Буллинг, коллективная травля наших детей в школах – это проблема, которая может затронуть любую семью. А ведь в острой форме она приводит и к трагедии…
И это история не только про детей, но и про нас, родителей – отца, узнавшего обиды заплаканной дочки и готового бежать в школу, чтобы лично наказать обидевшего её одноклассника. Матери-одиночки, когда ей нечего сказать сыну, отказывающемуся идти в школу, где над ним издеваются каждую перемену. Родителя, не верящего, что его ребёнок – админ анонимного интернет-канала «Подслушано в школе №…», где систематически унижают, шантажируют тех или иных учеников. Молодой классной руководительницы, которая ничего не может сделать с тем, что мальчишки и девчонки, только что перешедшие в пятый класс, матерятся, как грузчики, и дерутся на каждой перемене.
Но дадим слово специалистам. Сегодня о ключевых моментах в профилактике и коррекции последствий буллинга в школах Якутска нам расскажут представители МБУ ДО «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Мы пообщались с директором учреждения Любовью Колодкиной, заместителем директора, педагогом-психологом Екатериной Александровой и начальником отдела комплексного сопровождения, социальным педагогом Хрисаном Захаровым.
Раннее выявление
– Любовь Юрьевна, жестокость по отношению друг к другу в детских и подростковых коллективах, так называемый «буллинг», откуда он?
– В действительности такое явление существовало всегда, во все времена. Но с появлением интернета, социальных сетей способов и форм буллинга стало больше. Кроме того, росту агрессии в детской среде зачастую способствуют агрессивная медиасреда, неблагоприятный эмоциональный климат в коллективе, семейное неблагополучие и пр.
– Что наиболее важно в противостоянии проявлениям травли в условиях образовательного учреждения?
– Очень важно как можно раньше выявлять такие случаи. Педагоги-психологи, которые есть в каждой школе Якутска, сегодня ведут психодиагностическую работу по раннему выявлению неблагополучного эмоционального климата в классных коллективах.
Такая работа проводится во взаимодействии с классными руководителями. Инструменты социометрии позволяют установить «лидеров», «принятых», «отвергаемых» и так называемых «изгоев» среди детей в классе. По результатам исследования проводятся коррекционные психолого-педагогические мероприятия.
И тут очень важно, чтобы родители также принимали активное участие именно в профилактике травли в жизни своего ребенка и всего класса. Иногда достаточно хорошим способом избежать агрессии может стать доверительный разговор со своим ребенком на темы толерантного отношения к окружающим.
А для того, чтобы ребенок не стал объектом такой травли, рекомендуется более внимательное отношение родителей к изменениям в поведении и привычном способе реагирования своего ребенка. Особенно это важно в адаптационный период (в начале учебного года, при переходе ребенка в другую школу или другой класс и т.п.), в начале каждой четверти, перед и после массовых классных и школьных мероприятий.
– К вам можно обратиться, если ребёнок подвергается травле?
– Если конкретная проблема не решена на уровне школы, к нам обращаются в индивидуальном порядке родители, чьи дети стали жертвами буллинга, также поступают заявки от образовательных учреждений города на проведение профилактических мероприятий. Специалисты Центра проводят родительские собрания, онлайн-занятия на такие темы, как «Детская и подростковая агрессия. Что необходимо знать родителям», «Профилактика буллинга и кибербуллинга».
Жертвы и агрессоры
– Екатерина Семеновна, зачастую дети не рассказывают о возникших проблемах с одноклассниками. И родители узнают о них, когда всё уже зашло достаточно далеко… На что стоит обращать внимание, чтобы такого не допустить?
– Основные признаки всегда лежат на поверхности – это нежелание идти в школу, пропуски уроков, плохая успеваемость. Да просто печальный вид, беспокойство, отказ от общения, тревожность, излишняя уступчивость и осторожность. Даже участившиеся простуды и другие заболевания, проблемы с аппетитом – это повод, чтобы насторожиться!
– Есть и другая сторона медали, когда ваш ребёнок активный участник травли, что не менее неприятно. Как быть с этим?
– Как правило, корни агрессивного поведения детей идут из семьи, ребёнок просто копирует у родителей нормы общения, отношения друг к другу и окружающим.
Ну а то, что ученик – агрессор, выявляется классными руководителями довольно просто:
1) на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб.
2) манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним.
3) может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия.
4) на его поведение поступают жалобы как от детей, так и от взрослых.
5) не может обуздать свой нрав так, как это умеют делать его ровесники.
6) прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов.
7) входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу.
8) спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Держать под контролем
– Хрисан Христофорович, как мужчина мужчине скажите, что нужно делать, чтобы избежать буллинга в отношении ребёнка?
– Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку, его общению со сверстниками, его взаимодействию с миром.
Главной задачей является эмоциональная поддержка вашего ребенка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: необходимо дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть.
Проговорите с ребенком сложившуюся ситуацию и внимательно его выслушайте. Убедите ребёнка в том, что он не виноват в ситуации буллинга. Научите ребенка спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Таким образом, «агрессор», ищущий в «жертве» признаки слабости, получает отпор.
Помогите ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т.п. Научите ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток. Очень трудно обидеть того человека, который не принимает издевательства всерьёз.
Помогите ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычки ябедничать, скидывать с парты вещи других детей, брать без разрешения чужое и т.п.). Поговорите с классным руководителем или школьным психологом. Постарайтесь вместе с педагогами разобраться в ситуации – в чём заключается конфликт, кто его участники, что за причина, есть ли угроза здоровью или жизни.
Держите ситуацию под контролем даже после разрешения конфликта. Следите за состоянием здоровья ребенка, его эмоциями, интересуйтесь его участием в общественных делах класса и школы, его статусом в классном коллективе. Проинформируйте своего ребенка о Детском телефоне доверия – 8 800 35-50-50, 8 800 200-01-22.
P.S. Обучающиеся школ города Якутска и их родители могут обратиться за психологической помощью в МБУ ДО «Центр психолого-медико-социального сопровождения» по номеру телефона 43-09-07, ул. Рыдзинского, 18/5.
This post was published on 27.10.2024 13:00