Репортаж с авиационно-технических баз в Якутске и Магане
Ангар №1 способен вместить три самолета. Фото Алексея Рудых.
Полёт воздушного судна начинается на земле. Поэтому каждая уважающая себя авиакомпания имеет свою авиационно-техническую базу (АТБ) с квалифицированным персоналом. Здесь самолёты и вертолёты ремонтируются, обслуживаются и готовятся к рейсам тщательно, чтобы минимизировать вероятность возникновения авиапроисшествий.
На днях журналисту «Якутия-Daily» довелось побывать сразу на двух авиационно-технических базах компании «Полярные авиалинии» – на аэродромах Якутска и Магана.
Получив разовый пропуск и разрешение на фотосъемку, мы с пресс-секретарем компании Станиславом Платоновым проходим досмотр на КПП. Здесь все строго, как и при посадке на рейс: никаких запрещенных предметов проносить нельзя. Далее садимся в служебный микроавтобус, который доставляет нас к огромному ангару. На момент нашего визита здесь стояло на ремонте два самолета.
В ангаре №1 каждый своё дело знает
– Ангар №1 может одновременно вмещать три самолета Ан-24 или Ан-26 либо три судна «Бомбардье», схожих по габаритам, – поясняет встретивший нас Игорь Васин, начальник Якутского цеха технического обслуживания самолетов АК «Полярные авиалинии». – В смене одновременно работает десять человек. Каждый из них знает свое дело. Смена работает по 12 часов в сутки по графику «два через два».
Ранее ангар принадлежал авиакомпании «Якутия», и нам приходилось его арендовать и даже выполнять обслуживание судов на улице, в жару и в стужу. Однако два года назад «Полярные авиалинии» ангар полностью выкупили. Теперь инженерный и технический персонал трудится в комфортных условиях.
Альберт Артемьев – начальник участка трудоемких регламентных работ Якутского цеха техобслуживания самолетов АК «Полярные авиалинии».
– Наш участок занимается регламентными работами на самолетах Ан-24 и Ан-26, – рассказал Альберт Афанасьевич. – Мы работаем по продлению ресурса планеров воздушных судов, меняем двигатели, воздушные винты и другие агрегаты. На каждом этапе у нас строгий контроль, все оформляется и документируется. Регламентные работы мы выполняем каждые пятьсот часов налета самолета. После каждых 26 тысяч часов налета судно необходимо отправлять на капитальный ремонт.
Персонал на нашем участке состоит из специалистов по авиационным приборам, электрике, обслуживанию планеров и двигателей. Кроме того, у нас трудятся слесари различного профиля, маляры и мойщики.
Сам я работаю в авиации 30 лет, в свое время окончил Егорьевское авиационно-техническое училище и Московский технический университет гражданской авиации по специальности «Авиаинженер». Являюсь ветераном авиации республики.
На борту зондировщика
На территории столичного аэродрома Игорь Васин продемонстрировал готовность самолета-зондировщика Ан-26 «Атмосфера» к выполнению заданий в лесопожарный сезон.
– Этот самолет-грузовик переоборудован под комплекс «Атмосфера» для искусственного вызывания осадков, – рассказал Игорь Владимирович. – Переоборудовался самолет в Иваново по распоряжению Главы Якутии Айсена Николаева. Можно сказать, что оборудование для искусственного вызывания осадков впервые в России установлено на самолет гражданской авиации.
Эксплуатируется судно в Якутии в таком качестве третий год. Снизу на фюзеляже установлены четыре пилона для размещения зарядов. Емкость каждого пилона 50 выстрелов. Двести зарядов вполне хватает на два-три вылета. Заряжание пилонов осуществляют операторы ЦАО (Центральной аэрологической обсерватории). Они же производят сканирование облаков и рекомендуют пилотам маршрут полета. Также на фюзеляже установлены датчики влажности. Информация с них поступает на пульт управления комплекса «Атмосфера».
Ан-26 может летать во все уголки республики. Для взлета и посадки ему не требуется бетонное покрытие взлетно-посадочной полосы – достаточно грунтового.
Игорь Васин родом из Омска. Приехал в Якутию работать авиатехником в 2004 году по распределению после окончания Омского летно-технического колледжа, да так и остался в республике насовсем. Теперь для него Якутия – вторая родина. Здесь семья, дом и любимая работа.
«Атмосфере» – опытные экипажи
В 2024 году был выполнен рекордный объем работ по патрулированию и тушению лесных пожаров с налётом 2 821 час. Так, самолет-зондировщик Ан-26 «Атмосфера» выполнил 27 вылетов на территориях Мирнинского, Нерюнгринского, Олекминского, Верхоянского, Среднеколымского и Абыйского районов.
По словам Михаила Николаева, командира 1-й авиаэскадрильи «Полярных авиалиний», на сегодня к полетам на судне «Атмосфера» допущено четыре экипажа. К рейсам они готовы по первому сигналу.
– К таким специфическим видам полетов, где необходимо вплотную подходить к облакам, подбираются наиболее опытные экипажи, – пояснил Михаил Прокопьевич. – В плане управления самолет ничем не отличается от своих собратьев, тем не менее, полет проходит в нестандартных условиях. Сам я получил допуск одним из первых после стажировки в компании «ИрАэро». Сейчас подготовка летного состава проводится на базе нашей авиакомпании. В экипаже Ан-26 «Атмосфера» пять человек плюс два оператора из ЦАО, метеоролог и техник.
Маганский цех работает 24/7
Помимо Якутского аэропорта, места базирования «Полярных авиалиний» – аэропорты Магана, Батагая, Зырянки, Тикси, Среднеколымска и Нюрбы. В летнее время, когда наступает пора полетов по линии лесоохраны, дополнительные базы расположены в Вилюйске и Сангаре.
Закономерно, что большая часть парка малой авиации компании базируется в Магане. Поселок относится к пригороду столицы республики, здесь имеется хорошая материально-техническая база, а зимой практически не бывает туманов.
По словам Павла Кашина, начальника Маганского цеха технического обслуживания АК «Полярные авиалинии», основной фронт работы персонала цеха – оперативное и периодическое техобслуживание закрепленных воздушных судов.
– Оперативное обслуживание подразумевает подготовку судна к вылету и его встречу на аэродроме, – говорит Павел Валерьевич. – Периодическое включает в себя регламентные работы, которые необходимо производить через определенное время: 50 часов, 100 часов и т.д. Например, у самолета Ан-2 периодическое обслуживание осуществляется через каждые 100, 400 и 800 часов эксплуатации в небе. Формы включают в себя работы по планеру, двигателю, системам энергоснабжения, радионавигационному оборудованию и многому другому.
В штате нашего цеха 88 человек, преимущественно авиатехники и авиаинженеры. Посменно работаем круглосуточно, поскольку санзадания, а также задания по линии МЧС, Службы спасения и Авиалесоохраны поступают регулярно.
За цехом закреплены порядка 30 воздушных судов, включая пять самолетов Ан-2, шесть Ан-3, один «Пилатус», четыре L-410, а также 12 вертолетов Ми-8 различных модификаций. В связи с западными санкциями чешские самолеты L-410 вынужденно простаивают. К ним нет необходимых запчастей, и двигатели практически выработали свой ресурс. В то же время экипажи L-410 без дела не остались, а переучились на другие воздушные суда. Что касается отечественной техники, то с наличием запчастей для нее таких проблем нет. Разве что увеличились сроки поставки запчастей.
«Человек труда» Нечаев
Юрий Нечаев работает в авиации без малого полвека, с 1976 года. Именно в этот год он пришел в Маганский авиаотряд авиатехником после окончания Омского летно-технического училища. Затем учился в Киевском институте инженеров гражданской авиации. В настоящее время Юрий Федорович – инженер смены по авиационному и радиоэлектронному оборудованию в Маганском цехе. «Высококлассный специалист» – так отзываются о нём коллеги. За время трудовой деятельности он получил допуски на самостоятельное техобслуживание самолетов Ан-2, Ан-3, Л-410, Ан-24, Ан-26, а также вертолетов Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТВ.
Многие годы Юрий Федорович передает свой опыт и знания молодым специалистам. При непосредственном участии инженера и его воспитанников обеспечена круглосуточная исправность воздушных судов для выполнения срочных санитарных рейсов, а также рейсов по тушению лесных пожаров. Он является ветераном авиации Якутии, Почетным работником гражданской авиации, лауреатом премии имени В.И. Кузьмина. В 2023 году Юрий Нечаев стал одним из первых номинантов премии Главы Якутии «Человек труда».
Бортмеханик Подзоров
Руслан Подзоров трудится в «Полярных авиалиниях» с 2007 года. Окончив Кирсановский авиационно-технический колледж по специальности авиатехник, 11 лет работал на земле по обслуживанию воздушных судов, а затем в 2018 году переучился на бортмеханика вертолета Ми-8. На Маганском аэродроме он вместе с авиатехниками готовил винтокрылую машину к очередному вылету.
– Работа у вертолетчиков напряженная и зимой, и летом, – поделился Руслан Вадимович. – Зимой дело осложняют туманы и морозы, летом – дым от пожаров, сильные ветры, низкая облачность и грозы. Вертолеты допускаются к полету при температуре до плюс 50 и до минус 50 градусов по Цельсию. Зимой особые требования к авиатопливу, для этого необходимы определенные присадки, чтобы оно не замерзало. Аналогичные требования по допуску и к авиамаслам. Словом, работа у нас ответственная, но интересная!
Обновленный авиапарк
Несмотря на сложные времена, «Полярные авиалинии» поддерживают свой авиапарк в надлежащем состоянии и даже периодически обновляют его. Относительно недавно парк пополнился семью новенькими белыми вертолетами Ми-8МТВ-1 производства Казанского вертолетного завода. На момент нашего визита на авиационно-техническую базу Магана в ангаре на обслуживании стоял один из них, 2022 года выпуска.
– На сегодня этот вертолет налетал 900 часов, так что, можно сказать, он еще и не жил, – сказал Павел Кашин. – Средний налет вертолета за год в компании 500-600 часов. По большей части новые вертолеты применяются на санзаданиях, поэтому в них установлены медицинские модули. Кроме того, Ми-8МТВ-1 оборудованы дополнительными топливными баками для увеличения дальности полетов, что очень актуально для нашей республики с ее необъятными территориями.
This post was published on 21.05.2025 14:29
С 21 мая в регионе начнется поэтапное завершение отопительного сезона, сообщил министр ЖКХ и энергетики…
В течение года на повышение надежности теплоснабжения Жиганска выделят весьма приличную сумму в 66 миллионов…
В течение трёх дней, с 16 по 18 мая, 50 молодежных активистов приехали в Горный…
На территории, прилегающей к возводимому в столице культурному кластеру, начались работы по благоустройству. На площади,…
Найдено тело пропавшего 3 мая пожилого мужчины в Сунтарском районе. Труп лежал в заброшенном доме…
В течение прошедшей недели сотрудники опорных пунктов Якутии в зоне СВО совершили 15 выездов и…