Учесть наши реалии: Как реформа 44-ФЗ поможет муниципалитетам Якутии сэкономить
Пожалуй, немного найдётся так часто корректируемых федеральных законов, как Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В 2019 и 2020 годах он был существенно изменен, а некоторые нормы вступят в силу в 2021 году.
Как известно, государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок. Отношения в этой сфере регулирует указанный закон: разобраться в нём – не самая простая задача. Главы муниципалитетов республики вынуждены знать его положения, как Отче наш. При этом наиболее активные пытаются инициировать изменение значимых для региона положений, чтобы упростить процедуру проведения закупок, сделать её более эффективной для органов управления на местах.
Для экономии бюджетных средств
К депутату Государственной Думы РФ, члену комитета по бюджету и налогам Галине Данчиковой обратился глава муниципального образования «Нижнеколымский район» Валерий Сентяков. Суть его предложения касается увеличения годового объёма закупок у единственного поставщика до четырёх миллионов рублей вне зависимости от годового объёма закупок. Для этого молодой руководитель (в сентябре Валерию Михайловичу исполнится 41 год) считает необходимым внести изменения в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» либо принять отдельный нормативно-правовой акт в отношении арктических районов субъектов Российской Федерации.
Для экономии бюджетных средств и сокращения транспортно-логистических расходов он предлагает увеличить объём закупок у единственного поставщика разово до четырёх миллионов рублей. По мнению главы, действующее ограничение, составляющее два миллиона или 10 % от годового объёма закупок, приводит к удорожанию стоимости услуг по приобретению товаров. Таким образом, для отдалённых арктических и северных районов закуп товаров небольшими объёмами обходится дороже, чем приобретение большими партиями. При этом при проведении закупки поставщики порой просто не проявляют заинтересованности в предоставлении услуг из-за сложной логистики.
Кроме экономии средств на закуп и транспортные расходы, считает Сентяков, будут сокращаться сроки исполнения государственных и муниципальных программ по завозу продукции для нужд населения.
БЕЗ интернета
Вторая проблема, которую обозначил глава Нижнеколымского района во время встречи с депутатом Госдумы, касается субъектов малого и среднего предпринимательства района.
В соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчёты с покупателями в отдалённых или труднодоступных местностях, вправе не применять контрольно-кассовую технику (ККТ) при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего факт осуществления расчета.
Предприниматели районных центров Арктической зоны республики, по сути, находятся в тех же условиях, при том, что интернет-соединение на Севере не стабильно, а в отдельных местностях вообще отсутствует. Валерий Сентяков предложил выйти с инициативой о внесении дополнений в действующее законодательство, что поможет снять фактические ограничения по ведению бизнеса в Арктике – по крайней мере, до того момента, пока в арктической зоне не появится высокоскоростной интернет.
Мораторий на оптимизацию
Нижнеколымский район входит в состав Арктической зоны Российской Федерации. С этим связано ещё одно предложение по совершенствованию законодательства, подготовленное командой Сентякова. Оно касается включения в единый план мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года вопроса о введении моратория на оптимизацию (уменьшение часов, нагрузки, штатов, интенсивности, вредности и т.д.) и сокращение штатной численности организаций, независимо от форм собственности (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
За последние 25 лет численность населения Арктической зоны РФ сократилась на 20 %. Основная причина – масштабный миграционный отток населения в более благоприятные с климатической и экономической точки зрения регионы страны. В процессе исследования проблемы выявлено, что на масштабы и характер миграционных процессов в муниципалитетах влияет целый комплекс факторов, в числе основных – крайне низкий уровень оплаты труда, проблемы занятости населения, плохие жилищно-бытовые условия.
В 2020 году в Нижнеколымском районе были сокращены и оптимизированы более 30 ставок в сфере ЖКХ, оптимизация прошла в налоговой службе, управлениях министерств и ведомств на территории района. В результате этих процессов – при наличии большого дефицита квалифицированных кадров – идёт отток населения, что ставит под угрозу выполнение стратегических планов страны по масштабному освоению Арктики.
Кадровый голод
Перекликается с темой дефицита квалифицированных кадров, улучшения качества работы и предложение об увеличении предельных нормативов денежного содержания муниципальных служащих, работающих в Арктической зоне, до уровня действующих на территории Городского округа «Город Якутск» (в количестве должностных окладов). Это станет одним из стимулирующих факторов для привлечения молодых специалистов. В настоящий момент заработная плата муниципального служащего не соответствует уровню жизни на Севере, уступая многим профессиям, в том числе не требующим высокой квалификации. В этой связи наблюдается большая текучка кадров, которая прямо влияет на эффективность и результативность работы муниципалитетов. К примеру, заработная плата ведущего специалиста без учета выслуги лет в органах муниципальной службы и классного чина составляет 38 583 рубля (при привлечении молодых специалистов из других регионов без учёта северной надбавки – 30 035 рублей) с учетом НДФЛ, в то время как МРОТ – 35 818 рублей, такую зарплату получают уборщицы, сторожа и другие.
Помощь в защите своих прав
В заключение ещё одна тема. Представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный образ жизни, как правило, не владеют информацией о положенных льготах и зачастую не имеют возможности защитить свои права, в том числе в судебном порядке. Единственным действенным юрисдикционным способом защиты прав этой категории граждан является судебная защита. Однако для обращения в суд требуются определённые познания в области юриспруденции.
Квалифицированная помощь юриста предполагает финансовые расходы, зачастую неподъёмные для представителей коренных малочисленных народов. В законе «О бесплатной юридической помощи в Республике Саха (Якутия)» коренные малочисленные народы Севера закреплены как граждане, имеющие право на бесплатную юрпомощь, и за это нужно поблагодарить республиканских законодателей. Однако, к сожалению, на федеральном уровне КМНС не входят в категорию граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Хорошо бы и на федеральном уровне его для них узаконить.
Арктическое право
Глава Нижнеколымского района считает, что унификация всего законодательства России в современных реалиях недопустима:
– Во время рабочих встреч с руководителями разного уровня стараюсь найти у них поддержку и совместными усилиями довести до высших федеральных органов исполнительной и законодательной власти идею о принятии решения об отдельном нормативно-правовом регулировании отношений во всех отраслях для Арктических субъектов Российской Федерации либо о принятии и согласовании законодательных инициатив с учетом исторических, национальных, социально-демографических и экономических особенностей арктических регионов.
________________________________________________
Справка
Как работает система закупок по закону 44-ФЗ?
Заказчик – государственный орган – публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
Поставщик – юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе.
Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
Стороны заключают контракт электронным способом.
Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества, после чего заказчик производит расчёт.
Ольга СУВОРОВА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: