнуть к 2024 году полного обновления парка пожарной автотехники.
1.5. Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность на оперативное управление ГБУ Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)».
Передача объектов, находящихся в муниципальной собственности, в государственную собственность с последующим закреплением на праве оперативного управления за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)».
1.6. Профессиональное обучение работников.
Одним из основных направлений развития кадровой политики учреждения является непрерывное профессиональное обучение работников, создание необходимого резерва кандидатов на должности с учетом будущих организационных и кадровых изменений и специфического характера деятельности.
В связи с потребностью в квалифицированных специалистах планируется направление работников ГБУ Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» в высшие специальные учебные заведения ГПС МЧС России по специальности «Пожарная безопасность», «Техносферная безопасность» (г. Москва, г. Санкт-Петербург) в количестве 25 человек за период с 2020 по 2024 гг., по 5 человек ежегодно.
1.7. Социальная поддержка работников государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия).
С 2020 по 2024 годы планируется оказать социальную поддержку работникам ГБУ Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» на общую сумму 5 684,4 тыс. руб. согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 октября 2013 г. № 338 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии по старости работникам Государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия)» в виде ежемесячной выплаты — пенсии по старости работникам ГБУ Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)».

Мероприятие 2. Развитие муниципальной пожарной охраны
С 2020 по 2024 годы планируется развитие муниципальной пожарной охраны.
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территории Республики Саха (Якутия) создано 151 подразделение Государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия).
Количество населенных пунктов, расположенных в пределах нормативного прибытия пожарных подразделений государственной противопожарной службы, составляет 224 (43,7%) населенных пунктов с населением 875 184 человека (90,2%), в этой связи планируется прикрытие населенных пунктов с населением от 500 до 1000 человек муниципальной пожарной охраной.
2.1. Создание условий для деятельности муниципальной пожарной охраны.
На территории Республики Саха (Якутия) планируется создание муниципальных пожарных частей с учетом норм пожарной безопасности НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны», наличия социально значимых объектов, отдаленности расположения от существующих подразделений пожарной охраны.

Характеристика населенных пунктов, в которых планируется создание малочисленных пожарных частей

Таблица № 4

Наименование населенного пункта Количество населения Расстояние до ближайшей пожарной части Наименование ближайшей пожарной части Нормативное время прибытия от ближайшей пожарной части Обеспечение пожарной охраной близлежащих населенных пунктов в соответствии с Федеральным законом-          № 123-ФЗ Общее количество населения, обеспечиваемых пожарной охраной
чел. км  мин. чел.
2020 год
1 с. Кэнтик

Верхне
вилюйский улус

983 9 МПЧ-1

с.Верхне
вилюйск

15
2 с. Кюндяе                Сунтарский район 817 18 МПЧ-3 с.Эльгяй 28 817
3 с. Маралайы Чурапчинский район 837 38 ПЧ-1 с.Чурапча 58 с. Телей-Диринг, население – 506 чел., расстояние – 10 км 1343
4 п. Бетенкёс                 Верхоянский район 826 49 ПЧ-1 п.Батагай 75 826
2021 год
5 с. Колымское Нижнеколым
ский район
811 180 ПЧ-1 п.Черский 271 811
6 с. Усун                Вилюйский район 801 128 ПЧ-1 г.Вилюйск 280 801
7 с. Сырдах                         Усть-Алданский район 781 23 МПЧ-7 с.Бейдинга 36 781
2022 год
8 с. Тумул                         Усть-Алданский район 730 20 МПЧ-2 с.Огородтах 31 730
9 с. Кустур                                        Эвено-Бытантайский район 766 100 ПЧ-1 с.Батагай-Алыта 151 766
10 с. Нуорагана                           Мегино-Кангаласский район 718 20 МПЧ-3 с.Тюнгюлю 31 718
2023 год
11 с. Ломтука                             Мегино-Кангаласский район 701 20 ПЧ-2 с.Майя 31 701
12 с. Бютейдях                                   Мегино-Кангаласский район 701 31 МПЧ-4 с.Табага 48 701
13 с. Себян-Кюель Кобяйский район 796 498 ПЧ-1 п.Сангар 748 796
2024 год
14 с. Беченча                Ленский район 786 60 ПСЧ-1 г.Ленск 91 786
15 с. Таймылыр              Булунский район 757 270 нет нет дорог 757
16 с. Андрюшкино Нижнеколымский район 741 421 ПЧ-1 п.Черский 633 741
17 с. Хоринцы                  Олекминский район 741 74 ПЧ-1 г.Олекминск 112 741
ИТОГО 12 310 12 816

2.2. Субсидии на финансовую поддержку муниципальной пожарной охраны.
Субсидии на финансовую поддержку муниципальной пожарной охраны предоставляются по 2 направлениям:
на возмещение затрат в связи с созданием территориальных подразделений муниципальной пожарной охраны;
на возмещение затрат в связи с прохождением профессионального обучения работников муниципальной пожарной охраны.

Мероприятие 3. Усиление роли общественных объединений добровольной пожарной охраны в Республике Саха (Якутия)
На территории Республики Саха (Якутия) создано 320 территориальных подразделений общественных объединений пожарной охраны в населенных пунктах, не прикрытых государственной противопожарной службой.
В целях обеспечения исполнения добровольными пожарными задач по тушению, профилактике пожаров и проведению аварийно-спасательных работ оказывается государственная поддержка в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.12.2012 № 556 «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны в Республике Саха (Якутия)».
3.1. Субсидии на финансовую поддержку общественных объединений добровольной пожарной охраны.
Субсидии на финансовую поддержку общественных объединений добровольной пожарной охраны предоставляются по 4 направлениям:
на возмещение затрат в связи с созданием территориальных подразделений общественных объединений пожарной охраны;
на возмещение затрат в связи с участием добровольного пожарного в тушении пожаров, спасении людей и имущества при пожарах, оказании первой помощи пострадавшим;
на возмещение затрат в связи с участием добровольного пожарного в профилактике пожаров;
на возмещение затрат в связи с командировочными и проездными расходами, связанными с прохождением профессионального обучения добровольных пожарных территориальных подразделений общественного объединения пожарной охраны.
3.2. Социальная поддержка общественных объединений пожарной охраны.
Осуществляется личное страхование членов добровольных пожарных территориальных подразделений общественных объединений пожарной охраны.
В случае гибели (смерти) добровольных пожарных, при причинении увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний предусмотрены выплаты единовременных пособий.
3.3. Имущественная поддержка общественных объединений добровольной пожарной охраны.
Имущественная поддержка в виде передачи в муниципальную собственность мобильных средств пожаротушения, а также осуществления укомплектования добровольных пожарных территориальных подразделений общественных объединений пожарной охраны пожарным обмундированием и пожарно-техническим вооружением.
В течение 2020 — 2024 годов планируется оснастить мобильными средствами пожаротушения 60 территориальных подразделений общественных объединений добровольной пожарной охраны.

Основное мероприятие 2.
Повышение готовности сил и средств аварийно-спасательной службы путем развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы,
информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для предотвращения чрезвычайных ситуаций

Мероприятие 1. Содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб
В целях повышения уровня защищенности населения и территорий Республики Саха (Якутия) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера планируется создание межрайонных поисково-спасательных отрядов в период 2020 — 2024 годы:
Ленский ПСО с дислокацией в г. Ленске. Обеспечит защиту населения и территории Ленского, Олекминского и Мирнинского районов Республики Саха (Якутия);
Янский ПСО с дислокацией в п. Батагай. Обеспечит защиту населения и территории Верхоянского, Эвено-Бытантайского, Усть-Янского районов Республики Саха (Якутия);
Заречный ПСО с дислокацией в с. Ытык-Кюель. Обеспечит защиту населения и территории Таттинского, Усть-Майского, Чурапчинского, Томпонского районов Республики Саха (Якутия);
Кобяйский ПСО с дислокацией в п. Сангар. Обеспечит защиту населения и территории Кобяйского, Жиганского, Булунского районов Республики Саха (Якутия);
Амгинский ПСО с дислокацией в с. Амга. Обеспечит защиту населения и территории Амгинского, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского районов Республики Саха (Якутия).

Мероприятие 2. Укрепление материально-технической базы
В целях укрепления материально-технической базы аварийно-спасательной службы Республики Саха (Якутия) планируется:
обеспечение новейшими образцами поисково-спасательного снаряжения, оборудованием и техникой для применения более эффективных по затратам и по свойствам оборудования для поиска людей.
реконструкция объекта незавершенного строительства ГКУ Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» учебно-тренировочный полигон ГКУ Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» ул. Труда, 1;
проведение капитального ремонта объектов ГКУ Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)»;
закупка аварийно-спасательной техники, водолазного оборудования, аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для повышения готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
применение эффективного оборудования для поиска людей — замена капиталоемких вылетов на воздушных судах с использованием беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров) и малой авиации.
В целях повышения эффективности, улучшения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ на период 2020 — 2024 гг. необходимо внедрить геоинформационную систему для мониторинга и предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятие 3. Проведение предупредительных мероприятий по безопасному пропуску паводковых вод
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, защиты населения и территории Республики Саха (Якутия) от чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми водами, необходимо ежегодное проведение превентивных и предупредительных мероприятий по безопасному пропуску паводковых вод.

Мероприятие 4. Оперативный резерв финансовых средств для проведения аварийно-спасательных работ
Для сокращения времени планирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ необходимо наличие в рамках реализации государственной программы финансовых средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мероприятие 5. Обеспечение гидрометеорологической информацией исполнительных органов государственной власти республики
В целях своевременного информирования, планирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривается обеспечение исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) специализированной информацией в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды.

Основное мероприятие 3.
Обеспечение функционирования систем оповещения и информирования населения в Республике Саха (Якутия)

Одной из главных задач в комплексе мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий Республики Саха (Якутия) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, позволяющих снизить потери населения и материальный ущерб, является задача своевременного и гарантированного доведения до каждого человека при угрозе возникновения и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций сигналов и экстренной информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
В соответствии с Положением о системе оповещения населения Республики Саха (Якутия) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — Положение), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2016 г. № 123, система оповещения населения Республики Саха (Якутия) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает в себя:
региональную автоматизированную систему централизованного оповещения (РАСЦО);
комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН);
муниципальные системы оповещения;
локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и системы оповещения объектов (организаций);
общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
мобильные средства оповещения с громкоговорящими устройствами, установленными на ведомственных автомобилях, средства массовой информации.

Мероприятие 1. Обеспечение функционирования Региональной автоматизированной системы центрального оповещения (РАСЦО)
В настоящий момент доля вышедшего из строя оборудования РАСЦО составляет 50%. Для восстановления работоспособности неисправных сегментов РАСЦО необходимо выделить дополнительные бюджетные ассигнования из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В целях оптимизации расходов государственного бюджета на содержание РАСЦО планируется использовать сети органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) «СахаИнформ-Сеть».

Мероприятие 2. Обеспечение функционирования систем оповещения и информирования населения в Республике Саха (Якутия) (МКИОН, КСЭОН, ОКСИОН)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» Правительством Республики Саха (Якутия) создана комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия).
На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) полностью завершена работа по созданию КСЭОН в 339 населенных пунктах, входящих в 283 зоны экстренного оповещения, в которых проживает 829 600 человек, что составляет 84% населения республики.
В целях подготовки населения для защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, заблаговременного и экстренного информирования граждан о возможной угрозе чрезвычайных ситуаций планируется оснастить пожарно-спасательные гарнизоны мобильными комплексами информирования и оповещения населения (МКИОН).

Основное мероприятие 4.
Повышение готовности сил и средств в области гражданской обороны.

В целях повышения готовности сил и средств в области гражданской обороны, приведения в соответствие предъявляемым требованиям по выполнению задач гражданской обороны согласно Федеральному закону от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлению Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны технических, продовольственных и иных средств», приказу МЧС России от 01 октября 2014 г. № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2015 г. № 479 «О республиканском запасе материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для выполнения мероприятий гражданской обороны» планируются расходы на приобретение средств гражданской обороны для населения, проживающего в зоне возможного химического заражения.
В целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Главой Республики Саха (Якутия) 19 июня 2019 г. утвержден План создания объектов гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно предварительным расчетам стоимость разработки проектно-сметных документаций по объектам защитных сооружений гражданской обороны составляет 33 833,9 тыс. рублей.

Основное мероприятие 5.
Управление республиканским резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и включает продовольствие, вещевое имущество, предметы первой необходимости, нефтепродукты, материалы и оборудование для нужд жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, медицинское имущество, медикаменты и иные материальные ресурсы.
Выпуск материальных ресурсов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в республике за последние два года показал, что объемы выпускаемых ресурсов превышают объемы восполнения. Обеспеченность объемов материальных ресурсов с учетом восполнения на 01 июля 2019 г. составляет 70%. При возникновении или угрозе чрезвычайной ситуации будет произведен выпуск, что повлечет уменьшение нормативного объема. Вместе с тем следует отметить, что в 2020 и 2021 годы финансирование на восполнение республиканского резерва РРЧС по государственной программе не предусмотрено, что повлечет существенное снижение объемов материального резерва. Учитывая выпуск материальных ресурсов из республиканского резерва на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, необходимо предусмотреть финансирование в рамках государственной программы для доведения объемов материальных ресурсов до нормируемого уровня.
В целях приведения складских помещений гражданской обороны и республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствие с установленными требованиями планируется строительство объединенного склада гражданской защиты.
Целью подпрограммы № 2 является гарантированный и своевременный завоз грузов (продукции) в районы с ограниченными сроками завоза.
Подпрограмма сформирована в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года».
Основными мероприятиями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с целевым видением до 2050 года являются:
1) совершенствование логистики завоза грузов с учетом перенаправления основной массы грузов на новые транспортные направления (Северный морской путь, Якутский транспортно-логистический узел в поселке Нижний Бестях) для снижения затрат на доставку грузов:
нефтепродукты, предназначенные для Арктической экономической зоны республики, перенаправляются на Северный морской путь и будут доставляться через входные перевалочные морские пути — Архангельск, Мурманск, Владивосток, а также Якутский транспортно-логистический узел в п. Нижний Бестях;
доставка генеральных грузов (грузы производственно-технического назначения, строительные материалы) с водного транспорта переориентируется на железную дорогу Беркакит — Томмот — Якутск (поселок Нижний Бестях).
Ожидаемый результат: рост объемов завоза через Северный морской путь и Якутский транспортно-логистический центр в поселке Нижний Бестях в 2 раза;
2) создание центров депонации для обеспечения населения нефтепродуктами:
строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства и расширение резервуарного парка нефтебазового хозяйства, задействованного при хранении жизнеобеспечивающих грузов;
строительство новых объектов нефтебазового хозяйства в поселке Тикси Булунского улуса, поселке Оленек Оленекского улуса, нефтесклада в поселке Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса.
Ожидаемый результат: обеспеченность емкостным парком нефтебазового хозяйства — 100 процентов;
3) улучшение транспортно-логистической схемы завоза потребительских товаров и вывоза промысловой продукции из арктических и северных районов:
совершенствование схемы и механизмов завоза социально значимых продовольственных товаров;
строительство хладокомбинатов в районах осуществления промышленного лова и заготовки промысловой продукции;
создание на базе оптово-розничных магазинов со складскими помещениями в ряде районных центров арктических и северных районов межрайонных логистических центров для оказания комплексных услуг, ориентированных на малый торговый бизнес;
строительство теплых складских помещений, обеспечивающих круглогодичную потребность населения в социально значимых продовольственных товарах.
Ожидаемый результат: обеспечение завоза в районы с ограниченными сроками завоза грузов в объемах потребности населения.
Для достижения цели подпрограммы № 2 необходимо решить следующие задачи:
Задача № 1. Государственная поддержка завоза жизнеобеспечивающих грузов.
Государственная поддержка завоза жизнеобеспечивающих грузов путем предоставления субсидий осуществляется в соответствии с:
Законом Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 г. 119-З № 241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», который предусматривает реализацию комплекса мероприятий по обеспечению завоза грузов (продукции, товаров) в труднодоступные и отдаленные населенные пункты и формированию запасов на межнавигационный период.
В состав задачи входят следующие мероприятия:
субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на завоз муки;
субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на доставку социально значимых продовольственных товаров в улусы (районы) и в пределах улусов (районов);
субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат, связанных с завозом расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров, авиационным и автомобильным транспортом;
субсидия на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным в кредитных и иных организациях предприятиями, осуществляющими завоз социально значимых продовольственных товаров.
Задача № 2. Хранение неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов Республики Саха (Якутия).
В состав задачи входят следующие мероприятия:
расходы на хранение неснижаемых переходящих страховых запасов нефтепродуктов.
Задача № 3. Строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства.
Одним из наиболее острых проблем в настоящее время является недостаточность емкостного парка под размещение наливных грузов для нужд энергетики, коммунального хозяйства и жизнеобеспечения. Полный и частичный износ существующего емкостного парка нефтепродуктообеспечивающих предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Приоритетный курс задачи подпрограммы направлен на поддержание инфраструктуры, находящейся под управлением хозяйственных обществ, обеспечивающих хранение наливных грузов в пунктах депонации и конечных пунктах доставки, а также занимающихся обеспечением завоза нефтепродуктов для нужд жизнеобеспечения.
Основным нефтепродуктообеспечивающим предприятием Республики Саха (Якутия) является АО «Саханефтегазсбыт», который ежегодно осуществляет завоз нефтепродуктов для нужд бюджетной сферы, населения и мелкооптовых предприятий республики.
АО «Саханефтегазсбыт» Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2017 г. № 1819 «О Перечне стратегических государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) и стратегических акционерных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале» включен в перечень стратегических акционерных обществ, также в перечень системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия).
Основным видом деятельности АО «Саханефтегазсбыт» является оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. Одним из дополнительных видов деятельности является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.
В состав АО «Саханефтегазсбыт» входят 22 нефтебазы и 98 автозаправочных станций (АЗС, КАЗС). Износ основных фондов нефтебаз предприятия в среднем составляет 80%, в некоторых случаях имеет место эксплуатация емкостей со 100% износом из-за отсутствия альтернатив, не соответствуют требованиям пожарной, промышленной и экологической безопасности депонационные пункты, пункты переработки и хранения.
Для улучшения состояния инфраструктуры предполагается реализация мероприятий по строительству и реконструкции нефтебазового хозяйства.
Приоритетными проектами задачи «Строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства» являются:
1) расширение резервуарного парка Среднеколымской нефтебазы филиала АО «Саханефтегазсбыт».
Общая характеристика состояния резервуаров Среднеколымской нефтебазы остается неудовлетворительным. Для хранения светлых нефтепродуктов на филиале «Среднеколымская нефтебаза» АО «Саханефтегазсбыт» используются два резервуара РВС-700 под авиационное топливо, два резервуара РВС-1000 под автобензин, один резервуар под автобензин, техническое состояние которых не соответствует требованиям промышленной безопасности. При проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств (резервуаров) РВС-700 №№ 1, 2, 3, 4, 7; РВС-200 № 11 для продления срока эксплуатации экспертной организацией выдано заключение о несоответствии резервуаров требованиям промышленной безопасности и о признании их непригодными к дальнейшей эксплуатации. В 2013 году были проведены торги на проектно-изыскательские работы по объекту капитального строительства «Расширение резервуарного парка Среднеколымской нефтебазы (строительство РВС-1000 в количестве 5 штук)». На проектно-сметную документацию получено положительное заключение ГАУ «Управление госэкспертизы Республики Саха (Якутия)» от 20.11.2013 № 14-1-6-0086-13(1).
Отсутствие свободных емкостей для хранения нефтепродуктов приводит к необходимости размещения нефтепродуктов в соседних районных центрах, что приводит к затратам на дополнительную перевозку грузов в дополнительные емкости, сказывается на сроках открытия автозимников. Планируемая сметная стоимость работ по расширению емкостного парка Среднеколымской нефтебазы составляет 267 578,1 тыс. рублей в ценах I квартала 2019 года.
2) расширение резервуарного парка Белогорской нефтебазы филиала АО «Саханефтегазсбыт».
В связи с увеличением объемов хранения нефти для нужд ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» с вводом новых котельных и подключением частного жилого фонда Момского района принято решение о выделении 2 резервуаров РВС-3000 для хранения нефти. С учетом имеющихся и дополнительно выделяемых резервуаров сохраняется дефицит емкостного парка для размещения нефти для нужд ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» в объеме 5 тыс. тонн в Белогорской нефтебазе. В целях расширения емкостного парка Белогорской нефтебазы и уточнения стоимости мероприятий по расширению парка необходимо провести инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, а также разработать проектно-сметную документацию. После составления проектно-сметной документации необходимо провести работы по увеличению емкостного парка.
Отсутствие свободных емкостей для хранения нефтепродуктов приводит к необходимости размещения нефтепродуктов в нефтеналивных судах, а в дальнейшем в соседних районных центрах, что приводит к затратам на дополнительную перевозку грузов в дополнительные емкости. Ориентировочная стоимость проведения работ по расширению резервуарного парка Белогорской нефтебазы составляет 223 251,87 тыс. рублей.
3) строительство нефтебазы в п. Тикси Булунского улуса.
В соответствии со стратегическими планами по развитию северного морского пути и начала реализации крупных инвестиционных проектов на арктических и северных районах для обеспечения реализации указанных планов необходимо строительство новой нефтебазы в морском порту Тикси с начальным объемом емкостного парка 50 тыс. тонн с возможностью дальнейшего расширения.
4) строительство нефтебазы в п. Оленек Оленекского улуса;
5) строительство нефтебазы в п. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса;
6) реконструкция и реновация существующих емкостных парков нефтебазового хозяйства (всего 11 нефтебаз).
Задача № 4. Развитие современной инфраструктуры оптово-розничной торговли.
Основное направление задачи подпрограммы направлено на поддержание инфраструктуры, находящейся под управлением хозяйственных обществ, занимающихся обеспечением завоза социально значимых продовольственных товаров.
АО «Якутоптторг» является хозяйствующим субъектом со 100% долей участия Республики Саха (Якутия) в уставном капитале, включен в перечень системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия).
Основной целью создания АО «Якутоптторг» является обеспечение социально значимыми продовольственными товарами, включая мукой для нужд хлебопечения, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов республики.
АО «Якутоптторг» имеет в собственности имущественный комплекс, состоящий из оптовых баз, расположенных в 18 районах республики и в городе Якутске, складских помещений в количестве 52 единиц площадью 44,3 тыс. кв. м с объемом хранения товаров 21 тыс. тонн. При этом теплые складские помещения имеются только в 6 районах с небольшим помещением, не приспособленным для длительного хранения скоропортящихся продуктов.
В настоящее время износ имущественного комплекса в среднем составляет более 38%, и состояние складских помещений не в полной мере отвечает требованиям хранения продовольственных товаров. По требованиям кредитных организаций указанное имущество не является ликвидным, так как все складские помещения являются деревянными строениями, за исключением объектов в Верхнеколымском районе.
Указанный имущественный комплекс не в полной мере отвечает требованиям к хранению продовольственных товаров, картофеля и овощей.
В связи с этим скоропортящиеся продовольственные товары завозятся более дорогим видом транспорта (авиатранспорт) и в ограниченных объемах, тем самым обеспечивается 3-5 % годовой потребности, а их реализация производится в короткий промежуток времени (в течение 1 – 2 суток).
В целях обеспечения продовольственной безопасности населения арктических улусов необходимо строительство складских помещений по хранению и переработке социально значимых продовольственных товаров, в том числе скоропортящихся продовольственных товаров.
Для улучшения состояния инфраструктуры предполагается реализация мероприятий по развитию современной инфраструктуры оптово-розничной торговли.
Приоритетными проектами по мероприятию «Развитие современной инфраструктуры оптово-розничной торговли» являются строительство складских помещений с магазинами в 13 арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия) мощностью 550 м2 (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский).
Согласно проектно-сметной документации стоимость одного типового объекта составляет 27 051,2 тыс. руб. в ценах I квартала 2015 года. На сметную документацию имеется положительное заключение госэкспертизы № 14-1-3-0194/15 от 15.09.2015.
Строительство складских помещений с магазинами совершенствует систему обеспечения овощами (корнеплодами, картофелем), фруктами и скоропортящимися продуктами. Вместо нерегулярной продажи социально значимых продовольственных товаров, завозимых авиационным транспортом, появится круглогодичное, устойчивое обеспечение социально значимыми продовольственными товарами расширенного ассортимента без перебоев в каждом улусе, что позволит увеличить товарооборот и выручку от реализации АО «Якутоптторг».
Для сравнения: расходы по доставке 71,6 тонн социально значимых продовольственных товаров расширенного ассортимента автомобильным транспортом ориентировочно составляют 3,1 млн рублей, расходы по доставке такого же объема авиационным транспортом составляют 25,3 миллионов рублей. Строительство складских помещений с магазинами позволит хранить социально значимые продовольственные товары расширенного ассортимента в объеме 2 — 4 тыс. тонн, что позволит обеспечивать круглогодичную потребность населения.

