Неподалеку от Якутска стали формировать провальные воронки. Пока они не представляют опасности, но в отдаленном будущем могут повредить дорогам и другой инфраструктуре. Изучением явления занялись специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН.
Термосуффозионные процессы связаны тем, что межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа. Как отмечает ведущий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН Владимир Оленченко, термосуффозия вообще характерна для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии.
Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.
В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 «Лена» – 1102-й и 1103-й километр данного шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.
В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой.
В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ – в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате дно долины было углублено на 3 метра. Ученые предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок.
Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.
По словам Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 воронки в данный момент не представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг, так как не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна.
This post was published on 25.12.2019 17:58
В регионе планируется приступить к реализации программы трудоустройства выпускников авиационных училищ, которую сформируют исходя из…
В четверг, 22 мая, в десять часов утра по московскому времени в ТАСС пройдет пресс-конференция,…
В этом году якутские спортсмены завоевали на крупных соревнованиях более 200 медалей, сообщил первый замминистра…
С 21 мая в регионе начнется поэтапное завершение отопительного сезона, сообщил министр ЖКХ и энергетики…
В течение года на повышение надежности теплоснабжения Жиганска выделят весьма приличную сумму в 66 миллионов…
В течение трёх дней, с 16 по 18 мая, 50 молодежных активистов приехали в Горный…