Телефонное мошенничество: главное – не верить!

Телефонное мошенничество: главное – не верить!

11:03
16 мая 2021

Последние десять лет информационные технологии прочно вошли в жизнь человека. Однако с безграничной пользой, которую предоставляют мобильные интернет – услуги, они принесли и новые виды преступных посягательств.

По данным информационного центра МВД Республики Саха (Якутия), за 12 месяцев 2020 года зарегистрировано 2287 преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (2019 – 1583). Рост по сравнению с предыдущим годом составил 44,5%.

За 3 месяца с начала текущего года зарегистрировано уже 778 преступлений рассматриваемой категории (в 2019 году их было 472), рост составил 64,8 %!

Почему важно это знать?

Мобильные и интернет — мошенничества в подавляющем большинстве случаев совершаются гражданами, находящимися за пределами территории республики и даже страны. Преступления, совершенные неустановленными лицами из других регионов, использующими IP-телефонию или телефонные номера, зарегистрированные на третьих лиц, пользующимися перед обналичиванием похищенных денежных средств несколькими платёжными системами, из-за технических сложностей остаются нераскрытыми!

Какие виды преступлений с использованием ИКТ вам угрожают?

Большую часть таких преступлений составляют мошенничества, связанные с использованием мобильных средств связи и сети интернет (ст. 159 УКРФ).

В 2020 году такими преступлениями гражданам и организациям причинён ущерб на сумму почти 132 млн рублей. В 2020 году количество таких преступлений увеличилось на 64,5% . (2020 – 1 907, 2019 – 1159).

Другую значительную часть преступлений в сфере ИКТ составляют так называемые «дистанционные хищения», или кражи, связанные с неправомерным списанием денежных средств с банковских карт граждан (ст. 158 УКРФ – кража). Таких преступлений в 2020 году было 754. Причинён ущерб на сумму почти 52 млн рублей.

Кроме того, данную категорию преступлений составляют незаконный сбыт наркотических средств (ст.ст. 228, 228.1 УКРФ) — 522 (561) и преступления в сфере компьютерной информации (ст.ст. 272-274 УКРФ) – 29 (14),  рост по ним мы видим в 2 раза.

Кто становится жертвой преступлений?

Является большим заблуждением считать, что на уловки мошенников попадаются только пенсионеры, молодёжь и «недалёкие» граждане. Жертвами, как правило, становятся работающие граждане трудоспособного возраста от 25 до 55 лет (42,5 %), имеющие постоянный источник дохода.

На пожилых граждан и молодёжь приходится всего 13-14% пострадавших. Жертвами названных преступлений становятся граждане, обладающие денежными средствами на банковских счетах либо проявляющие заинтересованность в приобретении товаров либо услуг посредством сети Интернет. Наибольшее количество пострадавших проживало в городах Якутск, Мирный, Нерюнгри, Удачный, а также в Алданском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Вилюйском и Чурапчинском районах. Но это не означает, что данные преступления не коснутся граждан, проживающих в других районах. Коснутся!

Какие виды мошенничества вам угрожают?

По данным полиции, в настоящее время на территории республики преобладают три наиболее распространённых способа совершения дистанционных хищений:

  • мошенники совершают хищения посредством использования подложных объявлений на интернет-площадках (Авито, Дром, Юла и т.д.) о купле-продаже или аренде различного имущества;
  • мошенники представляются работниками банковских организаций, полиции или других органов или организаций;
  • злоумышленники создают ложные интернет-сайты, похожие на сайты известных банков, интернет-магазинов, которые пользуются у пользователей доверием, через которые происходит хищение реквизитов платежных карт;

Но это не означает, что нет и не будет других видов. Мошенники ежедневно изобретают новые способы, играя на слабостях людей, а именно на здоровье, страхе за близких, страхе потерять свои деньги и т.д.

Очень часто мошенники представляются работниками банковских организаций, полиции или других органов и якобы выполняют возложенные на них функции. Так, имеются случаи, когда по просьбе звонившего якобы «сотрудника полиции» граждане шли в банк «ловить мошенника»! Одна московская блогерша «повелась» на звонок так называемого «сотрудника полиции» с предложением поймать недавно действительно звонившего ей мошенника и в процессе такой липовой спецоперации потеряла более 1 млн рублей.

Вам могут сообщить о начислении денег по ошибке и попросят вернуть средства по другим реквизитам. Деньги по ошибке действительно могут поступить от такого же обманутого человека, но вот попросит вернуть их уже мошенник.

В последнее время получили распространение случаи, когда под видом сообщения с портала Госуслуг могут прислать электронное письмо с предложением ввести страховой номер СНИЛС для дальнейшего получения положенных социальных выплат, а также данные банковской карты, на которую должны поступить деньги. Звонки и сообщения могу прийти даже с известного всем номера Сбербанка 900.

Как не стать жертвой интернет-мошенничества?

Нельзя перечислять деньги авансом, да и наложенный платёж, к сожалению, не гарантирует, что вы получите именно тот товар, на который вы рассчитывали. Вместо него вы можете получить так называемую «куклу» или совсем ничего. Следует лично проверять наличие предмета покупки и рассчитываться только по факту получения. Поэтому либо приобретайте товары в простом магазине, либо пользуйтесь только проверенными интернет-магазинами и сервисами, у которых в вашем городе есть офисы, например, Wildberries, Почта России и т.д.

Не делайте покупок со своих зарплатных карт, заведите для покупок специальную карту, например, с cashback или travel бонусами, и переводите на неё ровно столько денег, сколько необходимо на покупку.

Авиа- и железнодорожные билеты приобретайте в авиакассах или исключительно на проверенном сайте авиакомпании (его адрес можно уточнить по телефону в авиакомпании).

Кстати, многие не знают, что при покупке авиабилета cashback на банковскую карту начисляется только в том случае, если вы рассчитываетесь непосредственно банковской картой, а не в интернете. Поэтому не стоит приобретать авиа и ж/д билеты в интернете.

Первое, что надо усвоить, чтобы не стать потерпевшим от мобильного мошенничества – наша материальная безопасность в наших руках!

Не надо доверять звонящим вам на сотовый неизвестным гражданам, будь то сотрудник банка, полиции, службы судебных приставов и т. д.

Нельзя совершать какие-либо действия с банковской картой, в том числе в банкомате, по просьбам и предложениям звонящих вам неизвестных лиц, в том числе «банковских работников».

Не надо ходить на назначенные вам встречи в неофициальных кабинетах банка, полиции и т.д. Найдите сами телефон банка, полиции, судебных приставов и т.д., перезвоните туда и выясните, имеется ли та проблема, о которой вам сообщили. Только не надо при этом спрашивать номер телефона у самого звонящего вам неизвестного лица.

Кроме того, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ гражданин несёт бремя содержания своего имущества, а, следовательно, должен обеспечивать сохранность своего имущества, в т.ч. находящегося на банковской карте, а следовательно, не допускается разглашение данных банковской карты. Граждане должны знать, что обеспечение конфиденциальности данных их банковской карты, а именно пин-кода, срока действия и CVC-кода, а также кодов СМС — оповещения, подтверждающих совершение банковских операций, является их гражданской обязанностью, и они обязаны не допускать разглашение данных сведений посторонним лицам! Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому пин-код, CVC-код и срок действия вашей банковской карты, а также коды из СМС -оповещения. Это конфиденциальные данные вашей банковской карты!

Доведите данную информацию до сведения ваших близких, защитите их!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
21 мая
  • Ощущается: 9°Влажность: 57% Скорость ветра: 1 м/с