«Учитель года Якутии» Анна Конова — о себе, школе, призвании

«Учитель года Якутии» Анна Конова — о себе, школе, призвании

Читайте нас

Вообще-то Анна Конова не мечтала стать учителем, но, придя на практику в родную среднюю школу №26 Якутска и увидев заинтересованные глаза семиклассников, своих первых учеников, поняла, что быть учителем – интересно.

 Педагогическая династия

Абсолютный победитель Республиканского профессионального конкурса «Учитель года РС(Я) — 2021», учительница китайского языка средней школы №23 Якутска Анна Конова – представитель педагогической династии. Стаж семьи Коновых исчисляется сотней лет. Вот уже четвёртое поколение семьи преподает в школе. Прадедушка Анны по материнской линии был учителем в городе Усолье-Сибирское Иркутской области, а по линии отца двоюродный дедушка был преподавателем в институте физкультуры в Хабаровске. Отец Анны, Сергей Николаевич, работает учителем физкультуры в средней школе №26 Якутска. Родная сестра Екатерина – учитель русского языка и литературы в одной из московских школ. А на днях Анна с удовольствием узнала, что родной племянник собирается поступать в педагогический колледж и мечтает стать учителем начальных классов.

– Так что династия продолжается, – улыбается она.

Анна Сергеевна работает в школе 12 лет. Остаться учителем в школе студентке предложили сразу после практики, так что ей пришлось совмещать учёбу с работой. Выпускница восточного отделения факультета иностранных языков СВФУ владеет китайским, французским и английским языками.

– Когда пришла поступать в СВФУ, узнала, что появилось новое восточное отделение, где обучают японскому, китайскому и корейскому языкам. Как житель Дальнего Востока, понимаю, что за восточными языками будущее, да и вообще мне показалось это очень интересным. А тут ещё сказали, что китайский – самый сложный из них. Я и подумала, почему бы не выбрать самое сложное? – вспоминает Анна Сергеевна.

Она считает, что лучшая мотивация познавать, двигаться, расти – начинать со сложного.

                                                                                                                 

– Конкурс «Учитель года» для меня – своего рода челлендж. С конкурсантами не  были соперниками, скорее,  мы соперники самому себе. Ты бросаешь вызов самой себе и если справишься, научишься чему-то новому, значит, молодец, независимо от результата! – говорит педагог.

После конкурса поздравления буквально обрушились на молодого учителя, и даже на следующий день телефон не умолкал от сообщений и звонков.

Учитель уверена: нестандартный подход ко всему помог ей победить в конкурсе.

– Я не мыслю шаблонами, люблю использовать новые идеи и воплощать их. Возможно, это моё главное преимущество, – считает она.

К слову, это третий серьёзный конкурс, в котором она участвовала. Первый пробный случился в 2018 году. Тогда Анна Сергеевна приняла участие в городском конкурсе «Лучший классный руководитель», а в 2020 году – в городском конкурсе «Учитель года». В обоих случаях она стала абсолютным победителем. И, как следствие, участие в республиканском конкурсе. Впереди – российский этап конкурса.

– Страшно, когда не знаешь, чего ждать, есть просто настороженность, может быть. Мне интересно посмотреть на учителей из других регионов, обменяться опытом. Опять же адреналин, – улыбается Анна Сергеевна.

 Педагогика – призвание

После университета Анна вернулась в родную школу, которую сама окончила, работала с теми педагогами, которые недавно учили её, и это тоже стало университетом для неё. В 26-й она проработала пять лет, потом молодого педагога пригласили в среднюю школу №23, где учитель и работает по сей день.

Она с удовольствием вспоминает свой первый урок во время учебной практики.

– Зашла в класс к семиклассникам. Смотрю на них, они на меня. И тут пришло озарение: а ведь я могу их научить чему-то новому, увлечь иностранным языком. Это же здорово, и это моё! Мы быстро нашли общий язык, – вспоминает первые дни в школе.

Этот момент истины тогда ещё студентка запомнила навсегда и поняла, что быть учителем – её призвание. Для Анны Сергеевны главное – увлечь детей, развить интерес к языку, культуре, истории народа.

– Есть, к сожалению, некоторые люди, которые считают, что изучение иностранных языков – не самое важное в жизни. Мол, они никуда отсюда не собираются уезжать, да и путешествовать не любят. Дети перенимают этот взгляд. Тут дело в ограниченности кругозора и позиции старшего поколения семьи к иностранным языкам. Всё же радует, что с годами таких людей становится всё меньше, – считает она.

В Якутске изучать китайский язык начали лет тринадцать тому назад. И если вначале его изучали  в одной-двух, то теперь его преподают, как второй иностранный, в десятках школ.

– Детям очень нравится китайский язык. В нашей средней школе №23 есть профильные классы, где наравне с английским изучают и китайский. И вы знаете, дети с удивлением говорят, что китайский изучать гораздо интереснее, – радуется Анна Сергеевна. — Появляется азарт к изучению нового мира, языка, культуры, истории.

В средней школе №23 китайский изучают с начальных классов. На этом этапе обучение языку ведётся в кружке, который посещают дети, желающие его изучить, это около 50 человек. Анна Сергеевна – руководитель «Клуба юных знатоков китайского языка».

В среднем звене – уже два профильных лингвистических класса – 6 и 9, которые изучают китайский.

– К сожалению, мои девятиклассники так разочарованы, что китайского языка нет в перечне предметов по выбору при сдаче ОГЭ. Он, к сожалению, доступен только в формате ЕГЭ в 11-м классе, – говорит педагог. – Считаю, у ребят должен быть выбор.

Пробудить интерес к языку через силу невозможно, уверена Анна Сергеевна. Вот почему её уроки проходят живо, динамично.

– Всё же изучение китайского – относительно новое явление и уже подразумевает интерес у детей. Я не использую суперприёмы, учитель, прежде всего, сам должен быть интересной личностью, чтобы зажигать и увлекать учеников. Детей надо направлять, захватывать их внимание с первых минут урока и не дать им скучать. Мы поём песни, изучаем историю страны, сравниваем нашу жизнь и их. Им интересны иероглифические истории, которые я рассказываю, так быстрее их можно запомнить, – объясняет учитель.

Эффект удивления педагог часто использует на уроках, удерживая интерес учеников. В общем, пробовать, искать, не бояться ошибок – её методы. Порой уроки китайского – это и игры, и исследования, и география, и история вместе взятые. Так дети получают больше информации о языке, меняется их отношение к окружающей действительности, повышается самооценка.

Изучение иностранных языков обогащает кругозор, развивает логическое мышление, придаёт уверенность в себе, расширяет рамки сознания, уверена Анна Сергеевна.

 Цифровой учитель

Желание развиваться, совершенствоваться, быть лучше и показывать пример ученикам – важное и ценное качество в профессии учителя. Анна закончила школу с серебряной медалью, вуз с красным дипломом. В школьные годы она была призёром и победителем городских и республиканских олимпиад по французскому языку.

После вуза продолжила учёбу в магистратуре по программе «Сто магистрантов» и получила дополнительную специальность «Технология и менеджмент электронного обучения». Учёба оказалась кстати, и знания пригодились во время дистанционного обучения.

– У меня всегда был интерес к новым технологиям. Мой диплом, который я писала в 2009 году, как раз был посвящён теме электронных средств обучения. Разрабатывала интерактивные приложения, чтобы подавать информацию детям красиво, доходчиво и интересно, – вспоминает она.

В 2009 году в школах только начали появляться проекторы, а приложения оказались очень востребованными. Сейчас школы хорошо оснащены, а инструментария для учителя множество.

– Я брала технические программы, осваивала сама и поскольку китайский только начали изучать, методических материалов было совсем мало, приходилось осваивать все самим, – вспоминает она.

Анна Сергеевна не боится создавать цифровой контент для учеников, с техникой она дружит давно.

Во время пандемии возникли проблемы самосознания и самоконтроля, считает педагог.

– Не все дети понимают, зачем они учатся. Дистанционное обучение оголило проблему того, что многие ученики ходят в школу не за знаниями, а просто так, потому что надо. Некоторым было трудно абстрагироваться от домашних дел, кровати, телевизора, некоторые на замечания вообще выключали камеру. В общем, в первое время было трудно всем: и учителям, и детям, – вздыхает Анна Сергеевна. – Понятно, что дома много отвлекающих факторов. Дистанционно хорошо учатся мотивированные, сознательные дети, остальным надо напоминать об учёбе.

