Традиции реализма в живописи Миры Аргуновой

Традиции реализма в живописи Миры Аргуновой

Об уникальном таланте молодой художницы
10:22
08 ноября 2019
Читайте нас

Изобразительное искусство Якутии неразрывно связано с историей Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Во многом благодаря его открытию появилась блистательная плеяда якутских мастеров всероссийского масштаба. Сегодня национальную школу живописи продолжают и обогащают работами молодые художники, только начинающие свою деятельность. Одним из таких авторов можно назвать Миру Аргунову. За короткий срок Мира успела стать участником 18 международных, всероссийских и региональных экспозиций и автором шести персональных выставок. Шестая выставка «Четыре крыла» сейчас проходит в Национальном художественном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина, где представлены 62 работы молодого живописца.

От иллюстрации к живописи

Художественные способности у нее проявились рано, когда еще Мира была ученицей школы искусств. Талантливые педагоги дали ей многое: умение правильно построить композицию и основы академического рисунка. В 13 лет воспитанница художественной школы впервые выступает в качестве иллюстратора книги о Ходже Насреддине. Казалось бы, в этом направлении она нашла свое призвание. Но после окончания школы девушка подает документы не в художественное училище, как ожидали ее педагоги, а в педагогический институт.

Однако целеустремленность и желание стать художником все же помогли пробить ей дорогу в мир изобразительного искусства. Педагог по образованию и художник по натуре, она поступает на специальность «станковая живопись», и будучи уже студенткой Арктического государственного института культуры и искусств, начинает последовательно проходить ступени профессионального обучения: пишет натюрморты, пейзажи, портреты. К тому же благотворной была сама атмосфера творческого содружества, царящая в мастерских именитых якутских художников Михаила Старостина, Дьулустана Бойтунова, Юрия Спиридонова, Иосифа Шадрина. Молодая, беззаветно преданная искусству девушка пишет картины увлеченно, оттачивая навыки письма у более опытных, уже добившихся известности мастеров.

Она признается, что любит работать напряженно, целенаправленно, по пять-шесть часов в день. Высокий профессионализм, «школа» – вот цель, которую начинающий художник поставил перед собой и делает все ради ее достижения. «Мира очень талантлива и настойчива в своих работах и стремлениях. Серьезна не по годам» – отмечает ее педагог Марианна Лукина. Действительно, тяга к профессиональному совершенствованию стала девизом по жизни.

Может быть, поэтому в ее творчестве лежит стремление к постоянному поиску, совершенствованию изобразительного языка. Начинающий автор не ограничивается однажды найденным художественным приемом. Оттого для живописной манеры Миры характерны смешение приемов различных стилей, что проявляется во всех ее работах.

Например, в полотне «Якутский натюрморт с ключом» (2017) автор стремится передать свое видение прошлого, приблизиться к миру традиционной народной утвари. Композиция картины ясно и легко читается благодаря разработанной системе передачи планов. Художник объемно моделирует форму предметов, светотенью выделяя материальность, текстуру предметов. Здесь Мира Аргунова выступает пропагандистом преданных забвению артефактов былого художественного ремесла и национального быта.

Гималаи, Алтай…

Следует отметить, что 2019 год для Миры начался с дальних поездок: с друзьями она посетила Гималаи, побывала в Республике Алтай, где написала серию этюдов.
Работы, написанные на Алтае, отличаются смелыми цветовыми решениями, пастозной манерой письма, присущей русским импрессионистам.
Среди подобных работ художника выделяются полотна с изображением бурных горных вод, равнинных рек, озер, ручейков. В картине «Прибой» (2017) весьма убедительно передается переменчивость капризных волн, солнечный свет.

Реалистично изображается, как прибой соединяет в себе и волну, и белую пенную воду. «Достаточно сложно нарисовать какую-то определенную понравившуюся волну с натуры. Каждая волна, набегая на берег, разбивается о него по-особенному и уходит назад. Ни одна волна не похожа на другую», – делится своими наблюдениями Мира.
Молодой художник всегда старается работать с натуры, обогащая свой зрительный опыт, вырабатывая у себя новое профессиональное зрение. В результате тщательного воспроизведения деталей, тонкого чувства колорита рождается живой и на редкость убедительный пейзаж алтайской природы в полотне «На берегу Катуни» (2019).

Начиная с этой работы, в творчестве молодого автора появляется панорамность композиции, усиливается обобщенность образов.

Средство выражения душевных переживаний

Полноводная горная река выступает как источник сильных художественных впечатлений «В окрестностях Зажыл Ортолык» (2019), где вдали темнеет полоса касмалинского бора, подчеркивая зеркальную гладь воды, отражающую небо с бегущими по нему облаками.

В холсте «Великий Болот Байрышев играет на шооре на берегу Катуни» (2019) автор вводит в пейзаж изображение человека. По сравнению с его фигурой, являющейся своего рода главным ориентиром в полотне, написанная на полотне природа выглядит мощной и величественной стихией, не подвластной человеку. С другой стороны, художник видит в образах природы не фон, не аккомпанемент повествованию, а важнейшее средство выражения психологии человека, раскрытия его душевных переживаний. Необычные сочетания красок, их переливы, прекрасно выражают настроение героя, испытывающего чувство любви к родной земле.

Особой свободой и раскованностью отличается смелый этюд «На фестивале «Мать Земля Алтай» (2019).

В этом произведении художник продолжает традиции жанра городского пейзажа. Мира очень точно передает своеобразие облика города: причудливое сочетание древней старины с современной архитектурой. Произведению присуща большая степень условности и отвлеченности. Можно сказать, художник прибегает к приемам французского импрессионизма. Здесь нет лишней деталировки, все изображенные предметы и люди утрачивают четкость и точность своих очертаний. Обобщение форм и декоративность цвета являются в данном случае творческой индивидуальностью художника.

Живопись художника становится более декоративной в работах «Золотое время» (2019) и «Все суета и томление духа» (2019).

В картинах появляются орнаменты, заставки, цифры, цитаты, которые создают специфическое авторское видение мира, отображенное в этих произведениях в виде сплава реального и воображаемого. Меняется манера письма: художник начинает работать большими цветовыми плоскостями. В итоге эти произведения отличаются от более ранних образным ассоциативным языком, наполнены авторской философией и размышлением художника о жизни.

От точного воспроизведения до знака или символа

Питают творчество Миры также и традиционно-национальные ценности. В цикле «Пословицы и поговорки» (2019) автор обращается к устному народному творчеству. Картины объединены не только общностью композиционного и колористического строя, но и глубоким раздумьем художника о природе родного языка и сущности значений народной мудрости. На первый взгляд, в этих работах трудно обнаружить фольклорные мотивы. Но, как отметила В.В. Тимофеева, художник сумел найти новые изобразительно-выразительные средства с помощью трансформации ключевых мифологических и фольклорных образов, доведенных от документально точного воспроизведения до знака или символа. Отсюда метафоричность языка изобразительного искусства наших дней, широкий диапазон живописно-пластических ассоциаций.

Искусствоведы дают положительную оценку умению молодого художника поставить свои эстетические принципы на службу реалистического решения портретной живописи. Искания в области портрета заставляют Миру особенно внимательно изучать, прежде всего, мастерство известных якутских портретистов прошлого: Семена Александрова, Леонида Кима.

«Национальное достояние Родины»

Значительное влияние на формирование серии «Национальное достояние Родины» Миры Аргуновой оказала портретная живопись Афанасия Осипова, который оставил в истории национального изобразительного искусства целый ряд камерных и парадных портретов представителей якутской интеллигенции ХХ века.

На сегодняшний день серия включает в себя девять портретов известных личностей разных национальностей, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства. Это камерные или парадные изображения людей, в которых можно наблюдать стилистическую и композиционную разновидности станкового портрета. Например, изображения Надежды Варламовой, Амаду Мамадакова, Балдоржа Хууххэ имеют простую и четкую композицию, а другие работы из этой серии постепенно становятся своего рода близки к жанровым картинам (например, «Портрет Болота Байрышева»).

Индивидуальные черты во внешнем облике портретируемых хорошо улавливаются автором. Большое внимание уделяется точности рисунка, передающего особенности черт лица и фигуры. В работах легко выявляются социальная, возрастная, профессиональная принадлежность героев. Автор начинает шире использовать экспрессивную выразительность цвета, меняется и характер наложения красок и мазка. Каждый раз она стремится создать цельный, композиционно завершенный образ, используя все богатства тональных и цветовых отношений, которые можно воплотить, работая только с натуры.

Таким образом, творчество Миры Аргуновой еще раз подтверждает, что традиции русского реализма в изобразительном искусстве Якутии по-прежнему продолжают развиваться в работах молодого поколения якутских художников. Хочется пожелать начинающему автору развивать свое мастерство и вносить свою долю прекрасного в наш мир, воплощая в реальность все идеи.

Надежда Гаврильева,
кандидат филологических наук,
научный сотрудник НХМ РС(Я).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -13°
  • Ощущается: -20°Влажность: 43% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: