Труженик якутских зимников Владимир Непряхин
Владимир Непряхин родился в Витиме, и его биография ничем особенным не отличалась от биографий сверстников: детский сад, школа, учеба на шофера, работа водителем грузовой автомашины. Однако на протяжении многих лет Владимир Николаевич своим упорным трудом доказывал землякам свою жизнестойкость и высокую работоспособность.
«Дальнобой» 90-х «золотых гор» не принес
Когда горбачевская перестройка семимильными шагами шла по российским просторам, Володя вместе с несколькими водителями Витима решил заняться частным грузовым извозом.
Забегая вперед, отмечу, что из витимских первопроходцев этого вида предпринимательской деятельности «золотых гор» никто не заработал. Более того, Владимир Кучковский и Гайоз Сиданов погибли от рук бандитов на дорогах страны. Геронтий Сиданов по неосмотрительности заболел и скончался. К счастью, Александр Тарасов, Сергей Хвостанцев и герой нашего очерка здравствуют и поныне.
Про их первые рейсы на поприще дальнобойщиков широкой публике ничего неизвестно. Время было смутное, и как-то подспудно мыслилось, что их «эксперименты» скоро закончатся. Средства массовой информации вряд ли могли разглядеть наших водителей на труднопроходимом автозимнике Усть-Кут–Витим. Единственной копилкой знаний о труде первых дальнобойщиков являются их собственные устные воспоминания, которые пока не нашли отражения на страницах книг и газет.
Лишь в 2001-м, когда по зимнику пассажиром проехала жительница поселка Северобайкальск Иркутской области Альбина Сысоева, в Интернете стали появляться путевые заметки ее наблюдений. А позднее вышла в свет прекрасная книга «Зимники Якутии и Иркутской области», которая осветила тяжелый труд наших водителей.
А зимник 90-х и водители тех лет вроде как и выпали из истории страны. И лишь, повторюсь, устные рассказы самих участников оставляют затухающие искорки памяти о прошедших годах.
Попытаюсь воспроизвести рассказ Сергея Хвостанцева, где он говорил об «определении погоды» по одежде Непряхина:
– По одежде Володи можно было легко узнавать температуру на улице. Когда на зимнике минус 50 и более, он как будто в скафандре. Валенки, телогрейка полностью застегнута, на руках шубенки (теплые рукавицы – М.А.), шапка с опущенными ушами, завязанными вязочками под подбородком. Когда минус 40 или около того – уши шапки развязаны, а верхняя пуговица телогрейки расстегнута. Если же Непряхин едет без рукавиц, шапка «просто» на голове, телогрейка свободно расстегнута – на улице точно минус 30, и к гадалке не ходи!
«Каждая поездка – геройство»
Не секрет, что в последние годы морозы в Якутии стали несколько слабее. Редко опускаются до минус 50-60, не то что в лихие 90-е. Да и системы обогрева современных автомобильных тягачей, безусловно, эффективнее и мощнее старых «МАЗовских» и «КамАЗовских» печек.
Очень метко определил эту разницу Александр Тарасов, когда сказал: «Это сейчас по зимнику ребятишки в рубашонках на «Крузаках» гоняют, а раньше каждая поездка – геройство!»
Смех смехом, но такой подход Володи к движению по зимнику характеризует его как опытного и предусмотрительного шофера. В любой момент аварийной остановки, в любой мороз он был готов сразу выйти из кабины и принять меры к ремонту машины.
Он не тратил драгоценное время, чтобы переодеваться в теплую одежду, искать в кабине рукавицы и доставать из-за сидений валенки. Если на лютом морозе выходил из строя двигатель, то порой и пять минут имели решающее значение для стремительно леденеющего металла.
Как-то мне в роли пассажира довелось испытать, как микроскопическая трещина топливопровода мгновенно остановила 50-тонный автопоезд, который еще минуту назад играючи катил по январскому зимнику под мелодию шансона. Неприятные, скажу вам, воспоминания.
Что уж говорить о наших витимских дальнобойщиках, которые неоднократно попадали в подобные «форс-мажоры»? И все же Володю Непряхина и многих витимских водителей тех лет всегда выручал многолетний, еще советский опыт езды по зимним и ледовым дорогам.
«Раз надо, значит поедем!»
Тем временем с дальними грузоперевозками Непряхину пришлось распрощаться. В начале «нулевых» он решил перепрофилироваться на пассажирские перевозки. Это стало рентабельным после возобновления работ по освоению Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения силами «Сургутнефтегаза». Обустраивалось само месторождение, ремонтировался и доводился до ума автозимник Усть-Кут–Талакан.
Вскоре подошло время строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Благодаря ему появился вдольтрассовый проезд и стала реальной возможность круглогодичных поездок в Ленск, Усть-Кут и дальше на «большую Землю». В общем, началось интенсивное перемещение вахтовиков многочисленных организаций. За счет этого быстро «раскрутились» в районе службы такси и все равно порой не успевали за спросом.
В общем, наш Володя продал свой грузовик и приобрел микроавтобус. Впоследствии, по мере износа предыдущего авто, он производил замену «микриков», всегда думая о безопасности пассажиров.
Порой его рейсы были неординарными, когда приходилось перевозить тела усопших в другие районы республики и регионы страны, чтобы родственники могли похоронить человека на родине. Многие водители отказывались от таких поездок, повинуясь предубеждениям, а Непряхин – вез. И люди за это были ему благодарны.
– Раз надо, значит поедем! – неизменно говорил Владимир Николаевич, отправляясь в нелегкий путь.
Старший шкипер дебаркадера
К концу «нулевых» стала выправляться ситуация с пассажирскими перевозками по Лене. Рейсы в Ленск и Осетрово выполнялись стабильно. Поэтому из полузабвения вышел витимский дебаркадер, где Непряхин сначала стал шкипером, а затем и старшим шкипером.
Со свойственной ему хозяйственностью он взялся за наведение порядка на вверенном объекте. Разгонял пьяные компании, улучшал состояние трапов и сходней. Ремонт и покраска тоже стали регулярными.
При этом Владимир не оставил работу таксиста. Как и раньше, возил людей по нужным маршрутам, правда, уже не в период навигации. Когда на Талакане был выстроен современный аэропорт, Владимир Николаевич стал выполнять регулярные рейсы из Витима к прилетающим или улетающим самолетам. Четко, как часы. И при этом он еще делал пассажирам поблажку в виде невзимания платы за провоз багажа.
Как-то накануне очередного повышения цен на топливо и, соответственно, роста стоимости билетов Непряхин обратился в Совет депутатов Витима. Ходатайствовал о выделении субсидии на проезд, чтобы немного снять денежную нагрузку с пассажиров. Депутаты его предложение не поддержали.
Словом, Непряхина отличает то, что он всегда смело берется за работу, а то и за две, если их удается совмещать. Долгое время даже занимался промысловой охотой на пушного зверя. Навыки он перенял у отца, который был охотником.
Ни минуты без дела
Когда в начале ХХI века в стране появились проблески стабильности, а Володя уже работал на своем микроавтобусе «Истана» между Иркутском, Усть-Кутом и Витимом, у него появилась возможность возить для себя стройматериалы.
Сам обшил сайдингом отцовский дом, вставил пластиковые окна. И старый дом заиграл опрятностью! По сути, это единственный в Витиме дом, скажем так, с мезонином.
Так же «в одни руки», как порой принято у нас говорить, занимается делами на собственном подворье: теплицы, грядки, строительство гаражей для микроавтобусов, дрова и так далее…
Непряхин ни минуты не сидит без дела. В конце ночной смены на дебаркадере проедет по поселку и соберет жителей, доставит их к судну «Полесье». Встретит и проводит утренние рейсы пассажирских скоростных теплоходов на Ленск и Усть-Кут. А через два часа он уже на Талаканских постах охраны оформляет проезд своего такси в аэропорт.
До вечернего возвращения речных судов он успевает выполнить на Талаканский аэропорт два рейса. Выкроит время и на короткую рыбалку, благо по случаю приобрел моторную лодку.
Несмотря на небольшой дефект речи, в силу своего коммуникабельного характера, он со всеми на дружеской ноге: и с охранниками Талакана, и с командами теплоходов, и со своими пассажирами.
Смертельный таран
Многое еще можно написать о Володе Непряхине, но… Пришла пора рассказать об одной истории из его богатой биографии шофера.
Дело было в конце 90-х. Очередным рейсом на своем «КамАЗе» Володя вез груз в Витим. В кабине с ним ехал Евгений Карих. В Тулуне они повернули на автодорогу в Братск и Усть-Кут. Там перед поселком Целинный трасса не сказать, что опасная, но с подвохом: серьезные спуски, полузакрытые повороты. Едешь в состоянии напряжения. И вот именно у Целинного навстречу Непряхину, как в лобовую атаку, вылетели «Жигули».
Как выяснилось впоследствии, это была одна из свадебных машин, что участвовали в торжестве то ли в Целинном, то ли в соседнем Гуране. И вот на «Жигулях» четверо молодых людей неслись в Тулун. Мгновенно поняв неизбежность лобового столкновения, Володя бросил свой «КамАЗ» прочь с дороги вправо, вылетев за бровку в поле. Но «Жигули» достали его и там. От страшного удара легковушки «КамАЗу» выбило передний мост, оторвало топливный бак… В «Жигулях» погибли все.
После нескольких секунд замешательства от молниеносно произошедшей трагедии Непряхин поступил в высшей степени достойно и прозорливо. На попутной машине отправил своего напарника в Тулун за скорой помощью и милицией. Сам остался на месте ДТП.
Понимая, что скоро со свадьбы на место трагедии приедут люди, и неизвестно как повернется дело, Володя предпринял меры к собственной безопасности. Его вины в аварии не было никакой, но сгоряча сельчане могли натворить дел.
Поэтому он достал из закоулков инструментальных ящиков какой-то драный тулуп, такую же шапку и валенки. Быстро оделся. И вовремя. Потому как родственники погибших действительно примчались на место ДТП раньше милиции. Они стали высказывать Непряхину претензии, но Володя представился сторожем, охраняющим груз во время рейса.
– Водила где?! – не сдерживали эмоций родственники.
– Уехал в Тулун за скорой помощью и милицией, – заикаясь чуть больше обычного, отвечал Володя.
Эта небольшая хитрость и спасла его от расправы. Когда приехали машина ГАИ и скорая, конечно, сразу выяснилось, кто водитель грузовика. Однако было уже не так опасно стоять напротив убитых горем разъяренных людей…
Такой вот он, витимский парень, честный труженик зимников Владимир Непряхин!
Фото из архива героя очерка.
Михаил АМУЗИНСКИЙ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: