В Хабаровске прошел II фестиваль театров Дальнего Востока, на котором творческие коллективы из семи регионов показали 15 постановок. В этом году Якутию представили сразу четыре театра: Нюрбинский передвижной драматический театр, Театр юного зрителя, Мирнинский театр и инклюзивный театр «Алгыс».
Для тех, кто любит жизнь
Отрадно, что спектакли якутских театров оценили очень высоко. Диплом Ассоциации критиков получил спектакль ТЮЗа «Три сестры» по А.Чехову в постановке молодого талантливого и перспективного режиссера Динислама Тутаева, а спектакль «Алеф.Начало» инклюзивного театра «Алгыс» стал главным событием фестиваля.
Театр «Алгыс», созданный на базе благотворительного фонда «Харысхал», является единственным театром социального направления на всем Дальнем Востоке.
Театральные критики были единодушны в своих восторженных оценках. Так, Жанна Зарецкая подчеркнула, что инклюзивный театр «Алгыс» — это явление. А Оксана Кушляева искренне призналась, что спектакль послужил отличным местом встречи. «Это значит, что театральный мир открыт для всех, а современный театр – место для всех, кто любит жизнь, все человечное», — подчеркнула она.
Режиссер и его театр
Инклюзивный театр «Алгыс» на II Дальневосточном театральном фестивале поразил зрителей своей искренностью и стал настоящим открытием. Организатор и руководитель Лена Иванова-Гримм рассказала о своей любви к театру и особенностях работы с необычной труппой.
Напутствие московского критика
– Лена, как вы попали на фестиваль?
– На открытие нашего театра «Алгыс» мы пригласили из Москвы известного театрального критика Елену Ковальскую. С ней я знакома с «Золотой маски», где участвовал Театр юного зрителя со спектаклем-Олонхо «Милосердный богатырь» олонхосута П.Решетникова в моей постановке.
Потом мы встретились с ней в Москве на спектакле театра «Римини Протокол». И я рассказала Елене про наш инклюзивный театр «Маленький принц». Она выразила желание побывать на его открытии. Побывав на нем, она сказала, что видела много инклюзивных театров, но впервые получила такое сильное впечатление. Поэтому известный критик порекомендовала подать заявку на фестиваль театров Дальнего Востока.
Театральный импульс
– Расскажите о вашем театре.
– Когда я работала в Саха театре, ко мне пришла тогдашний директор фонда «Харысхал» Вера Петровна Дашкевич с просьбой проконсультировать по созданию инклюзивного театра. Как раз в то время я планировала открыть детский театр, а она предложила именно инклюзивный вариант, чтобы охватить особенных детей. И как-то все совпало. Так мы создали в 2012 году инклюзивный театр «Маленький принц».
Поскольку я работала в Сахатеатре, у нас появились совместные проекты с участием актеров САТ, и мы ставили спектакли на профессиональной сцене. Но со временем дети выросли, родителям физически трудно было поднимать их с колясками. Поэтому было принято решение искать другие площадки с доступной средой.
Ребята очень любят заниматься театром. То, что я занимаюсь инклюзивным театром – это, прежде всего, их желание. Импульс идет от них: от ребят, родителей. Им нравится приходить в театр, репетировать, общаться. Хотя они ходят и в другие кружки, но театр им подошел больше. Для меня нет разделения на драматический и инклюзивный театры — это в равной степени творчество, вдохновение. Я занимаюсь любимым делом.
Легко и серьезно
– В каких фестивалях вы еще участвовали?
– С театром «Маленький принц», признанным лучшим социальным проектом года Дальневосточного региона, мы участвовали в фестивале «Пасхальный дар» со спектаклем «Алгыс». А с постановкой «Маленький принц» А.Экзюпери в рамках проекта «Золотая маска» в городе» были на гастролях по российским городам. Два раза съездили в Москву по приглашению. Участвовали в Международном фестивале-смотре «WIR-MIR» в Берлине, куда нас пригласили по молодежному обмену.
На фестивале спектакль «Алеф. Начало» зрители смотрели с большим интересом. Он удивительно гармоничный, естественный, а дети-артисты играют воодушевленно, легко, при этом полностью раскрывается глубокая, серьезная тема. Но я знаю, что за этой легкостью стоит.
Я взяла тексты Борхеса и моего любимого поэта Рабиндраната Тагора. Борхес, конечно, очень сложный материал для детей, подростков, молодежи. Но некоторые наши ребята сами пишут стихи и очень хорошо чувствуют поэзию, музыку. Например, Милена ходит в театр с 6 лет, а сейчас ей 18 – уже взрослая и набралась опыта за все это время. Она поэтический текст чувствует и понимает очень хорошо.
Вера, надежда, любовь
– Как особенные дети играют на подмостках?
– У особенных детей прямое восприятие не только текста, но и замысла. На каком-то интуитивном уровне они зрят в корень. На таком пласте и построен наш спектакль. Чем сложнее автор, тем лучше дети чувствуют текст высокой художественной литературы. Хотя некоторые ребята не читают литературу из-за ментальных ограничений, но хороший текст действует на них сильно, они правильно улавливают суть. И рождается действо. Это происходит в репетиционном процессе.
Например, во время работы над спектаклем «Алгыс» дети сами предложили свои темы. По их рассказам, вопросам, проблемам повседневной жизни я составила маленькие этюды. Так был соткан спектакль. Это было тоже интересно. А в спектакле «Алеф. Начало» импульс действа идет от замысла, от текста литературы. На фестивале неожиданно очень хорошо раскрыли тему.
– Что вы хотели сказать этим спектаклем?
– Люди создают сложную жизнь. Кто-то философский трактат пишет, кто-то музыку, а кто-то занимается бизнесом или строит карьеру. Жизнь сложна, но в то же время соткана из простых вещей. Самые базовые — это вера, надежда, любовь, эти три вида основных энергий, из которых состоит наша жизнь. Пафосно звучит, но это так.
Борхес, Тагор пишут о самых глубинных, истинных пластах жизни. Чем гениальнее автор, тем проще и лаконичнее он пишет. Как у произведения Борхеса в маленькой точке Вселенной все, соприкасаясь, соединилось – вот это замысел. Такой парадокс: эти дети не могут выговорить одно слово, даже букву, но они могут создавать прекрасное на сцене. Я хотела каждого раскрыть на этом спектакле. Искала точки соприкосновения, где каждый мог себя выразить по своим возможностям.
Вместо послесловия
Я очень благодарна режиссеру Лене Ивановой-Гримм, детям театра «Алгыс», их родителям, родственникам, которые поддерживают и развивают своих детей театральным искусством, и заслуженной актрисе РС(Я) Ирине Никифоровой за особую радость, которую они нам подарили в дни фестиваля, и за мудрость, что учат нас ценить прекрасное, любить людей и жизнь.
Текст: театровед Надежда Осипова, фото: Александр Белов
This post was published on 09.10.2021 10:52