Там, где зимуют теплоходы. Репортаж из Жатайского затона

Там, где зимуют теплоходы. Репортаж из Жатайского затона

Читайте нас

В Жатайском затоне в самом разгаре выморозочные работы на судах. Нынешней зимой здесь на отстое более ста судов Ленского объединенного речного пароходства. Однако выморозка осуществляется только на 23-х – тех, которые подлежат неотложному ремонту в преддверии навигации-2023.

На днях пресс-служба ПАО «ЛОРП» организовала журналистский десант для освещения процесса выморозочных работ. Для речников процесс освобождения ото льда подводных частей судов стал рутинным, происходящим каждую зиму. Ну, а для журналистов это возможность отснять хорошие кадры и взять интервью у тружеников Речного флота, работающих в экстремальных условиях.

Майна как альтернатива доку

С утра прибываем в Жатайский затон, где с конца ноября кипит работа по выморозке подводных частей сухогрузов, буксиров, танкеров и барж. Справившись с одним углублением-майной впритык к корпусу судна, выморозчик берется за следующую. И так по кругу, добиваясь необходимой глубины. Ошибаться ему, как саперу, нельзя. Стоит переборщить, пробив дно майны, и в нее станет поступать вода. Придется потом вырубать лед по новой.

Так выглядит майна.

– Запланировано выморозить 23 судна: пять несамоходных и 18 самоходных, – рассказал заместитель директора Жатайского судоремонтного завода по флоту Николай Стенин. – Суть выморозочных работ заключается в постепенном освобождении участка корпуса и движительно-рулевого комплекса (ДРК) судна ото льда для приготовления к ремонту. Именно в зимнее время, во время отстоя, можно освободить корпус теплохода ото льда и произвести определенные работы. Например, это демонтаж частей ДРК – гребных винтов, рулевых перьев, гребных валов, для их последующего ремонта, а также сварка и покраска корпусов. Фактически выморозка заменяет подъем судна в корабельный док или на слип. Последнее неизбежно вызовет удорожание ремонта, а судно позже выйдет в навигацию.

Николай Стенин.

На сегодняшний день в выморозке задействовано 16 человек. График работ соблюдается. Выполнено порядка 40% от запланированного объема. Намереваемся закончить до 10 марта, чтобы осталось больше времени для судоремонтных работ.

И мама, и бабушка, и труженица

Несмотря на то, что выморозка – трудоемкий процесс, в бригаде более десяти лет работает женщина. И не просто женщина, а мама пятерых детей, бабушка пяти внуков Елена Генералова.

– Вообще на заводе я работаю машинистом крана, а выморозка для меня – подработка во время отпусков и отгулов, – говорит Елена Михайловна. – В зависимости от погодных условий на один буксир уходит больше времени, на танкеры – чуть меньше. Главные наши орудия производства – бензопила, кайло и лопата. Замены ручному труду на выморозке нет. Чтобы правильно выдолбить майну, необходимо знать, сколько льда намерзает в сутки, постоянно измерять его толщину и учитывать воздушные пузыри. Замеряем пробником толщину льда, оставляем 20 сантиметров, чтобы в майну не стала поступать вода, а остальное – срезаем.

Елена Генералова.

Да, я счастливая мама пятерых детей, и у меня уже пятеро внуков!   Старшим дочерям 26, 27 и 29 лет соответственно, младшей доченьке 4,5 годика. Сыну 16 лет. На Жатайском заводе работает один из моих зятьев. Правда, сейчас он воюет в зоне специальной военной операции.

На вопрос, имеется ли возможность погреться в течение дня, Елена утвердительно кивнула и показала на зеленый балок с дымящейся трубой.

– У нас порой бензопилы замерзают, а мы  во время работы согреваемся, – смеется собеседница. – Характер работы такой, что не замерзнешь даже в минус 50-55. Конечно, я не враг своему здоровью и тепло одеваюсь. Мне нравится физический труд, уже не могу без него обходиться. Кроме того, многому здесь научилась, например, ремонтировать бензопилы. Починить что-нибудь дома для меня не проблема.

Вот такая удивительная женщина Елена Генералова. Настоящий герой труда!

Главный помощник – мороз

55-летний Александр Столяров в период навигации является капитаном буксиров «Механик Курчатов» и «ОТ-2046». Зимой же он – караванный капитан, отвечающий за отстой судов, а также координирующий работы бригад выморозчиков.

Александр Столяров.

– Зимой работаю по обмеру майн, замеряю толщину льда и подсказываю ребятам, где можно работать, где нельзя и сколько льда убрать, – поясняет Александр Вячеславович. – Сам я работаю на выморозке с 18 лет, поэтому процесс изучил досконально. В нашем деле главный помощник – мороз. Для выморозки самая лучшая погода, когда ниже минус 40 по Цельсию. Низкие температуры держат толщину льда на реке относительно одинаковой. Если убрать слой льда, сделать его тоньше, он снова нарастает. Нарастает лед вниз, в сторону дна реки. Таким образом, постепенно, снимая слой за слоем, можно выморозить глубокую яму-майну. Например, для теплохода типа «СК» необходимо сначала делать майны на глубину 1,5-1,7 метра, а затем, по мере намораживания, выбирать лед из майны слоями по 20 сантиметров.

Сухогруз «СК-2034». Под кормой сразу несколько майн.

По словам караванного капитана, за сезон с конца ноября по начало марта опытный выморозчик может вызволить изо льда несколько судов. Работу выполняют бригады плюс специалисты по ремонту бензопил, заточке цепей и кузнецы, которые правят кайла. С работниками, инструментом и ГСМ проблем нет. Есть даже люди не из штата ЖСРЗ или ЛОРПа, которые поначалу воспринимали выморозку как заработок, а теперь для них это – образ жизни.

В новом ремонтном цехе ЖСРЗ

Из Жатайского затона перебираемся в ремонтно-механический цех завода, где реставрируются снятые с судов агрегаты и механизмы. Двигатели, гребные валы и винты, шатуны и многое другое. Все это надо успеть отремонтировать и поставить на место до оттепели, когда майны начнет заливать водой.

Гребные валы буксира «Владимир Ягнышев» на реставрации.

– В этом сезоне ремонт начался как обычно, 10 октября, – рассказал директор ЖСРЗ Александр Азаров. – Процесс идет по графику. Недавно переехали вот в это новое здание цеха. В июне запустим в эксплуатацию еще один цех. В связи со строительством Жатайской судоверфи мы отдаем старые объекты под снос и строим новые.

Александр Азаров.

Флот ЛОРПа зимует не только в Жатайском затоне, но и еще в 15 пунктах отстоя по всей республике.  Всего в текущий межнавигационный период необходимо провести выморозочные работы на 129 судах по всем подразделениям пароходства. При этом будет извлечено около девяти тысяч кубометров льда.  К предстоящей навигации необходимо отремонтировать и привести в готовность 302 единицы флота.

Кроме того, у нас на модернизации находятся три судна. Завершается постройка нового судна «Евгений Чистяков». Также в планах – завершение работ по оснащению вторым дном танкера «Владислав Шамшин» и теплохода «Механик Главинский».

P.S. В этом году Жатайский судоремонтный завод отметит 80 лет со дня образования. Несомненно, что в преддверии такого солидного юбилея коллектив завода будет последовательно претворять свои производственные планы в жизнь!

Фото автора.

+1
26
+1
0
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 апреля
  • -0°
  • Ощущается: -2°Влажность: 29% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: