Ученые исследуют потенциально опасные воронки неподалеку от Якутска

Неподалеку от Якутска стали формировать провальные воронки. Пока они не представляют опасности, но в отдаленном будущем могут повредить дорогам и другой инфраструктуре. Изучением явления занялись специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН.

Термосуффозионные процессы связаны тем, что межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа. Как отмечает ведущий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН Владимир Оленченко, термосуффозия вообще характерна для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии.

Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.

В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 «Лена» – 1102-й и 1103-й километр данного шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.

В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой.

В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ – в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате дно долины было углублено на 3 метра. Ученые предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок.

Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.

По словам Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 воронки в данный момент не представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг, так как не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 25.12.2019 17:58

Share
Published by
Якутия Daily

Recent Posts

  • СВО

Сборная ветеранов СВО Якутии стала лауреатом премии «Герои нашего времени» 

Сборная ветеранов специальной военной операции Якутии на «Бале чемпионов-2025» стала лауреатом премии «Герои нашего времени»,…

22.12.2025
  • ТРАНСПОРТ

Руководство АО «АК «ЖДЯ» и Магаданской области обсудили вопросы строительства транспортной инфраструктуры

На минувшей неделе генеральный директор АО «АК «ЖДЯ» Василий Шимохин и руководство Магаданской области рассмотрели…

22.12.2025
  • ГЛАВНОЕ
  • ЭНЕРГЕТИКА

С энергией по жизни: один день с бригадой электромонтеров

В один из холодных декабрьских дней мы увидели, как бригада Центрального РЭС Центральных электрических сетей…

22.12.2025
  • МНЕНИЕ

Вадим Мазурок: «Уверен, Глава предложит шаги, направленные на развитие республики»

Своим мнением по «прямой линии» Президента России и по ожидаемому Посланию Главы Якутии Госсобранию (Ил…

22.12.2025
  • НАУКА

Состоялась Научная сессия в честь 105-летия со дня рождения Дмитрия Красильникова

Во вторник 16 декабря, в Институте космофизических исследований и аэрономии СО РАН прошла Научная сессия,…

22.12.2025
  • ПАМЯТЬ

Айсен Николаев выразил соболезнование в связи со смертью Виктора Губарева

Глава Якутии высказал слова соболезнования в связи с уходом из жизни видного политического и общественного…

22.12.2025