В Якутске завершился проект, реализованный психологами уголовно-исполнительной инспекции УФСИН и Центра социально-психологической поддержки молодёжи и семьи республики для осуждённых женщин с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста.
О том, чего боятся осуждённые женщины, рассказала «Якутии» педагог-психолог диагностико-коррекционного отдела Айталина Тимофеева.
Принять ярлыки
– Насколько были открыты участницы проекта?
– Женщины проявляют интерес к работе и готовы совершенствоваться. В терапии многое зависит от клиента. Если он вовлечён, то это 80% успеха.
– Работа была направлена на осознание своей роли как матери или больше – как личности?
– Это комплексная работа. Когда мы охватываем одного члена семьи, то есть взрослого, это влияет и на детей. Ведь все они живут и взаимодействуют в одной системе.
Есть понятие «архетип» – классический образ, устоявшийся в культуре, обществе, истории или традициях. И так как в архетип «дочери» и «матери» не вписывается ярлык «осуждённой», женщина страдает от вины и стыда. Вытесненные чувства неприязни к себе могут сказываться на детях, так что, работая с личностью женщины, мы работаем и с детьми.
– Говоря про вытеснение, что вы имеете в виду?
– Отрицание, непринятие или подавление. К примеру, какой классический образ у понятия «мама»? Добрая, светлая, тёплая и прекрасная. Пытаться соответствовать, значит, вытеснять все качества, которые не подходят под данный ярлык. Можно испытывать много напряжения. В свою очередь дети, пытаясь адаптироваться под эмоциональное состояние родителя, сами становятся тревожными.
– Попытка соответствовать образу может покалечить?
– Мы должны помнить, что ярлык не определяет человека. И, получая новые социальные роли, мы не исключаем старые. Давление общественности влияет на социализацию женщин. Например, усложняется даже элементарный поиск работы. В них произрастают семена сомнения, отвращение к себе самим, и даже если кто-то отнесётся к ним непредвзято и будет готов дать рабочее место, то осуждённый в силу своих внутренних переживаний может вовсе отказаться от попытки наладить контакт.
Это серьёзно влияет на самовосприятие человека, и он уже самостоятельно может начать думать о себе в негативном ключе. Я имею в виду, что любую трудную ситуацию нужно принять как одно из событий жизни – есть падения, есть взлёты. И в работе над собой необходимо не исключать «падения», а усвоить навык «вставания». Чтобы встать и идти с этим вперед. Если что-то тяжёлое случится в будущем снова, то мы сможем заново подняться и жить дальше.
Включить осознанность
– Какие упражнения были подготовлены для участниц проекта?
– Отмечу, что пройденные занятия не несли в себе коррекционной задачи и человек, не знакомый с психологической работой, не может «проработаться» с ходу. Они направлены на запуск процесса самоанализа, формирования «Я-концепции» – это внутреннее, устойчивое представление о самом себе, осознанного поведения. Благодаря упражнениям женщины смогли заглянуть внутрь себя. Это правда сложно сделать, когда ты постоянно зациклен на внешнем мире.
Наши специалисты провели танцевально-двигательную терапию для работы непосредственно с телом. Некоторые чувства, находящиеся в бессознательном (не на осознаваемом уровне), могут приходить к нам через сны, образы, ассоциации и на телесном уровне.
Арт-терапия и метафорические карты – это работа с образами, актуальными потребностями, выявлением теневых сторон (вытесненных чувств и установок). На психосинтезе нам нужно было помочь освоить навыки саморегуляции, увидеть свои слабости, свою боль. Это работа с частями своей личности, которые есть у каждого в разных образах. Участницы храбро справились, это вызывает только восхищение.
«Стратегия выживания»
– Что же привело их в проект?
– Кризис.
Давайте объясню метафорично. У человека в жизни появился гвоздь (проблемная ситуация), который надо было убрать. Он взял молоток (решение, актуальное на тот момент), ударил по гвоздю, и ситуация решилась. Этот способ решения проблемы он стал использовать постоянно. Это называется «стратегия выживания», ведь когда-то его это спасло. Однажды у него появляется не гвоздь, а дыра в трубе. Он бьёт по ней, а ситуация лучше не становится. Это уже не тот случай, ему нужны другие инструменты.
Тут срабатывает защитный механизм – мол, если молоток отложить, а вдруг он ещё понадобится, я его потеряю. Замкнутый круг. Поэтому участницы стали нуждаться в помощи, потому что старые навыки поведения не работают, а новые ещё не были освоены.
Запустить процессы самоанализа
– Почему был выбран групповой метод терапии?
– Потому что это безопасная обстановка. К сожалению, до сих пор образ психолога в людях вызывает тревогу. Особенно когда человек находится в кризисном, ранимом состоянии, ему свойственно не доверять.
Также это про поддержку и принятие. Например, участница группы может спокойно обсудить свои переживания с людьми в похожей ситуации и не ждать осуждения. На групповых занятиях повышается уровень возникновения желания поддаться общей позитивной динамике и выйти за пределы своих страхов.
– Что в итоге получили участницы?
– Первостепенная наша задача – запустить процесс самоанализа на пути к работе над собой. Пока очень рано, чтобы сделать выводы касательно проекта.
На последнем занятии женщины говорили о себе с изучающей точки зрения. Они хотят исследовать свои внутренние миры, найти места, где нужно что-то улучшить, развить. Направление дано. В конце, хотелось бы сказать, что осознание проблемы – это уже половина пути.
О проекте
Проект был приурочен к Году матери и направлен на повышение родительской компетенции, профилактику деструктивного поведения и развитие личностных качеств. Об этом рассказала старший психолог уголовно-исполнительной инспекции Елизавета Борисова.
Проект помог осуждённым женщинам лучше узнать себя, получить поддержку, взглянуть на жизнь под другим углом. Совместная групповая терапия длилась около месяца.
– Участницы уже были знакомы с работой психолога. Когда они приходят вставать на учёт, то их отправляют к специалистам. Мы начинаем с ними работать: углублённая диагностика, беседа, то есть психологическое сопровождение в течение срока, – сказала Борисова.
По словам психолога, адаптация к новому статусу (прим. – осужденная) проходит у всех по-разному. Зависит от внутреннего состояния, характера, статьи. Большинство женщин относятся к этому с долей стыда, например, есть установка, что на работу их не возьмут. Поэтому важно проработать этот аспект, чтобы человек мог потом вернуться в социум.
Один из запомнившихся кейсов был после танцевально-двигательной терапии. Согласно ему, все эмоции человек принимает и воспринимает через тело. Поначалу одна из участниц была настроена пессимистично. После упражнения произошла положительная динамика. Женщина стала больше улыбаться, испытывать радость. Поведение в корне изменилось.
– Работая в группе, человек получает поддержку от участников с похожими проблемами, имеет возможность увидеть себя через призму незнакомых людей, что способствует процессу самопознания и формирует более осознанное понимание жизни, – заключила она.
Организаторами выступили группа психологического обеспечения уголовно-исполнительной инспекции УФСИН и Центр социально-психологической поддержки молодёжи и семьи РС(Я).
Фото: пресс-служба УФСИН России по РС(Я).
This post was published on 13.11.2022 18:00