Любимчиков у учительницы нет. Хотя признаётся, что любит детей, которые стремятся к знаниям, не боятся мыслить нестандартно, креативно.

– Мы можем спорить, не соглашаться друг с другом, мне интересна их точка зрения, – говорит она.

Вместе со своими учениками Анна Сергеевна реализует проект «Цифровой дневник класса». Её класс – один из первых в республике, который завёл страничку в Инстаграм и канал в YouTube. За пять лет там скопился большой объём информации: фото, видео.

– Было время, когда дети не хотели фотографироваться, прятались от камеры, пока не пришло осознание, что это ведь история их класса. Сейчас благодарят за эту память, – улыбается она.

– Времена меняются, и у современных детей много возможностей. Они путешествуют, познают мир, развиваются, и это хорошо, – считает Анна Сергеевна.

Для своих учеников учительница организовывает учебные поездки в Китай. И это тоже помогает в учёбе. Оттуда дети приезжают совсем другими, а интерес к изучению языка пробуждается сильнее.

 О себе

Анна Сергеевна – разносторонний человек. Она прекрасно рисует и пользуется этой возможностью на уроках. Сравнительно недавно начала осваивать новое направление – дизайнер вышивки.

– Можно вышивать не только на одежде. Появилась пластиковая канва, и сейчас я начала вышивать на ней игрушки и надеюсь украсить будущую ёлку своими авторскими работами, – говорит Анна Сергеевна.

Кроме того, любит кататься на сноуборде, но из-за пандемии нынче пришлось отложить выезды. Обычно осенью и весной её часто можно встретить на склонах Техтюрской базы отдыха. Есть мечта посетить горнолыжные центры Шерегеш и «Розу Хутор» в Красной Поляне в Сочи.

А ещё Анна обожает велосипед, самокат. Ученики часто могут увидеть свою учительницу в городе.

Год назад Анна Сергеевна приобрела виниловый проигрыватель в ретро-стиле и теперь с удовольствием пополняет свою коллекцию пластинок. Это ещё одно увлечение учительницы.

– Люблю читать. В начале года бросаю себе своеобразный вызов – прочитать определённое количество книг. Уже года четыре где-то. В первый год начала с 60 книг, а в прошлом году список увеличился до 200. Благодаря пандемии я его осилила, в этом году планку снизила до 120 книг, всё же у меня девятый класс, работы с ними много, – смеется она. – Люблю читать разные жанры, начиная от исторической, научно-популярной литературы до классики и произведений современных авторов.

– Учитель  имеет право на личную жизнь и, как только я переступаю порог школы, занимаюсь своими делами. Во время пандемии эти границы были нарушены. Некоторые родители почему-то думали, что я должна быть на связи с ними все 24 часа в сутки и звонили в 11-12 часов ночи, возмущались, что не отвечаю на их двадцать сообщений. Первые две недели были особенно сложными, потом, конечно, всё нормализовалось. Я живу не только работой, у меня много хобби, увлечений, друзей, которые тоже требуют моего времени и внимания. Но, безусловно, работу свою я люблю, – искренна Анна Сергеевна.

Есть и четвероногие питомцы, два мопса Маркиза и Соня.

– Вот кто больше всего переживал за меня на конкурсе и радовался победе, – шутит Анна Сергеевна.

– Нравится работать в школе. Профессия учителя будет нужна всегда. Мы несём обществу пользу, свет и знания. Возможно, она трансформируется, но не исчезнет. Я готова к переменам, – говорит Анна Конова.

Победе дочери родители Сергей Николаевич и Светлана Анатольевна, безусловно, были очень рады. Кажется, отец получил не меньше поздравлений, чем дочь.

Анна Сергеевна любит свою малую родину:

– Мне нравится зима, это любимое время года. Туман, снег и вокруг зимняя сказка. Приходишь с мороза, а дома тепло, уютно, и это ощущение домашнего покоя и радости мне очень нравится. Нравится наш сухой воздух, дышится легче. А летом моему любимому городу не хватает зелени.

Конкурс завершился, и для учителя наступили будни. Когда работа становится смыслом жизни, педагог живёт ею. Жизнь продолжается, ученики ждут, когда откроется дверь и начнутся уроки китайского.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -14°
  • Ощущается: -20°Влажность: 40% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: