В Якутии 2021-2030 годы объявлены Десятилетием здоровья.

Ученики Андрея Борисова — о влиянии мастера, личности учителя и нужных «файлах»

Фото: Андрей Сорокин.

В начале нашего столетия Андрей Борисов пригласил молодых ребят из национальных театров России учиться в его мастерской, чтобы, сплотив представителей разных народов, продолжить вековые традиции эпического направления театра.

Все они состоялись как режиссёры: ставят спектакли в разных театрах и массовые мероприятия не только всероссийского, но и международного значения, участвуют и побеждают в самых престижных фестивалях.
Дадим им слово.

«Чувствуем влияние мастера»

Эмма Иришева, заслуженный деятель искусств Республики Алтай, главный режиссер Национального драматического театра (г. Горно-Алтайск):

– Андрей Саввич – человек космического мышления. По моему мнению, он – связующая серебряная нить театров Сибири и Арктики, сакральная суть тюркского мира. Чтобы идти за его замыслами, необходимо время и осознание главного в творчестве.
А самое главное в нём, как в личности и режиссёре, на мой взгляд, – его умение улавливать связь времен, иметь дух уважения к заветам предков. Когда мы обращаемся к корням, это дает духовное пробуждение.

Значительнейший вклад в развитие театрального искусства Алтая он внёс и своим личным участием, начиная со спектакля «Маадай-Кара» Алексея Калкина по мотивам алтайского героического эпоса. И по сей день мы чувствуем влияние мастера в постановках Национального драматического театра Республики Алтай, представляющего национальное искусство по всем театральным подмосткам нашей страны.

А годы учёбы в Якутске запечатлелись в памяти как светлое, счастливое время – дружба с однокурсницами, мечты, стремления… В АГИКИ – альма-матер театральной науки – нас наставляли и опекали Александра Гавриловна Мучина, Георгий Юлианович Нестер и, конечно, Андрей Саввич Борисов. У него очень красивая и благородная душа, и по отношению к нам, режиссёрам-женщинам, он проявлял настоящее душевное тепло. А всё, чему учил Андрей Саввич, «впиталось» в подсознание и в нужный момент открывается в памяти, как файлы.

В 2009 году, когда меня назначили худруком нашего Национального театра, Андрей Саввич приехал на открытие театрального сезона. Мой творческий коллектив впервые работал под руководством мэтра при подготовке спектакля «Восхождение на Хан Алтай». На премьере на сцене родного театра Учитель дал мне своё напутствие и наставление, и это незабываемо. С этого момента началось моё творческое «восхождение».

Широка река

Саяна Ултургашева, режиссёр-постановщик Хакасского национального драматического театра (г.Абакан):

– С огромной благодарностью своему учителю вспоминаю о годах учёбы в АГИКИ. Большое счастье быть ученицей великого человека.

Хочу рассказать об одном моменте, который перевернул моё сознание. Во время учёбы я ставила отрывок из пьесы Островского «Бесприданница», и, когда главная героиня бросала в Волгу своё кольцо, я решила, что оно будет падать за кулисами в ведро с водой. Андрей Саввич, увидев это, расстроился. Взяв кольцо и сказав: «Волга – она широка-а-а!» – размашисто зашвырнул его далеко-далеко и после добавил: «Шум реки и всплеск воды можно обозначить с помощью фонограммы».

Мне стало так стыдно за себя, что я готова была тут же купить билет и улететь домой. С этого момента тот жест и интонация, с которой он произнёс эти слова, всегда живут со мной и ведут меня по жизни.

Когда я режиссировала театрализованное представление «Легенда о посланнике неба – Алтын Арчоле» на республиканском празднике «Тун Пайрам», мы впервые осваивали новую поляну. Место для празднества и массового театрализованного действа показалось мне таким крохотным, что я со словами: «Степь – она широка-а-а!» – распорядилась растянуть всё на много-много километров вокруг.

Сценические площадки установили на большом удалении друг от друга, и эта широта, размах всем пришлись по душе. Сейчас никто и не вспоминает об изначальном решении скучковаться всем в одном месте.

А я после каждой постановки задаю себе вопрос: что бы сказал Андрей Саввич, если бы увидел?

Он нам всегда говорил: «Дипломные спектакли надо ставить так, чтобы их могли выдвинуть на Госпремию». В случае с моим дипломным спектаклем ни о какой Госпремии речи не шло, но награду «За лучшую режиссёрскую работу» на престижном фестивале я получила: наш театр повёз мой спектакль «Доблестный воин, подобный барсу» А.Чапрая на Международный фестиваль «АRT-ORDO» в столицу Кыргызстана Бишкек и победил в двух номинациях – «Лучшая режиссёрская работа» и «Надежда» за лучшую роль молодого актёра.

Важно, что нам, режиссёрам национальных театров, Андрей Саввич прививал высшие духовные ценности. Эпический театр для меня – наука, которую надо постигать всю жизнь, и в каждой своей постановке я пытаюсь разобраться, что есть человек, который стремится к духовному росту, к прекрасному.
Я очень благодарна своему Учителю и постоянно стараюсь совершенствоваться, чтобы быть его достойной ученицей.

«Ввинчивал нас в профессию»

Андрей Габышев, режиссёр Государственного академического русского драматического театра (г. Якутск):

– Самые важные моменты обучения актёрскому мастерству и режиссуре у нас проходили непосредственно в стенах Саха театра. Возможность участвовать в постановках спектаклей Андрея Саввича дала огромный толчок для развития. Он с самого первого курса «ввинчивал» нас в профессию, а на третьем мы побывали на театральном фестивале «Золотая маска», получив незабываемые впечатления.

Андрей Саввич Борисов во многом предопределил судьбу каждого своего ученика и дальнейшее развитие национальных театров. Каждый выпускник возглавил различные театры в разных городах и республиках. Я в своё время открыл Мирнинский театр, теперь работаю в Русском театре, Руслан – главный режиссёр Саха театра, Эмма – главный режиссёр алтайского Нацтеатра, Саяна – режиссёр в Хакасии, Сюзанна – в Тыве, у Лены свой инклюзивный театр «Алгыс». За это огромное спасибо нашему Учителю!

Сюзанна Ооржак, заслуженный деятель искусств Республики Тыва (г. Кызыл):

– Учёба у Андрея Саввича – один из важных и знаковых периодов моей жизни. Отец Алексей Кара-оолович благословил меня и отправил к своему другу, великому мастеру сцены Андрею Борисову. Безмерно благодарна своим учителям, друзьям, соратникам, коллегам-актёрам и режиссёрам, которые вдохнули в меня дух Севера и живой интерес к культуре населяющих его народов.

«Наш курс был первым»

Руслан Тараховский, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), главный режиссёр Саха театра (г. Якутск):

– Годы учёбы запомнились мне работой над спектаклями в Саха театре и настоящей, ни с чем не сравнимой радостью творчества. От Учителя я перенял умение радоваться каждому мгновению творческого процесса, умение работать с людьми и осваивать огромные пространства, неизмеримо превосходящие сценические. Я благодарен ему за бесценные советы, которые помогают преодолевать трудности, жить и творить.

Лена Иванова-Гримм, художественный руководитель и режиссёр инклюзивного театра «Алгыс» фонда «Харысхал» (г. Якутск):

– Наш курс был первым международным режиссёрско-актёрским курсом АГИКИ и первым курсом-мастерской нашего Учителя. Наше становление как режиссёров происходило неотрывно от творческого процесса Саха театра. Было много практики, увлекательно и очень интересно.
Есть события, которые определяют развитие жизненного пути, своего рода жизненных вех. Опыт учебы у Андрея Борисова и был для нас такой вехой. Желаю Андрею Саввичу ещё долгих лет плодотворной творческой работы, здоровья ему и его близким!
Надежда Осипова

Фото предоставлено автором материала.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