Труженик якутских зимников Владимир Непряхин

Труженик якутских зимников Владимир Непряхин

13:04
06 ноября 2021

Владимир Непряхин родился в Витиме, и его биография ничем особенным не отличалась от биографий сверстников: детский сад, школа, учеба на шофера, работа водителем грузовой автомашины. Однако на протяжении многих лет Владимир Николаевич своим упорным трудом доказывал землякам свою жизнестойкость и высокую работоспособность.

«Дальнобой» 90-х «золотых гор» не принес

Когда горбачевская перестройка семимильными шагами шла по российским просторам, Володя вместе с несколькими водителями Витима решил заняться частным грузовым извозом.

Забегая вперед, отмечу, что из витимских первопроходцев этого вида предпринимательской деятельности «золотых гор» никто не заработал. Более того, Владимир Кучковский и Гайоз Сиданов погибли от рук бандитов на дорогах страны. Геронтий Сиданов по неосмотрительности заболел и скончался. К счастью, Александр Тарасов, Сергей Хвостанцев и герой нашего очерка здравствуют и поныне.

Про их первые рейсы на поприще дальнобойщиков широкой публике ничего неизвестно. Время было смутное, и как-то подспудно мыслилось, что их «эксперименты» скоро закончатся. Средства массовой информации вряд ли могли разглядеть наших водителей на труднопроходимом автозимнике Усть-Кут–Витим. Единственной копилкой знаний о труде первых дальнобойщиков являются их собственные устные воспоминания, которые пока не нашли отражения на страницах книг и газет.

Лишь в 2001-м, когда по зимнику пассажиром проехала жительница поселка Северобайкальск Иркутской области Альбина Сысоева, в Интернете стали появляться путевые заметки ее наблюдений. А позднее вышла в свет прекрасная книга «Зимники Якутии и Иркутской области», которая осветила тяжелый труд наших водителей.

А зимник 90-х и водители тех лет вроде как и выпали из истории страны. И лишь, повторюсь, устные рассказы самих участников оставляют затухающие искорки памяти о прошедших годах.

Попытаюсь воспроизвести рассказ Сергея Хвостанцева, где он говорил об «определении погоды» по одежде Непряхина:

– По одежде Володи можно было легко узнавать температуру на улице. Когда на зимнике минус 50 и более, он как будто в скафандре. Валенки, телогрейка полностью застегнута, на руках шубенки (теплые рукавицы – М.А.), шапка с опущенными ушами, завязанными вязочками под подбородком. Когда минус 40 или около того – уши шапки развязаны, а верхняя пуговица телогрейки расстегнута. Если же Непряхин едет без рукавиц, шапка «просто» на голове, телогрейка свободно расстегнута – на улице точно минус 30, и к гадалке не ходи!

«Каждая поездка – геройство»

Не секрет, что в последние годы морозы в Якутии стали несколько слабее. Редко опускаются до минус 50-60, не то что в лихие 90-е. Да и системы обогрева современных автомобильных тягачей, безусловно, эффективнее и мощнее старых «МАЗовских» и «КамАЗовских» печек.

Очень метко определил эту разницу Александр Тарасов, когда сказал: «Это сейчас по зимнику ребятишки в рубашонках на «Крузаках» гоняют, а раньше каждая поездка – геройство!»

Смех смехом, но такой подход Володи к движению по зимнику характеризует его как опытного и предусмотрительного шофера. В любой момент аварийной остановки, в любой мороз он был готов сразу выйти из кабины и принять меры к ремонту машины.

Ремонт машины на зимнике. Обед на скорую руку. Слева направо Владимир Непряхин , Владимир Кучковский и Павел Непряхин.

Он не тратил драгоценное время, чтобы переодеваться в теплую одежду, искать в кабине рукавицы и доставать из-за сидений валенки. Если на лютом морозе выходил из строя двигатель, то порой и пять минут имели решающее значение для стремительно леденеющего металла.

Как-то мне в роли пассажира довелось испытать, как микроскопическая трещина топливопровода мгновенно остановила 50-тонный автопоезд, который еще минуту назад играючи катил по январскому зимнику под мелодию шансона. Неприятные, скажу вам, воспоминания.

Что уж говорить о наших витимских дальнобойщиках, которые неоднократно попадали в подобные «форс-мажоры»? И все же Володю Непряхина и многих витимских водителей тех лет всегда выручал многолетний, еще советский опыт езды по зимним и ледовым дорогам.

«Раз надо, значит поедем!»

Тем временем с дальними грузоперевозками Непряхину пришлось распрощаться. В начале «нулевых» он решил перепрофилироваться на пассажирские перевозки. Это стало рентабельным после возобновления работ по освоению Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения силами «Сургутнефтегаза». Обустраивалось само месторождение, ремонтировался и доводился до ума автозимник Усть-Кут–Талакан.

Вскоре подошло время строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Благодаря ему появился вдольтрассовый проезд и стала реальной возможность круглогодичных поездок в Ленск, Усть-Кут и дальше на «большую Землю». В общем, началось интенсивное перемещение вахтовиков многочисленных организаций. За счет этого быстро «раскрутились» в районе службы такси и все равно порой не успевали за спросом.

В общем, наш Володя продал свой грузовик и приобрел микроавтобус. Впоследствии, по мере износа предыдущего авто, он производил замену «микриков», всегда думая о безопасности пассажиров.

Порой его рейсы были неординарными, когда приходилось перевозить тела усопших в другие районы республики и регионы страны, чтобы родственники могли похоронить человека на родине. Многие водители отказывались от таких поездок, повинуясь предубеждениям, а Непряхин – вез. И люди за это были ему благодарны.

– Раз надо, значит поедем! – неизменно говорил Владимир Николаевич, отправляясь в нелегкий путь.

Старший шкипер дебаркадера

К концу «нулевых» стала выправляться ситуация с пассажирскими перевозками по Лене. Рейсы в Ленск и Осетрово выполнялись стабильно. Поэтому из полузабвения вышел витимский дебаркадер, где Непряхин сначала стал шкипером, а затем и старшим шкипером.

Со свойственной ему хозяйственностью он взялся за наведение порядка на вверенном объекте. Разгонял пьяные компании, улучшал состояние трапов и сходней. Ремонт и покраска тоже стали регулярными.

При этом Владимир не оставил работу таксиста. Как и раньше, возил людей по нужным маршрутам, правда, уже не в период навигации. Когда на Талакане был выстроен современный аэропорт, Владимир Николаевич стал выполнять регулярные рейсы из Витима к прилетающим или улетающим самолетам. Четко, как часы. И при этом он еще делал пассажирам поблажку в виде невзимания платы за провоз багажа.

Как-то накануне очередного повышения цен на топливо и, соответственно, роста стоимости билетов Непряхин обратился в Совет депутатов Витима. Ходатайствовал о выделении субсидии на проезд, чтобы немного снять денежную нагрузку с пассажиров. Депутаты его предложение не поддержали.

Словом, Непряхина отличает то, что он всегда смело берется за работу, а то и за две, если их удается совмещать. Долгое время даже занимался промысловой охотой на пушного зверя. Навыки он перенял у отца, который был охотником.

Ни минуты без дела

Когда в начале ХХI века в стране появились проблески стабильности, а Володя уже работал на своем микроавтобусе «Истана» между Иркутском, Усть-Кутом и Витимом, у него появилась возможность возить для себя стройматериалы.

Сам обшил сайдингом отцовский дом, вставил пластиковые окна. И старый дом заиграл опрятностью! По сути, это единственный в Витиме дом, скажем так, с мезонином.

Так же «в одни руки», как порой принято у нас говорить, занимается делами на собственном подворье: теплицы, грядки, строительство гаражей для микроавтобусов, дрова и так далее…

Непряхин ни минуты не сидит без дела. В конце ночной смены на дебаркадере проедет по поселку и соберет жителей, доставит их к судну «Полесье». Встретит и проводит утренние рейсы пассажирских скоростных теплоходов на Ленск и Усть-Кут. А через два часа он уже на Талаканских постах охраны оформляет проезд своего такси в аэропорт.

До вечернего возвращения речных судов он успевает выполнить на Талаканский аэропорт два рейса. Выкроит время и на короткую рыбалку, благо по случаю приобрел моторную лодку.

Несмотря на небольшой дефект речи, в силу своего коммуникабельного характера, он со всеми на дружеской ноге: и с охранниками Талакана, и с командами теплоходов, и со своими пассажирами.

Смертельный таран

Многое еще можно написать о Володе Непряхине, но… Пришла пора рассказать об одной истории из его богатой биографии шофера.

Дело было в конце 90-х. Очередным рейсом на своем «КамАЗе» Володя вез груз в Витим. В кабине с ним ехал Евгений Карих. В Тулуне они повернули на автодорогу в Братск и Усть-Кут. Там перед поселком Целинный трасса не сказать, что опасная, но с подвохом: серьезные спуски, полузакрытые повороты. Едешь в состоянии напряжения. И вот именно у Целинного навстречу Непряхину, как в лобовую атаку, вылетели «Жигули».

Как выяснилось впоследствии, это была одна из свадебных машин, что участвовали в торжестве то ли в Целинном, то ли в соседнем Гуране. И вот на «Жигулях» четверо молодых людей неслись в Тулун. Мгновенно поняв неизбежность лобового столкновения, Володя бросил свой «КамАЗ» прочь с дороги вправо, вылетев за бровку в поле. Но «Жигули» достали его и там. От страшного удара легковушки «КамАЗу» выбило передний мост, оторвало топливный бак… В «Жигулях» погибли все.

После нескольких секунд замешательства от молниеносно произошедшей трагедии Непряхин поступил в высшей степени достойно и прозорливо. На попутной машине отправил своего напарника в Тулун за скорой помощью и милицией. Сам остался на месте ДТП.

Понимая, что скоро со свадьбы на место трагедии приедут люди, и неизвестно как повернется дело, Володя предпринял меры к собственной безопасности. Его вины в аварии не было никакой, но сгоряча сельчане могли натворить дел.

Поэтому он достал из закоулков инструментальных ящиков какой-то драный тулуп, такую же шапку и валенки. Быстро оделся. И вовремя. Потому как родственники погибших действительно примчались на место ДТП раньше милиции. Они стали высказывать Непряхину претензии, но Володя представился сторожем, охраняющим груз во время рейса.

– Водила где?! – не сдерживали эмоций родственники.

– Уехал в Тулун за скорой помощью и милицией, – заикаясь чуть больше обычного, отвечал Володя.

Эта небольшая хитрость и спасла его от расправы. Когда приехали машина ГАИ и скорая, конечно, сразу выяснилось, кто водитель грузовика. Однако было уже не так опасно стоять напротив убитых горем разъяренных людей…

Такой вот он, витимский парень, честный труженик зимников Владимир Непряхин!

С дочкой Надей.

Фото из архива героя очерка.

Михаил АМУЗИНСКИЙ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
28 мая
  • 13°
  • Ощущается: 12°Влажность: 54% Скорость ветра: 8 м/с