X

«Тыгын Дархан»: коллекция мастериц творческого объединения «Кэрэли» покоряет народы

Фото предоставлено Маргаритой Алексеевой.

На Всероссийской выставке-конкурсе «Магия кукол» гран-при завоевала коллекция «Тыгын Дархан» рукодельниц из творческого объединения «Кэрэли». 22 мастерицы из разных городов и весей нашей республики делали этих кукол, но при взгляде на них чувствуешь удивительную гармонию, соразмерность во всем, это действительно единый ансамбль, буквально завораживающий зрителя – что в Москве, что в Алматы, что в Благовещенске.

«Лишились дара речи»

Фото предоставлено Маргаритой Алексеевой.

— Мы и сами были поражены, когда впервые увидели их вместе. Смотрели и молчали, — признается мастерица Маргарита Алексеева, создавшая предводителя усть-алданских якутов Лёгёя. – Сама я родом сунтарская, но когда руководитель нашего объединения «Кэрэли» Каролина Петровна Парфенова в соцсети спросила, кто читал роман Далана и готов принять участие в этом проекте, я поняла, что из всех героев меня больше всего притягивает именно он, его образ.

Маргарита Алексеева с Легеем. Фото предоставлено героиней материала.

Идею создания этой коллекции предложила Яна Викторовна Игнатьева еще в 2019 году, но вплотную занялись мы ею уже во время пандемии. Помните же это время: на улицу носа не высуни, все общение — через смартфон. Поэтому мы, наверное, и лишились дара речи при виде результата. Если бы работали бок о бок, было бы понятно, но все порознь сидели, по домам, а единый дух чувствуется.

Более того – когда мы только начинали, разнеслась весть о съемках фильма «Тыгын Дархан», и мы даже выходили на съемочную группу, но все, что нам хотелось разузнать о героях и их костюмах, относилось к коммерческой тайне. Когда же перед премьерой нас попросили организовать выставку своей уже готовой коллекции, выяснилось, что некоторые куклы обличьем похожи на актеров, которые там сыграли. И одежду их мы «угадали».

Тыгын Дархан и Аабый Хотун: актеры (Ньургун Бэчигэн и Ирина Никифорова) и куклы. Фото предоставлено Маргаритой Алексеевой.

Но лица мы делали по наитию — такими, какими они нам представлялись во время чтения романа. А перед тем, как начать шить одежду, ходили по музеям, скрупулезно изучали находки археологов. Год на это ушел, не меньше.

«Генетическая память»

Руководитель творческого объединения «Кэрэли» Каролина Парфенова со своими куклами. Фото предоставлено Маргаритой Алексеевой.

— На выставке в Москве, увидев нашу коллекцию, сказали: «Вот что значит генетическая память народа!» Да, при взгляде на нее в душе просыпается что-то глубинное, и такая гордость охватывает – не за дело рук своих, а за свой народ. Чувствуешь дыхание предков, их силу, которая вливается и в тебя.

В Алматы они тоже вызвали настоящий ажиотаж. И один очень важный аксакал, скульптор, как нам сказали, даже попенял своим: «За что вы ни возьметесь, у вас все европеизированное получается. Но посмотрите на этих кукол – у них настоящие якутские лица, якуты свое, родное, не подменяют ничем». Так приятно было слышать.

Шаман. Работа Любови Прокопьевой (Таттинский улус). Фото предоставлено Маргаритой Алексеевой.

А в Благовещенске наших кукол назвали «живыми». Изумились, услышав, что дома мы выставляем их просто на столах, без затей. Сразу сказали: «Нет, мы так рисковать столь ценными куклами не будем», — и все экспонаты были выставлены в витринах, а нам выделили центральные.

Внимание к коллекции «Тыгын Дархан» с самого начала было повышенное. Мы их только устанавливали, а уже целая толпа набежала: люди стояли и смотрели, как мы нашу композицию размещаем.

Наглядное пособие

Бэрт Хара. Работа Арины Константиновой (Якутск). Фото предоставлено Маргаритой Алексеевой.

— В Алматы, кстати, специалисты чуть в обморок не упали при виде того, как мы, прибыв с двумя огромными чемоданами, начали доставать оттуда наших кукол. В их глазах настоящий ужас был: они-то своих возят по отдельности, каждую – в индивидуальном ящике метровой длины, а перед тем, как уложить в него, упаковывают в сто «одежек», потом закрепляют внутри. Наши же «одеваются» только в пупырчатую пленку и прекрасно путешествуют в сложенном состоянии: у них только головы и кисти рук из полимерной глины, остальное — проволочный каркас с подвижными суставами, все сгибается как угодно – специально, чтобы они меньше весили и мало места занимали. А лошади – их в коллекции три – и вовсе из папье-маше. У них тоже все подвижное — круп, ноги, хвост, даже уши.

Мы свою коллекцию задумывали как наглядное пособие. Творчество Василия Семеновича Яковлева-Далана в школе проходят. А учителя жалуются, что детей сейчас читать не заставишь. Но если школьники увидят его героев «вживую», почувствуют исходящий от них дух, то и роман уже по-другому будет восприниматься. Поэтому, когда в Москве хотели купить всю коллекцию, мы отказались. Кстати, директор Амурского областного Дома народного творчества Анна Андреевна Филоненко, увидев ее, сразу сказала: «Это же учебное пособие! Его по школам можно возить, чтобы дети видели, какой народ – якуты».

Но здесь коллекцией «Тыгын Дархан» пока никто не заинтересовался. А мы все-таки не теряем надежды, что ее у нас выкупят и отправят наших героев по школам или музеям выполнять миссию, для которой мы их создавали.

+1
22
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
2

This post was published on 12.11.2024 10:00

Related Post