Тандем якутских художниц покоряет выставки и сердца учеников
Имена наших сегодняшних героинь – Людмилы Федоровой и Александры Неустроевой чаще всего упоминают вместе. Это творческий тандем, союз двух талантливых женщин, сложившийся в течение десятилетий. Их мастерство давно вышло за рамки профессиональной деятельности и радует не только самих художниц, а является уже достоянием общества.
Людмила Евдокимовна Федорова и Александра Анатольевна Неустроева – преподаватели Якутского художественного училища имени Петра Романова. Людмила Евдокимовна преподает технологию исполнения изделий, а Александра Анатольевна обучает художественному проектированию. В ювелирном искусстве они дополняют, направляют и вдохновляют друг друга – Александра создает эскизы, а Людмила воплощает их в жизнь. Кроме того, в последнее время они занимаются творческими проектами – являются их авторами, идейными вдохновителями и организаторами одновременно.
Прошедшим летом художницы участвовали в выставке «Галерея современного искусства» в Москве в составе творческой группы «Архетип». На выставке было представлено современное искусство Якутии. Группа «Архетип» выставила старинное пальто образца 18-го века, сшитое из подлинных вещей своих матерей и бабушек. В инсталляции были использованы металл, колокольчики, декоративное панно.
Художницы принимали участие в создании тотальной инсталляции в Центре культуры и современного искусства им. Юрия Гагарина к юбилею Алексея Кулаковского и, более того, являлись ее организаторами. Идея принадлежала Анастасии Кулаковской, правнучки Алексея Кулаковского – создать одну общую инсталляцию вместо сборной выставки.
Также, начиная с 2017-го года, девушки входят в Ассоциацию мастеров ледовых скульптур. Наравне с мужчинами, они создают ледовые скульптуры и успешно участвуют в конкурсах различного уровня. Более того, вместе с ювелирным домом «Киэргэ» девушки создали Ассоциацию «Ювелиры Арктики».
Свой путь
А сложился творческий союз на работе. Обе девушки устроились преподавателями в художественное училище в 2012-м году и постепенно подружились, стали единомышленницами. Но путь к творчеству у каждой из них – свой.
Людмила училась косторезному искусству в Намском педагогическом училище, затем закончила СВФУ по специальности «Технолог ювелирного дела».
– На самом деле я не собиралась стать ювелиром, профессия сама выбрала меня, – говорит Людмила Федорова. – В школе я очень любила биологию и химию, возможно, именно из-за учителя. Став ювелиром, пробовала работать на производстве, но раскрыться полностью, реализовать талант получилось именно в качестве преподавателя в художественном училище. Оказалось, что учить молодежь очень интересно, есть свобода творчества.
Людмила рассказала, что ее бабушка была хорошей швеёй, а братья мастерили. И, сама того не ведая, девушка выбрала путь творчества, поэтому считает, что генетическая предрасположенность к искусству – это не пустой звук.
Александра же рисует с детства и всегда знала, что будет художником. Она была так увлечена творчеством, что рисовала везде, даже во время уроков.
– А вот учителем быть я не мечтала, – признается Александра Анатольевна. – Но полюбила учить других в процессе. Закончила Якутское художественное училище, затем поступила в Санкт-Петербург в Институт прикладного искусства. Быть художником – моё призвание. Работая здесь, полностью могу реализовать свои возможности. Творить в паре очень интересно, мы дополняем друг друга как в творчестве, так и в педагогике.
Когда только начала работать ювелиром, Людмила сталкивалась с мнением, что это не женская профессия.
– За последние 10 лет мы обучили уже много девушек. Женщины-ювелиры были всегда, конечно, их было не так много, как мужчин. Работа эта очень увлекательная. Студенты наши заинтересованные, талантливые, ведь поступить к нам не так-то просто, абитуриенты проходят большой конкурс.
Идеи и проекты
Когда работаешь, идеи появляются сами, говорят они. Так, в 2021-м году работали с режиссером Любовью Борисовой. Для фильма «Не хороните меня без Ивана» изготовили украшения – нательник (бастына, илин кэбиhэр) по заказу Театра Олонхо. Это была реконструкция, оригинал самого украшения хранится в Германии. Над украшением под руководством своих преподавателей работали студенты художественного училища Айсен Местников и Николай Ушницкий. Такие проекты отрабатываются вместе с историками, к ним нужен научный подход. Например, реконструкцию седла по материалам раскопок саха-французской экспедиции проводили совместно с музеем Ярославского, где художникам помогал археолог Василий Попов.
В этом году в Сокровищнице Республики Саха (Якутия) организовали большую выставку «Ювелиры Арктики» при участии ювелирного дома «Киэргэ». Сейчас в Национальном художественном музее представлена выставка творческой группы «Архетип», где можно увидеть в числе других и работы наших героинь.
Также девушки выступили соавторами арт-объекта «ҺӨҔҮҤ», который установлен во дворе Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина. Эскиз арт-объекта они разработали втроём – Людмила Федорова, Александра Неустроева и Анна Саввина.
Учить – в радость
В мастерской царит творческая атмосфера: то и дело заходят и выходят студенты, задают вопросы, приходят на обучение люди других профессий.
– Это счастье – работать на любимой, интересной работе, – рассказывает Людмила. – Обучать талантливых, заинтересованных студентов очень увлекательно. А студенты у нас все талантливые, случайных людей здесь нет.
Наш ученик Стас Козаренко завоевал золотую медаль на Первых молодежных арктических Дельфийских играх. Ему было дано творческое задание – сделать изделие за 4 часа. Он смастерил знак Дельфийских игр с узорами и занял первое место. Это уже четвертая медаль на счету наших студентов на Дельфийских играх.
Преподаватели гордятся своими выпускниками – так, Степан Пахомов стал «Лучшим молодым кузнецом». Учился у самого Мандар Ууса, поступил в художественное училище, закончил успешно, сейчас работает самостоятельно, изготавливает якутские ножи.
Окончила Якутское художественное училище и студентка из Алтая Солоны Таханова, у которой мать и бабушка тоже мастерицы. Её родители отправили учиться в Якутию, считается, что ювелирное дело хорошо развито именно у нас. Дипломной работой Солоны была очень сложная реконструкция найденных на алтайских раскопках украшений принцессы Укока, относящихся к 3-му веку до нашей эры. Девушка таким образом не только изучала ювелирное искусство, но также и историю своего края, его искусства.
В ногу со временем
Ювелирное искусство – показатель развития народа, считают преподаватели.
– Чем больше ювелирное искусство развито, тем выше уровень развития нации, – говорит Людмила. – Поэтому стараемся идти в ногу со временем и продвигать талантливых мастеров. Мы работаем над тем, чтобы у нас были мастера со своим именем. В ювелирном доме «Киэргэ» работают наши ребята – Владимир Шадрин, Егор Кларов, Сандал Мордосов и другие. Многие наши ребята организуют свое дело.
Дизайн, прикладное искусство очень востребованы сейчас. Люди стали стремиться к индивидуальности, самовыражению, понимают разницу между массовой и авторской вещью, заказывают украшения по индивидуальному эскизу. И, наверное, из-за того, что время непростое, люди заказывают часто харысхалы (обереги). Интерес к ювелирному творчеству только растет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: