Учитель Иван Дьяконов: задача учителя – сделать так, чтобы ребенок понял, кто он
Иван Дьяконов – учитель физики Бердигестяхской улусной гимназии – был удостоен награды в специальной номинации Всероссийского конкурса «Учитель года-2023». При этом своё призвание он нашел случайно: будущего педагога однажды попросили быть учителем на замене в его родной школе.
В интервью «Якутии» Иван рассказал, что ему помогает в повседневном общении с детьми и в чем его ответственность как учителя.
Через тернии к звездам
– Иван Герасимович, какие впечатления от конкурса?
– Для меня этот конкурс был очень ответственным. Все-таки я защищал честь республики, да еще и в Год педагога и наставника. До участия я понял, что вокруг меня очень много людей, которые меня поддерживают. Были моменты, когда при подготовке не верил в себя, я все-таки еще молодой педагог. Поэтому очень счастлив, что на моем жизненном пути были люди, которые верили в меня и в случае чего протягивали руку помощи.
Это большой опыт, конечно. Я встретился со многими замечательными и опытными учителями из разных регионов страны. У каждого почерпнул частичку опыта. Вернувшись обратно, с нетерпением жду, когда опробую разные методики. И ожидаю, что наши результаты будут еще выше.
– Кто был в вашей группе поддержки?
– Прежде всего – мои коллеги, команда из Бердигестяхской улусной гимназии имени В.В.Филиппова. Очень меня поддержала моя классная руководительница Анжелика Ивановна Петрова, сейчас она заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Она – пример того, каким должен быть настоящий учитель. У Анжелики Ивановны есть учительское чутьё, человечность, гуманность, ориентированность на детей, и я постарался перенять эти качества. Кстати, она вместе со мной полетела на конкурс, за что я ей очень благодарен.
– На одном из конкурсных этапов вы проводили урок для школьников. Отличаются ли московские ребята от якутских детей?
– Я понял, что дети – везде дети. Взять хотя бы гендерное разделение. Заходя в класс, мальчики сидят слева, а девочки справа. Во время перемены наши мальчики играют в мас-рестлинг, и в Москве та же картина.
– Какую тему урока вы выбрали?
– Я проводил урок для учеников восьмого профильного класса. Мне было гораздо интереснее общаться с ребятами, которые «горят» физикой. Тема была актуальной, но сложной для освоения – «Изменение внутренней энергии термодинамической системы при теплопередаче».
Ученик – как «чёрный ящик»
– Преподавали ли вы когда-нибудь в классах, где ученики считают, что физика им не нужна? Как найти к таким подход?
– В гимназии я преподаю физику у технического и естественно-биологического классов. Если с первыми все понятно, то вторым я подбираю темы, соответствующие их профилю. Физика очень обширна, она актуальна не только для инженеров.
Например, будущему врачу необходимо знать физические законы, так как они в значительной мере упрощают понимание функционирования живого организма. В медицине широко используются достижения науки и техники. Физика помогает в диагностике заболеваний.
– В чем вы видите главную задачу образования и свою личную ответственность?
– Если судить с точки зрения философии, задача учителя – сделать так, чтобы ребенок понял, кто он, что он любит, и направить его на верный путь. Если брать систему образования, то на государственном уровне нужно создать условия для благоприятного развития, созидания и творчества.
– Каковы, по вашему мнению, возможности современного учителя?
– На мой взгляд, в современном мире возможностей всё больше, вместе с тем растут и требования. Учитель должен быть очень мобильным. Должен адаптироваться ко всем изменениям. Только такой человек может быть востребован в обществе.
Некоторые блогеры объясняют сложные темы весьма удачно, просто и доступно. Поэтому на своих уроках я могу дать личные рекомендации, чей контент стоит посмотреть. Не надо пытаться обогнать новые технологии, нужно их принять и работать в симбиозе. Это может стать полезным инструментом в работе. Я всегда пытаюсь понять, что интересно детям.
— Значит ли это, что надо говорить с молодым поколением на одном языке?
– Нет, достаточно искреннего интереса. Например, у школьников есть любимая игра на смартфонах. Многие учителя услышат название и не углубятся в тему. Если подойти к детям и спросить, то можно узнать, что игра не совсем простая. Некоторые игры даже требуют особых навыков мышления, которые развивают мозг.
Синдром понедельника
– Чем вы увлекаетесь? Есть ли у вас хобби?
– Дополнительно в этом году я начал вести медиакружок. Многие дети интересуются этой темой. Медиапространство влияет на все сферы нашей жизни. Ребята будут освещать мероприятия, снимать опросы, поздравительные или социальные видеоролики. Из-за подготовки к конкурсу деятельность была приостановлена, но мы возобновим нашу работу.
– От каких ошибок вы предостерегли бы начинающих педагогов?
– Всегда надо понимать, что дети есть дети. Они могут ошибиться, и это абсолютно нормально. Педагог должен объяснить ребенку, что ошибку он может исправить. Иначе школьник может потерять интерес к учебе.
– Какой вы видите свою дальнейшую карьеру?
– В моих планах довести свой класс (Иван Герасимович – классный руководитель. – Прим.) до выпуска. Это еще пять лет учительства. Надеюсь, что с каждым годом буду набираться опыта. Работа с детьми мне приносит удовольствие.
Обычно говорят: «Пятница наступила, ура, выходные!». А я думаю – как много сделано, но еще многое впереди. Всегда с нетерпением жду следующей недели, чтобы с понедельника воплотить новые идеи и проекты в жизнь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: