Ученые исследуют потенциально опасные воронки неподалеку от Якутска

Неподалеку от Якутска стали формировать провальные воронки. Пока они не представляют опасности, но в отдаленном будущем могут повредить дорогам и другой инфраструктуре. Изучением явления занялись специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН.

Термосуффозионные процессы связаны тем, что межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа. Как отмечает ведущий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН Владимир Оленченко, термосуффозия вообще характерна для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии.

Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.

В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 «Лена» – 1102-й и 1103-й километр данного шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.

В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой.

В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ – в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате дно долины было углублено на 3 метра. Ученые предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок.

Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.

По словам Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 воронки в данный момент не представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг, так как не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 25.12.2019 17:58

Share
Published by
Якутия Daily

Recent Posts

  • СВО

С начала года Якутия передала военнослужащим в зону СВО 95 единиц техники

С января по июнь якутяне доставили в зону спецоперации и передали военным 95 автомобилей. Об…

04.07.2025
  • ПАМЯТЬ

Прием заявок на конкурс по созданию мемориала Михаилу Николаеву продлили до 1 августа

В республиканском управлении архитектуры и градостроительства сообщили о продлении срока подачи заявок на конкурс по…

04.07.2025
  • КОНКУРС

Якутские киберспортсмены станут участниками финала чемпионата России

В субботу, 5 июля, в Москве, в «VK Play Арене» состоится финал чемпионата России Сбера…

04.07.2025
  • ПРИРОДА

Минэкологии: «В Якутии отмечается рост случаев выхода бурого медведя к людям»

Специалисты Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии сообщают о том, что в течение этого…

04.07.2025
  • ОБЩЕСТВО

Айсен Николаев: «Ысыах Олонхо – общенациональный праздник всех якутян»

В пятницу, 4 июня, в Нерюнгри стартовал Ысыах Олонхо, приуроченный к 50-летию южной столицы Якутии.…

04.07.2025
  • ОБЩЕСТВО

В Нерюнгринском улусе открыли Ысыах Олонхо-2025

Сегодня, 4 июля, в местности «Таастаах» города Нерюнгри состоялась церемония открытия XVIII республиканского Ысыаха Олонхо…

04.07.2025