yakutia-daily.ru

Театральная пауза

Фото: onedio.com

Театральный сезон в этом году закрылся тихо и незаметно. Кто-то ушел на каникулы раньше, в июне, кто-то дотянул до начала июля. А на самоизоляцию храмы Мельпомены ушли в числе первых – во второй половине марта. Чем они занимались на самоизоляции?

Саха театр

 

Спектаклю Руслана Тараховского «Судьба солдата» по пьесе Дмитрия Наумова несказанно повезло (как и прототипу главного героя, вернувшемуся с войны живым). Его успели сыграть до введения ограничительных мер – два раза, и оба раза – аншлаг, но ещё больше желающих не успели его посмотреть. «Сарафанное радио» только–только разгонялось… Теперь вся надежда на то, что сезон начнется без задержки.
А вот режиссер Сергей Потапов ждать не стал, выдав в соцсетях и на НВК «Саха» онлайн–премьеру спектакля «Белый бизон» по пьесе Михаила Башкирова, где главную роль сыграла Жанна Ксенофонтова.
А остальные? Читали из дома стихотворения, провели онлайн–конкурс «Я горжусь Победой», затеяли совместный проект с «Три Д» библиотекой: мистические истории в пересказе артистов САТ.
Сезон закрыли спектаклем «Разум и сердце» Руслана Тараховского по произведениям Ексекюляха и Алампа – опять же на НВК «Саха».

Русский театр

Старейший театр республики надеется открыть сезон пораньше. А то ведь прямо с апреля «долг» висит: публика, в хорошем смысле слова избалованная сказочными постановками ГАРДТ, уже предвкушала премьеру «Незнайки», билеты разлетелись, как горячие пирожки, но все пришлось отменить буквально в самый последний момент. Зато юбилейный, 130-й, сезон для мальчишек и девчонок, а также их родителей с «Незнайки» и начнется – все приобретенные билеты действительны, и как только эпидемиологическая ситуация позволит – добро пожаловать!
А пока можно скрасить ожидание аудиосказками, над которыми артисты работали целыми семьями: дети рисовали героев, взрослые – озвучивали. Начали с русской сказки «Кот и лиса», продолжили якутской – «Лось и мышь», а запланирован, между прочим, целый цикл по сказкам народов мира. Автор проекта – Алла Бузмакова.
К слову, Русский театр успешно сотрудничает не только с «племенем младым», но и с коллегами из других театров: «Евгения Онегина» к Пушкинскому дню, например, читали с артистами САТ.
Но скорей бы уже встретиться лично!

Театр оперы и балета

В нашем «Большом» (самом большом) театре перед введением ограничительных мер тоже оставались считанные дни до премьеры – премьеры балета «Двенадцать стульев», которую пришлось отложить до лучших времен. На новый сезон перенесена и обещанная оперетта «Сильва».
Кстати, юная смена – ученики Республиканского хореографического колледжа – столкнулись с тем же испытанием. Под руководством Екатерины Тайшиной готовили премьеру детского двухактного балета «Сказочная долина» (композитор – Кирилл Герасимов), где ни много ни мало 69 исполнителей, но пандемия спутала все планы.
Однако ребятам есть у кого поучиться стойкости.
На самоизоляции солисты оперы исполняли онлайн самые разные произведения – от хитов Элвиса до «Неба Якутии», на 9 мая участвовали в выездных мини–концертах «Поем двором», снимались в видеороликах.
Артисты балета выкладывали домашние репетиции (в том числе с участием четвероногих членов семьи), артисты оркестра тоже радовали поклонников – то саундтрек «Игры престолов» сыграют в лесу под соснами, то устроят совместное выступление с Новосибирском и Берлином.
А ещё театр принял участие в озеленении Якутска, вернее, в расцвечивании – при помощи 500 петуний разных цветов.

Театр юного зрителя

Кто, наверное, так и не заметил никаких ограничений, так это прима ТЮЗа – заслуженная артистка республики Мария Данилова, которая с весны начала подготовку к моноспектаклю по произведениям Сомерсета Моэма.
А ее коллеги рассказывали онлайн сказки, читали стихи.
Не отставала от них и студия «Тускул» при театре – да так, что количество желающих записаться туда возросло.
Кстати, коронавирус не заставил ТЮЗ отказаться от проведения своей традиционной благотворительной акции «Сундучок добра» – в пятый раз многодетным семьям передали продукты питания и – веление времени – средства защиты.
Многоразовые маски ТЮЗ передал и Республиканскому волонтерскому корпусу, а молодые артисты Владислав Портнягин и Евгений Шаманы и сами побывали в роли волонтеров.

Национальный театр танца

В год 120–летия Сергея Зверева–Кыыл Уола театр, носящий его имя, принял участие в XXIV международном фольклорном фестивале «Витоша», прошедшем онлайн и объединившем даже не страны – материки. Чили и Индия, Венгрия и Филиппины – 24 коллектива из 12 государств состязались, исполняя в том числе и болгарский парный танец «Раченица» – импровизационный, между прочим.
В итоге наш театр удостоился спецприза председателя оргкомитета. Ура театру и отдельное ура Саине Винокуровой и Альберту Никитину, оказавшимся замечательными импровизаторами!
А вообще театр и на самоизоляции жил насыщенно, участвуя в онлайн–концертах и, конечно, в первом в истории онлайн–ысыахе, провел онлайн–конкурс «Тэлгэсэ осуохайа», а жители 203 микрорайона, наверное, до сих пор вспоминают бесконтактный концерт с бесконтактным же осуохаем.

Нюрбинский театр

ХI республиканский театральный фестиваль «Сата» вошёл в историю тем, что начинали его в обычных условиях, заканчивали – в условиях введенных уже ограничительных мер. И все прошло на уровне!
А когда все переместилось в онлайн–режим, на ютуб–канале театра появилась «Эбээ Маайа» – заслуженная артистка РС(Я) Майя Слепцова начала читать произведения якутских писателей, и слушали ее не только внуки – взрослому тоже порой нужно остановиться на бегу и вернуться в то время, когда деревья были большими.
А у заслуженной артистки РС(Я) Александры Кривогорницыной – авторская передача «Встречаем аплодисментами» на нюрбинском радио.
Что касается других важных и нужных дел – в активе Нюрбинского театра участие в субботнике на берегу Вилюя. Его, кстати, провели по инициативе внука упомянутой уже Эбээ Маайи и сына режиссера Маргариты Васильевой – маленького Борислава, который наравне со всеми убирал мусор, оставленный взрослыми неряхами.
А ещё театр получил по федеральной программе звуковое оборудование (уж как оно после новоселья пригодится), а по проекту «Театры малых городов» – автобус, который наверняка застоялся в гараже в ожидании новых гастролей.

Мирнинский театр

В Мирном вовсю репетировали шиллеровских «Разбойников», когда ввели ограничения. Но… ничто нас в жизни не может вышибить из седла: режиссер Александр Свечников в интервью медиакомпании «Алмазный край» сказал, что больше времени на репетиции – это больше времени для фантазии, тем более что в этом театре зарубежную классику он ставит впервые.
Ждём результата!

Нерюнгринский театр

35–летие свое театр отметил в условиях ограничений, зато как: поучаствовали в онлайн–фестивалях «Кукольный остров» и «Новруз», сами провели II районный детский театральный фестиваль кукол «Золотой ключик» и конкурс «Там, на неведомых дорожках» ко дню рождения Пушкина (все, конечно, онлайн).
Вообще, в соцсетях у нерюнгринцев жизнь, что называется, била ключом: созданная артисткой Мариной Давиденко Мышка–Малышка (она сама ее и сделала, и озвучивала) читала стихи, пекла оладьи и ещё много чего, став поистине любимицей публики – дети слали ей рисунки и конфеты (тоже нарисованные – настоящие пока никак не передашь!).
Не меньшей популярностью пользовался и Боба заслуженной артистки республики Кристины Никифоровой.
А волшебная «Мастерская феи Незабудки» с двумя ее помощниками – козлятами Косиком и Тосей знакомила маленьких зрителей и с театральными профессиями, и со знаменательными датами, и много чему научила – например, как сделать кукол из подручного материала.
Артист Афанасий Холмогоров с дочкой Алиной выходили в эфир с домашним теневым театром, а художник Оксана Адамова провела мастер–класс, как создать свой собственный кукольный театр.

Театр эстрады

И тут артисты без дела не сидели: устраивали онлайн–концерты, снимали и выкладывали видеоклипы, участвовали в записи гимна России, организованном «Дальневосточным фондом развития», читали сказки для детей, а на праздник ысыаха устроили на всю Якутию через ZOOM «Осуохай объединяющий».

Театр КМНС

В отсутствие доступа к сцене артисты самого молодого в республике театра делали то, в чем их никто превзойти не может – знакомили публику с произведениями писателей Севера. Читали с душой, а спектаклям и танцам настанет черед. Нужно только подождать.

Новая реальность

Хору – не петь, духовиков – за плёнку

Роспотребнадзор выдал рекомендации к открытию нового театрального сезона — в тех театрах, где его открыли.

Ознакомившись с этими правилами, поневоле задумаешься: стоило ли в таких условиях открываться. Судите сами…
Массовые сцены не рекомендуются, как и хоровое пение.
Поющие, декламирующие, да и просто «выразительно говорящие» артисты должны соблюдать дистанцию в четыре метра.
С оркестрами — вообще беда. Между струнными, ударными и клавишными расстояние должно быть не менее полутора метров, а духовиков вообще рекомендуется обнести защитным экраном, как кассиров в супермаркетах.
На репетициях от дирижёра до оркестра должно быть не менее двух метров, на выступлении — не менее полутора.
Как будет выкручиваться наш оперный? Все эти «передислокации» — явно не про нас. Оркестранты в своей яме так и так друг у друга на головах сидят, где там ещё взяться лишним метрам для дистанцирования и защитных экранов?
А если массовые сцены нежелательны, как балеты показывать?
Что касается зрительного зала, то и там, как все уже догадались, обязательна дистанция. И маски, куда без них.
Огорчим и любителей посидеть перед спектаклем и в антракте в буфете за чашечкой чая или сока: воду и прочие напитки предписано продавать строго в заводской упаковке.
Вот такие пироги.

Комментарий

Когда откроются якутские театры

К сожалению, в этом году из-за пандемии театры были вынуждены максимально переориентироваться на иной формат работы – все шло онлайн. Зрители соскучились по постановкам и ждут открытия театрального сезона.

В Якутии театрально-зрелищные учреждения, а именно театры, Филармония, цирк, эстрада, традиционно открывают сезоны во второй половине сентября-октябре. Связано это с региональными особенностями, ведь август и первая половина сентября для якутян – это подготовка к зиме. Подобными хлопотами чаще всего и занят потенциальный зритель в этот период.
Летом, готовясь к новому сезону, все театры ведут плановые ремонтные работы, где-то мелкие, где-то — более масштабные. Например, в этом году за федеральный счет ремонтируются Саха академический театр им. П.А. Ойунского, Театр коренных малочисленных народов Севера.
Да, в Москве театрам было разрешено выйти на работу уже с 1 августа. Но многие, в частности, Большой театр или Ленком им. Марка Захарова открытие справедливо отложили.
Во-первых, наполняемость зала может быть всего наполовину, во-вторых, после пятимесячного перерыва театрам нужно собрать репертуар — поставить спектакли на ноги, провести репетиции с актерами.
У нас сейчас по Указу Главы РС(Я) период ограничений продлен до 1 августа. Поэтому открыться в этот день театральные учреждения попросту не могут, так как перед открытием в любом случае необходимо провести ряд мер – подготовить помещение, провести репетиции.
«Сегодня наши театрально-зрелищные учреждения разрабатывают схемы посадки зрителей, согласно рекомендациям Роспотребнадзора. Надо понимать, что это особенные большие пространства, и работа в них отличается.
Мы понимаем также, что у зрителей за время изоляции наверняка появился психологический барьер, и кто-то предпочтет не посещать людные места. Поэтому наших зрителей надо возвращать, делать все, чтобы просмотр живого спектакля для каждого был максимально безопасным», — отметила заместитель министра культуры и духовного развития Якутии Марина Силина.
Сейчас уже работает алданский филиал Филармонии, в частности ансамбль «БалАнс» — они работают малым составом. Постепенно в августе работу возобновят и некоторые театры.
В начале августа — Мирнинский театр, во второй половине — ТЮЗ, Театр эстрады, Театр оперы и балета, в конце лета откроется Академический Русский драмтеатр им. А.С.Пушкина.
В сентябре постепенно выйдут остальные. Но театральные сезоны для зрителей они, безусловно, откроют позже.
Пока показы первых спектаклей стоят в плане в сентябре. Так, например, старейший театр Дальнего Востока — Русский драмтеатр им. А.С.Пушкина в начале сентября должен открыть 130-й юбилейный сезон.
Театр Олонхо планирует провести спектакли на открытом воздухе в конце сентября.
Но, подчеркнем, расписание открытия сезонов, форматы спектаклей и условия присутствия в зале зрителей зависят от эпидемиологической ситуации, которая, мы надеемся, к этому периоду будет благополучной. А это зависит в том числе и от всех нас.

Пресс-центр Министерства культуры и духовного развития РС(Я).

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top Яндекс.Метрика