Планируемые к строительству складские помещения с магазинами

Таблица 5

№ п/п Наименование улуса Наименование населенного пункта Объем, м2 Объем средств, рассчитанный

в 2015 году,

тыс. (руб.)

ВСЕГО: 900 118,18
1 Среднеколымский г. Среднеколымск 550 44 006,40
2 Оленекский с. Оленек 550 49 384,67
3 Верхоянский п. Батагай 550 44 006,40
4 Нижнеколымский п. Черский 550 70 526,98
5 Абыйский п. Белая Гора 550 65 456,71
6 Аллаиховский п. Чокурдах 550 70 223,14
7 Усть-Янский п. Усть-Куйга 550 85 503,21
8 Анабарский с. Саскылах 550 101 135,50
9 Жиганский с. Жиганск 550 49 494,05
10 Момский с. Хонуу 550 68 539,92
11 Эвено-Бытантайский с. Батагай-Алыта 550 84 322,92
12 Верхнеколымский п. Зырянка 550 90 304,82
13 Булунский п. Тикси 550 77 213,46

При достижении цели подпрограммы ожидаются следующие результаты:
обеспечение завоза в районы с ограниченными сроками завоза грузов в объемах потребности населения;
строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия), и расширение резервуарного парка нефтебазового хозяйства;
строительство теплых складских помещений, обеспечивающих круглогодичную потребность населения в социально значимых продовольственных товарах.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/804-1.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/804-2.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»
https://yakutia-daily.ru/wp-content/uploads/2019/11/804-3.pdf

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
11 августа
  • 20°
  • Ощущается: 20°Влажность: 73% Скорость ветра: 3 м/с