Транспортный «паралич»: в Якутске горожане жалуются на долгое ожидание автобусов

Транспортный «паралич»: в Якутске горожане жалуются на долгое ожидание автобусов

20:51
13 декабря 2023
Источник: Аламжи Будаев
Читайте нас

«Скоро вообще вас некому будет возить!» – кричал разъярённый водитель автобуса пассажирам в ответ на критику о долгом ожидании. В переполненном автобусе горожане затылками упирались в дверь, а люди всё ещё пытались пробиться сквозь толпу «счастливчиков», стоящих внутри…

В час пик ожидание автобусов продлилось на полчаса, а то и больше, да и то можно было попасть туда не с первой и даже не со второй попытки. Что происходит в Якутске с автобусными маршрутами?

«Итальянская забастовка»?

1 декабря на линию автобусного маршрута № 18 не вышли около десяти автобусов. А если точнее: до обеда на этой линии автобусов не было вообще.  Люди пошли с утра на работу, повезли малышей в детские сады, дети – в школы, ждали, коченели на ветру и так и не дождались своего маршрута. Да в таких случаях можно было бы и по радио объявить или через громкоговорители патрулей ДПС: «Уважаемые горожане, данный маршрут работать не будет…»  Для тех, кто стоял на дальних остановках, там, где нет тёплых остановок, это утро запомнилось надолго. Не май месяц на дворе, а уже время жёстких морозов… 

18-й маршрут, как и большинство городских маршрутов, находится под крылом некоммерческой организации «Союз автоперевозчиков города Якутска». Это союз частных автоперевозчиков, который сформировался ещё в середине 1990-х годов.

Источник: Аламжи Будаев

Вот как объяснил конкретную ситуацию директор НО «Союз Авто» Андрей Косицкий: 

— 1 декабря действительно мы зафиксировали факт отсутствия большого количества автобусов на маршруте №18, но после обеда ситуация выровнялась, и автобусы вышли на линию по действующим схемам и графикам движения. В ходе разбирательства выяснили, что в тот день порядка десяти водителей по причинам поломок автобусов, болезней и окончания сроков техосмотров не вышли на работу. После чего те транспортные средства, у которых поломки были несерьёзными, смогли быстро исправить их и уже после обеда выйти на линию.

10 человек в один день поразили объективные причины самого разного характера, возможно такое? Наверное, раз это случилось, хотя это более похоже на одну из форм «итальянской забастовки», когда работы нет, а привлечь к ответственности никого практически невозможно, поскольку формально все действуют в строгом соответствии с нормативными актами. Что такого происходило в этот день из ряда вон выходящего в сфере городского маршрутного сообщения? Ничего, кроме открытия для автобусного движения проспекта Ленина.

Половина маршрута

Второй такой инцидент, только в меньших масштабах, произошёл 11 декабря, когда в понедельник на маршрут № 8 из восьми автобусов вышли только четыре.  Это растянуло время ожидания ровно в два раза. Учитывая то, что №8 и так приходится ждать довольно долго. Тем, кто ездит по этому маршруту, не позавидуешь. Руководитель МКУ «Городская дорожно-транспортная служба» Эдуард Садовников по второму случаю доложил, что вся проблема в отсутствии водителей. 

— Проблема в одном – нет водителей. Частные перевозчики в лице «Союз Авто» не могут исполнить действующие графики по пассажирским перевозкам. Мы уже давно об этом говорим на всех площадках и ведем совместную работу по привлечению водительского состава. В настоящее время у нас в реестре находится порядка 558 единиц техники, половина из которых простаивает. Одна из причин – часть шоферов уезжает на родину за пределы России, ведь,  в основном, это граждане бывших союзных республик. И этот факт тоже негативно отражается на качестве исполнения пассажирских перевозок.

Источник: Аламжи Будаев

Он, собственно, признался в том, что рычагов воздействия на частных перевозчиков у муниципальной власти нет. 

— Сейчас повлиять на перевозчика мы можем только лишь расторжением договоров, но это крайние меры. И это, я считаю, ситуацию не улучшит, а только усугубит, поскольку его необходимо кем-то заменять. В целом для поддержания общественных перевозок в городе мы рассматриваем несколько вариантов. Например, изменение схем движения параллельными маршрутами, а также усиление маршрута № 8 водителями  других линий, добавка автобусов ЯПАК. Также рассматриваем и планируем усиление маршрута № 8 автобусами маршрута № 1, которые с января 2024 года будут заменены новыми автобусами муниципального предприятия «ЯПАК». Более точно я смогу вам ответить после проведения соответствующего анализа по пассажиропотоку города, а также общего обсуждения с НО «Союз Авто»,  — сказал руководитель МКУ.

Дефицит водителей

О том, что в сфере перевозок не всё ладно, рядовому передвигающемуся на маршрутных автобусах горожанину было заметно уже давно. Время ожидания автобусов, особенно тех, что едут не по прямым «жирным» прибыльным маршрутам центра города через учебные заведения, а по пригородам, увеличилось. И это факт.   

Такой же факт, как и то, что на сегодня существует жуткий дефицит водителей автобусов. В Якутске свободно около 200 вакансий водителей категории «Д». Их  ищут не только по всей республике, но и завлекают на сайтах вакансий со всей страны. Но никто не спешит  к нам. Средняя зарплата, которую сейчас обещают, 100 тысяч рублей в месяц. Она абсолютно неконкурентная для привлечения сторонних кадров. На вахтах зарплата  водителей с категорией «Д» начинается со 150 тысяч рублей. Включая  бесплатное проживание и питание.

Муниципалитет для привлечения водителей маршруток запустил специальную программу, в которой также предусмотрены бесплатное обучение и проживание. И, судя по всему, город будет увеличивать сумму зарплат водителям.

Источник: Аламжи Будаев

Тут можно задать вопрос – из каких средств? Ответ очевиден, платить за это в любом случае будет горожанин, и вопрос о грядущем повышении цен за проезд, скорее всего, неизбежен. 

Своих водителей сейчас нет по многим причинам – тут и смена поколений, старики уволились по возрасту, а молодёжь не спешит заменить их. Пандемия, после которой из остановившихся автопарков ушли многие водители. Мигранты перебазировались в сферу такси. Да и СВО сыграла свою роль, когда в армии в первую очередь требуются люди, имеющие редкие категории прав, в том числе и  категории «Д».

Урезанный парк

Но, тем не менее, невозможно объяснить такой «паралич» автотранспортной маршрутной отрасли одним лишь дефицитом водителей.

Если по фактам в 2017 году в Якутске в отрасли перевозок было зарегистрировано 680 маршрутных автобусов, на сегодня таковых 558 единиц техники. На линии в 2017 году одновременно выходило 450 автобусов, сейчас, по факту, по словам Андрея Косицкого, – 250. Говорят, что автобусы стали вместительнее, нежели раньше. Но тут можно и поспорить, а ещё учесть тот нюанс, что в том же 2017 году официально считалось, что в Якутске проживают 307 тысяч жителей, а сегодня 378 тысяч (отдельные источники утверждают, что и все 400 тысяч)…

Источник: Аламжи Будаев

Автобусный бизнес в Якутске слаживался десятилетиями. Это сложная структура, по большей части её до сих пор представляют частники. Было время, когда он был одним из самых прибыльных секторов городского бизнеса. Владельцы маршрутов могли позволить себе строить особняки под Москвой. А профессия водителей городских автобусов была одной из самых высокооплачиваемых. 

Непонятно, почему отрасль в такой глубокой яме? Долгие годы город мог регулировать работу сотен частных владельцев автобусов, а сегодня городская власть докатилась до того, что утратила эту компетенцию…

P.S. Редакция будет следить за развитием ситуации.

+1
7
+1
2
+1
6
+1
2
+1
2
+1
3
+1
1
Поделись новостью:
16 апреля
  • Ощущается: -2°Влажность: 32% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: