Три дня аншлага: Саха театр завершил сезон премьерой спектакля «Коркин. Клятва»

Три дня аншлага: Саха театр завершил сезон премьерой спектакля «Коркин. Клятва»

11:57
22 июля 2023
Фото: пресс-служба САТ.
Читайте нас

Саха театр завершил сезон премьерой спектакля «Коркин. Клятва». Сергей Потапов снова удивил – на этот раз тем, что поставил совершенно традиционный спектакль, в котором его фирменные фишки (которых, впрочем, было немного) казались инородными вставками. При этом эффект был совершенно потаповский: три дня подряд – битком набитые залы, и если бы не закрытие сезона, народ бы продолжил валить на «Клятву» валом.

Святая святых

Фото: пресс-служба САТ.

А могло ли быть иначе? Наш всенародно любимый вид спорта – вольная борьба, наш великий тренер, наши великие спортсмены и не утихшая за минувшие десятилетия боль – Сахаачча…

Круг сцены превращен в борцовский ковер с его ярко-желтым, как солнце, центром. Он один притягивает взгляд. Это – святая святых для всех героев спектакля: непосвященные обходят его стороной, а посвященные перед тем, как ступить на него, разуваются. Исключение – лишь для тех, кто в борцовках, но оно и понятно.

Неукоснительное правило соблюдает даже несчастный пьяница, некогда подававший спортивные надежды (Вячеслав Лавернов): заявившись под хмельком к своему тренеру, он первым делом сбрасывает перед входом в спортзал валенки. Даже сам Коркин (Иннокентий Луковцев) в одной из сцен пересекает круг, показательно держа в руках обувь.

Незыблемый устав нарушают лишь единожды, и не свои, а чужие – представители совсем другого мира: важный человек в исполнении Петра Баснаева и два его портфеленосца, прошедшиеся по святыне в ботинках, пусть и до блеска начищенных.

Свои

Фото: Василий Кривошапкин.<br />Коркин — Иннокентий Луковцев с пришедшими к нему стариками (Михаил Семенов слева, Куприян Михайлов справа).

Один из этих портфеленосцев, на заре карьеры весьма активно вставлявший палки в колеса главному герою – несомненная удача Сергея Баланова. Подан он карикатурно, гротескно, но до чего же узнаваем!

Хотелось бы также отметить Куприяна Михайлова и Маргариту Борисову: появившись в самом начале спектакля в образах деревенских старика и старухи, они в одной из следующих сцен предстают в образе педагогов.

Бабка Дьэбдьиэй, идущая собирать разбредшихся коров – и учительница, белая кость, элегантная, строгая. Тут же дедок, притопавший к Коркину, будто ходок к Ленину – и педагог в ладно сидящем костюме, с непреклонным взглядом сквозь очки в модной оправе. Практически мгновенное перевоплощение! Плюс третий выход в образе жителей Страны восходящего солнца, ну да это экзотика, а вот эти старики и учителя – они свои, до боли родные.

Кстати, у Куприяна Михайлова в его сельской ипостаси имеется напарник в исполнении Михаила Семенова, и они с ним, оба-два, словно сошли с картин Михаила Старостина – философы, странники, путники… И герой Семенова здесь опять не так-то прост: выждав удобный момент, устраивает опешившему от внезапности Коркину проверку под одобрительные смешки товарища.

«Держать удар»

Фото: Василий Кривошапкин. Ученики Коркина Василий Гоголев (первый слева), Павел Пинигин (в центре), Александр Иванов (первый справа) после премьерного показа.

Но даже если у появляющихся буквально на минуту персонажей – своя жизнь, своя судьба – значит, спектакль удался.

И особняком тут – образ Николая Захарова, Сахааччи. Играет эту роль его однофамилец Эдуард Захаров, и трагедию раннего ухода из жизни любимца и надежды всего народа молодой артист передал вполне. Она усиливается исподволь, начиная со сцены клятвы борцов, чтобы ударить наотмашь во время последнего его появления, когда три его товарища, три олимпийских чемпиона – в фотографически точно воспроизведенной сцене, знакомой нам с детства – с воздетыми в приветствии руками, а на переднем плане – безмолвно застывшая фигура Сахааччи. Рядом – плечо к плечу – Коркин. Не смирившийся, не отпустивший, не забывший… Сахаачча – символ всех его потерь, бивших под дых. Но он всегда держал удар – пока мог.

Танец орла

Фото: Василий Кривошапкин. Исполнитель главной роли Иннокентий Луковцев с учениками Коркина Дмитрием Егоровым (слева) и Василием Гоголевым (справа).

Иннокентий Луковцев, в этой роли даже внешне похожий на великого тренера, сыграл человека, который и боли, и радости держит в себе. Чего стоит сцена, когда Коркин с Константином Постниковым, бывшим 2-м секретарем райисполкома, которого он сманил с такой должности в свой интернат, ждут у телефона важных известий!

У Коркина-Луковцева переживания – внутри, зато у Постникова (Илья Стручков) обуревающие его чувства на лице написаны. В этой сцене он сыграл все – и нетерпеливое ожидание, и крах надежд, и взлет ввысь из пучины отчаяния – взлет, когда Константин Сергеевич, не помня себя от радости, изображает некое подобие ритуального танца орла, исполняемого сынами степей после победы в решающей схватке. Замечательный актерский дуэт!

Такую же сыгранность показали Айталина Цыпандина и Зоя Багынанова – глядя на них, веришь, что это одна и та же женщина в разном возрасте. И только такая могла быть поддержкой и опорой тренеру олимпийцев.

Свет за забором

Фото: Василий Кривошапкин. Слева направо: исполнитель роли Романа Дмитриева Роман Дорофеев, исполнитель роли Павла Пинигина Владимир Винокуров, Павел Пинигин и исполнительница роли Александры Коркиной Айталина Цыпандина.

Как всегда, на высоте и сценограф спектакля Михаил Егоров. Да, минималистичное оформление работает на то, чтобы ничего не отвлекало от главного – борцовского ковра в форме круга, но в то же время сцена не пустует, она обжита: два зеленых щита, время от времени спускаясь сверху, «изображают» и стены домов, и заборы: незабываема сцена, когда герой Сергея Баланова в предвкушении сладостных утех выбирается из узкого прохода между оградами, побив там мимоходом гавкающую псину – герой-любовник, свежий кавалер…

А когда позади этого забора включается освещение (световое оформление – Трофим Акимов), и пробившиеся между досками лучики ложатся на дорогу, возникает ощущение летнего солнечного дня, который непременно принесет что-то хорошее.

Музыкальное оформление (Александр Решетников) – под стать. Когда театральный зал накрывает запись стадионного неистовства болельщиков, захватывает дух.

А идущее фоном пение Эдиты Пьехи по радио, когда Рома Дмитриев, еще не чемпион, в исполнении Романа Дорофеева и Илларион (Павел Ченянов) вешают к празднику транспарант, обвиняя друг друга в криворукости, переносит зрителя в далекую юность, наполненную надеждами и ожиданием счастья.

И люди после премьерных показов уходили из театра со счастливыми лицами, а это в наше время дорогого стоит.

«Весь интернет полон»

Фото: Василий Кривошапкин.

Министр культуры и духовного развития РС(Я) Юрий Куприянов, прибывший на премьеру в прямом смысле слова с корабля на бал – со спартакиады в Амге, с отзывами после первых двух показов ознакомился еще в пути:

– Весь интернет уже полон – фурор! Все довольны, всем понравилось. Увидев на сцене Пинигина, я даже подумал: неужто сам играет? А он, оказывается, с премьерой поздравлял.

Постановки Сергея Потапова всегда вызывают у зрителя интерес. Но чтобы их увидеть, порой надо ехать аж в Псков или в Альметьевск, Казань. Куда ни приедешь, о его спектаклях спрашивают, интересуются, не приедет ли он и к ним что-нибудь поставить.

За то, что в Год педагога и наставника к юбилею нашего выдающегося тренера нас порадовали такой постановкой, хочу от имени всех зрителей поблагодарить Саха театр. А 5 сентября, в день рождения Дмитрия Петровича Коркина, мы снова соберемся здесь, чтобы посмотреть этот спектакль. До встречи!

Дебют

Фото: пресс-служба САТ.

Пьеса «Коркин. Клятва» – дебют драматурга Утума Захарова на большой сцене. Насколько внимательно он отнесся к материалу, видно по тому, как вставляет главный герой в свою речь русские слова: Коркин, русовед по образованию, иногда и записи свои делал по-русски. Да и клятву, давшую название спектаклю, его ученики дают на учебнике русского языка, что весьма символично.

В ходе работы драматург перелопатил целую гору разных источников, хотя сроки были сжатые.

– Обратились ко мне в феврале, – говорит он, – и сказали, что сдать надо до мая. Первым делом я поехал в Чурапчу, провел положенные обряды, попросил благословения. Побывал и на могиле Дмитрия Петровича.

Потом, само собой, пообщался с сотрудниками Чурапчинского института физической культуры, Музея Коркина, где Егор Васильевич Пудов показал мне фотографии, письма, дневники и телеграммы – текст телеграмм я переписывал слово в слово, они звучат со сцены.

Также я опирался на работы Константина Сергеевича Постникова, Николая Николаевича Петрова, Егора Петровича Неймохова, Дмитрия Диринского – все воспоминания его соратников, друзей и воспитанников просто невозможно здесь перечислить. Особенно же мне помогли ученики великого тренера – Михаил Егорович Друзьянов и Александр Николаевич Иванов с супругой Варварой Афанасьевной. И конечно, очень большую помощь оказала вдова Коркина Александра Семеновна.

Во время работы над пьесой у меня вся стена была в стикерах с пометками, и режиссер, конечно, со своей стороны тоже говорил, «надо добавить то-то и то-то».

«В работе пригодится»

– Могу еще сказать, что первый вариант был более трагедийным: столько всего пришлось испытать Дмитрию Петровичу с самых малых лет! Мы-то знаем лишь парадную сторону его жизни, а выпавшие на его долю лишения для нас остаются в тени. Другого человека такие испытания могли и сломать, но у него была бойцовская натура – деятельная, целеустремленная. Спортивный характер как он есть и несгибаемая воля.

После премьеры, конечно, неизбежны мысли «тут надо доработать, а тут – дожать», да и люди делятся со мной своими впечатлениями, спасибо им за это. Я все принимаю к сведению – в дальнейшей работе пригодится.

И пользуясь случаем, хочу сказать: образы в пьесе – собирательные. Не нужно думать, что окружение главного героя воспроизведено документально. Это пьеса. Тут действуют законы жанра.

«Клятва» – первая моя пьеса, поставленная на сцене театра. До этого две участвовали в читках, а вообще у меня семь пьес. Я на них учился. Теперь хочу попробовать себя в прозе – не отходя, конечно, от драматургии.

+1
7
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
Поделись новостью:
21 ноября
  • -30°
  • Ощущается: -30°Влажность: 76% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: