Учимся в режиме онлайн

Учимся в режиме онлайн

На онлайн-занятия первым в Якутии перешёл Северо-Восточный федеральный университет

На онлайн-занятия первым в Якутии перешёл Северо-Восточный федеральный университет. Как проходит дистанционное обучение в вузе, с какими трудностями сталкиваются студенты? Читайте об этом в материале газеты «Якутия».

Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало вузам организовать дистанционное обучение студентов с 16 марта 2020 года для профилактики распространения коронавируса. СВФУ не стал исключением и также перешел в Интернет.

Moodle, Zoom для контакта

– Для обеспечения образовательного процесса преподаватели используют СДО Moodle, облачные сервисы, социальные сети, е-mail, мессенджеры, видеоконференц-связь и другое. Техническое функционирование онлайн-процесса обеспечивает информационно-телекоммуникационная система вуза. Информационные системы функционируют в нашем центре обработки данных, который развернут в корпусе факультетов естественных наук СВФУ, – рассказывает ректор Анатолий Николаев.
Доступная для всех преподавателей и студентов цифровая экосистема функционирует давно. В принципе, университет планировал частично перейти на онлайн-образование в 2021 году, но реалии жизни поторопили ход событий.
– Учеба ведется через систему электронного и дистанционного обучения СВФУ Moodle. Доступны лекционные, презентационные и дополнительные материалы к занятиям, здесь же можно проводить форумы и вебинары. В оговоренное время преподаватель может проводить лекции в режиме вебинара. К слову, также активно используется сервис Zoom для проведения лекций, семинаров в режиме видеоконференц-связи. Все рабочие совещания университета также проводятся в данном сервисе, – объясняет директор Центра развития цифровых компетенций и онлайн-образования СВФУ Айсен Кондаков.
По его словам, помимо прочего, активно используются мессенджеры WhatsApp, социальные сети VKontakte, например. Они доступны с персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных устройств.
Кроме того, студенты могут обучаться и на онлайн-курсах других вузов, которые сейчас стали доступны абсолютно бесплатно.
– Естественно, нагрузка на цифровую систему в разы увеличилась, и в первое время мы испытывали определенные трудности. После коррекции и увеличения мощности все вошло в нормальную колею, и в принципе обучение идет в штатном режиме, – продолжает Айсен Кондаков. – Это определенный стресс и для преподавателей. Не все умели пользоваться цифровыми технологиями, но мы провели для них образовательные семинары, учебу, и потихоньку все налаживается.
Также, по его словам, система электронного и дистанционного обучения СВФУ позволяет иногородним студентам обучаться в полной мере, если им позволяет скорость Интернета. К слову, студенты могут жить в общежитиях и не уезжать домой, если там есть проблемы с подключением к сервисам университета.

Квест для преподавателя

Онлайн-обучение стало своеобразным квестом для преподавателей СВФУ. Некоторые, особенно люди в возрасте, не очень хорошо владеют информационными технологиями, но они не сидели сложа руки, а активно обучались.
– Мы сразу начали учить друг друга пользоваться электронными системами, на которых предстояло заниматься со студентами. – поделилась мнением одна из преподавателей вуза. – Я, например, даже ватсапом редко пользуюсь. Так что обучались, как говорится, на ходу. Спасибо и нашему Центру развития цифровых компетенций и онлайн-образования, работники которого провели обучающие семинары для нас. Система дистанционного образования имеет свои сложности. Доказано, что при таком раскладе только 10% обучающихся завершают курс, даже оплатив его. Я сама несколько раз училась на дистанционных курсах и знаю, как это тяжело. Главное при этом – самодисциплина и самоорганизованность. Кроме того, готовиться преподавателям к дистанционному обучению гораздо сложнее, чем к обычным занятиям в аудитории. Там возможна импровизация в ходе лекции, семинара, ответы на вопросы, а тут студент усвоит только то, что ты ему подготовил.
Для себя поняла, что растянутые по времени задания студентам не дают хорошей обратной связи. Они попросту не делают их. А вот формат видеоконференций, как ни странно, им понравился. Некоторые преподаватели практикуют и такое: подключают одновременно трех студентов и проводят опрос. Четко, быстро. Но здесь тоже свои минусы: во время занятий студенты слышат ответы всех и участвуют в диалоге, а тут сами отчитаются и все. А всех подключать – Интернет не выдерживает.

Тест на самостоятельность

– Когда в первый раз подключилась к видеосвязи с преподавателем, с ужасом поняла, что моя голова лежит на подушке. Быстро вскочила и села за стол. Но мне удобнее слушать лекции, уютно устроившись на кровати, –смеется студентка Алиса К. – В принципе, обучение проходит в нормальном режиме. Единственное, связь постоянно лагает. Не у всех, видимо, хороший Интернет, поэтому часто что-то трещит, кому-то не слышно и начинается: «Ой, не слышно, ой, связь пропадает», и приходится всех ждать. А хуже всего, что невозможно сразу получить ответ преподавателя, если общение происходит в мессенджере. Пока он прочитает все сообщения, уделит тебе внимание, проходят томительные минуты ожидания. В общем, несколько хаотично, преподаватели столько информации сваливают на тебя, сиди и разбирайся одна. Поняла, что сама форма дистанционного обучения не для меня: ленишься, дома же сидишь, отвлекаешься на многое. В общем, это тест на самостоятельность, и хочешь-не хочешь надо его достойно пройти, хотя поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны нелегко.

***

Конечно, дистанционным обучением невозможно охватить всех. Даже самые современные технологии не смогут заменить будущим специалистам в медицинской и педагогической сфере «живой» практики. Как заверили в университете, такие занятия перенесены на следующий семестр.
В общем, обучение в СВФУ идет своим ходом. Испытав первые трудности, студенты и преподаватели сумели адаптироваться к новым реалиям. Сейчас от студентов требуются большая мотивация к учебе, дисциплина и время.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
19 мая
  • 15°
  • Ощущается: 13°Влажность: 26% Скорость ветра: 3 м/с