На Всероссийской выставке-конкурсе «Магия кукол» гран-при завоевала коллекция «Тыгын Дархан» рукодельниц из творческого объединения «Кэрэли». 22 мастерицы из разных городов и весей нашей республики делали этих кукол, но при взгляде на них чувствуешь удивительную гармонию, соразмерность во всем, это действительно единый ансамбль, буквально завораживающий зрителя – что в Москве, что в Алматы, что в Благовещенске.
«Лишились дара речи»
— Мы и сами были поражены, когда впервые увидели их вместе. Смотрели и молчали, — признается мастерица Маргарита Алексеева, создавшая предводителя усть-алданских якутов Лёгёя. – Сама я родом сунтарская, но когда руководитель нашего объединения «Кэрэли» Каролина Петровна Парфенова в соцсети спросила, кто читал роман Далана и готов принять участие в этом проекте, я поняла, что из всех героев меня больше всего притягивает именно он, его образ.
Идею создания этой коллекции предложила Яна Викторовна Игнатьева еще в 2019 году, но вплотную занялись мы ею уже во время пандемии. Помните же это время: на улицу носа не высуни, все общение — через смартфон. Поэтому мы, наверное, и лишились дара речи при виде результата. Если бы работали бок о бок, было бы понятно, но все порознь сидели, по домам, а единый дух чувствуется.
Более того – когда мы только начинали, разнеслась весть о съемках фильма «Тыгын Дархан», и мы даже выходили на съемочную группу, но все, что нам хотелось разузнать о героях и их костюмах, относилось к коммерческой тайне. Когда же перед премьерой нас попросили организовать выставку своей уже готовой коллекции, выяснилось, что некоторые куклы обличьем похожи на актеров, которые там сыграли. И одежду их мы «угадали».
Но лица мы делали по наитию — такими, какими они нам представлялись во время чтения романа. А перед тем, как начать шить одежду, ходили по музеям, скрупулезно изучали находки археологов. Год на это ушел, не меньше.
«Генетическая память»
— На выставке в Москве, увидев нашу коллекцию, сказали: «Вот что значит генетическая память народа!» Да, при взгляде на нее в душе просыпается что-то глубинное, и такая гордость охватывает – не за дело рук своих, а за свой народ. Чувствуешь дыхание предков, их силу, которая вливается и в тебя.
В Алматы они тоже вызвали настоящий ажиотаж. И один очень важный аксакал, скульптор, как нам сказали, даже попенял своим: «За что вы ни возьметесь, у вас все европеизированное получается. Но посмотрите на этих кукол – у них настоящие якутские лица, якуты свое, родное, не подменяют ничем». Так приятно было слышать.
А в Благовещенске наших кукол назвали «живыми». Изумились, услышав, что дома мы выставляем их просто на столах, без затей. Сразу сказали: «Нет, мы так рисковать столь ценными куклами не будем», — и все экспонаты были выставлены в витринах, а нам выделили центральные.
Внимание к коллекции «Тыгын Дархан» с самого начала было повышенное. Мы их только устанавливали, а уже целая толпа набежала: люди стояли и смотрели, как мы нашу композицию размещаем.
Наглядное пособие
— В Алматы, кстати, специалисты чуть в обморок не упали при виде того, как мы, прибыв с двумя огромными чемоданами, начали доставать оттуда наших кукол. В их глазах настоящий ужас был: они-то своих возят по отдельности, каждую – в индивидуальном ящике метровой длины, а перед тем, как уложить в него, упаковывают в сто «одежек», потом закрепляют внутри. Наши же «одеваются» только в пупырчатую пленку и прекрасно путешествуют в сложенном состоянии: у них только головы и кисти рук из полимерной глины, остальное — проволочный каркас с подвижными суставами, все сгибается как угодно – специально, чтобы они меньше весили и мало места занимали. А лошади – их в коллекции три – и вовсе из папье-маше. У них тоже все подвижное — круп, ноги, хвост, даже уши.
Мы свою коллекцию задумывали как наглядное пособие. Творчество Василия Семеновича Яковлева-Далана в школе проходят. А учителя жалуются, что детей сейчас читать не заставишь. Но если школьники увидят его героев «вживую», почувствуют исходящий от них дух, то и роман уже по-другому будет восприниматься. Поэтому, когда в Москве хотели купить всю коллекцию, мы отказались. Кстати, директор Амурского областного Дома народного творчества Анна Андреевна Филоненко, увидев ее, сразу сказала: «Это же учебное пособие! Его по школам можно возить, чтобы дети видели, какой народ – якуты».
Но здесь коллекцией «Тыгын Дархан» пока никто не заинтересовался. А мы все-таки не теряем надежды, что ее у нас выкупят и отправят наших героев по школам или музеям выполнять миссию, для которой мы их создавали.
This post was published on 12.11.2024 10:00