Ученые исследуют потенциально опасные воронки неподалеку от Якутска

Неподалеку от Якутска стали формировать провальные воронки. Пока они не представляют опасности, но в отдаленном будущем могут повредить дорогам и другой инфраструктуре. Изучением явления занялись специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН.

Термосуффозионные процессы связаны тем, что межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа. Как отмечает ведущий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН Владимир Оленченко, термосуффозия вообще характерна для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии.

Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.

В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 «Лена» – 1102-й и 1103-й километр данного шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.

В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой.

В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ – в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате дно долины было углублено на 3 метра. Ученые предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок.

Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.

По словам Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 воронки в данный момент не представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг, так как не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 25.12.2019 17:58

Share
Published by
Якутия Daily

Recent Posts

  • НОВОСТИ

В Якутии создан этнокомплекс для сохранения эвенкийских обычаев и ритуалов

В рамках рабочей поездки в Оленекский улус Глава Якутии Айсен Николаев посетил новый эвенкийский ритуально-обрядовый…

16.08.2025
  • БЕЗОПАСНОСТЬ

Как обезопасить себя от кражи аккаунта Госуслуг

Каждый год тысячи россиян становятся жертвами мошенников, получивших доступ к их аккаунтам на Госуслугах. По…

16.08.2025
  • ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Как пенсионеры могут сэкономить на оплате ЖКХ

Пенсионеры могут столкнуться с серьезными расходами на коммунальные услуги, которые в среднем составляют 22% от…

16.08.2025
  • ОБЩЕСТВО

Глава Якутии отметил лучших работников Оленекского района

Глава Якутии Айсен Николаев провёл встречу с населением Оленекского района, на которой вручил Почётный знак…

16.08.2025
  • СТРОИТЕЛЬСТВО
  • ЭКОНОМИКА

Новый торгово-логистический центр откроется в Оленеке к концу года

В районном центре арктического Оленекского эвенкийского национального района строится новый торгово-логистический центр, который откроется к…

16.08.2025
  • ЭКОНОМИКА

Айсен Николаев рассказал о ключевых направлениях развития Якутии, от патриотизма до креативной экономики

Глава Якутии Айсен Николаев дал интервью РИА Новости, в котором обсудил важнейшие достижения региона в…

16.08.2025