X

Такая разная доступная среда: Один день из жизни колясочника в Якутске

Сегодня с высоких трибун и в многочисленных отчетах властей немало говорится о том, как много делается для обеспечения беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями. Мы решили проверить, как на самом деле обстоят дела с решением этой важной социальной проблемы, и отправились в рейд.

Нас интересовало не только наличие пандусов или подъемников, но и возможность свободного передвижения инвалидов-колясочников внутри зданий. Нам согласились помочь инвалид I группы Дьулустан Захаров и Служба перевозки маломобильных граждан.

Никакая «Перспектива»

Ровно в 9 утра подъезжаем к многоквартирному дому по ул. Строителей, 12, где живет Дьулустан Захаров. Сразу отмечу, Служба перевозки маломобильных граждан выделила нам одну из четырех своих машин, которые предназначены именно для транспортировки инвалидов-колясочников, лежачих больных, диализников. Благодаря водителю Анатолию Дмитриеву и сотруднику службы Дмитрию Плотникову наш рейд прошел очень динамично.

Но прежде немного о Дьулустане Захарове. Ему 29 лет, учился в Чурапчинской республиканской спортивной средней школе-интернате олимпийского резерва, где профессионально занимался акробатикой. В 2009 году после окончания школы ребята поехали на сборы, во время которых 17-летний паренек и получил тяжелейшую травму, после чего стал инвалидом-колясочником.

Но Дьулустан не из тех, кто опускает руки: в 2016 году после окончания Чурапчинского института физкультуры и спорта поступил в магистратуру СВФУ по направлению «Адаптивная физическая культура», которую окончил с красным дипломом. Сейчас работает инструктором-методистом в Республиканском центре адаптивной физической культуры и спорта.

Живет Дьулустан в многоквартирном доме, введенном в конце прошлого года. Все бы ничего, но до сих пор не работает подъемник, который должен поднимать инвалида-колясочника до двери подъезда. Приходится родителям Дьулустана самим тащить тяжелую коляску с сыном по высоченной лестнице.

– Несколько раз обращался в ООО УК «Перспектива», писал письма. В марте сотрудники управляющей компании обещали, что скоро подключат. Потом выяснилось, что есть проблемы по требованиям безопасности. А сейчас они вообще игнорируют мои обращения. На дворе октябрь, а подъемник так и не заработал, поэтому я самостоятельно не могу выйти из дома, – говорит Дьулустан.

(Надеемся, руководство ООО УК «Перспектива» прочитает этот материал и наконец-то выполнит обещанное обязательство)

Столичный Медцентр: все не так

Самыми посещаемыми объектами для лиц с ограниченными возможностями здоровья, конечно же, являются поликлиники города. Для рейда мы выбрали Медцентр г. Якутска.

Дьулустан проверил удобство пандуса, в самом здании – доступность регистратуры, кабинетов, проехался в лифте. Также с помощью сопровождающего Дмитрия попробовал заехать в уборную медучреждения. После чего дал свое заключение:

– Начну с пандуса: градус наклона удобный для инвалида-колясочника, но здесь нет поручней, за которые можно держаться, есть только ограждение. К тому же пандус слишком широкий.

Думаю, в большинстве случаев колясочник не сможет самостоятельно подняться по нему – обязательно нужен будет помощник. Если бы здесь были поручни и пандус был поуже, тогда да, можно подняться.

Входная группа, лифты удобные, можно попасть и в кабинеты врачей. Но, оказывается, в поликлинике нет специально оборудованного для колясочников туалета. Есть только общий, где к раковине еще можно подъехать и помыть руки, а попасть в саму кабинку на коляске невозможно.

Удобный Общественный центр

Поскольку Дьулустан активный общественник, с 2018 года является волонтером Благотворительного фонда «Харысхал», мы решили посетить Общественный центр РС (Я).

– Здесь я часто бываю, – говорит он, пока мы поднимаемся в лифте на 4 этаж. – Провожу «Уроки доброты» для школьников, рассказываю, что есть люди с ограниченными возможностями, об их интересах, увлечениях. Дети очень внимательно слушают, задают вопросы. Надеюсь, мои уроки научат их доброте, сочувствию, помогут понять чужую боль…

Общественный центр очень удобен для инвалидов-колясочников – начиная от пандуса, заканчивая специально оборудованным туалетом.

– Здесь можно свободно перемещаться по всему зданию, – говорит Дьулустан. – Те же ступеньки на входе можно преодолеть, включив внутренний подъемник. Он хорошо работает, а пользоваться можно и без помощи сопровождающего.

«Полтинник»: инструкторы вместо лифта

Вся жизнь Дьулустана связана со спортом. Несмотря на полученную травму, он все равно выбрал профессию, связанную с физической культурой.

Сейчас молодой человек активно тренируется, посещает тренажерный зал, участвует в соревнованиях по настольному теннису, бегу на коляске и других. Поэтому мы не могли не проверить какой-нибудь спортивный объект.

Заезжаем в спорткомплекс «50 лет Победы». Дьулустан смог подняться по пандусу и въехать на первый этаж. Однако, чтобы попасть в спортзал, надо преодолеть еще несколько ступенек…

Подошедшая к нам старший инструктор Изамира Николаева разъяснила ситуацию:

– Лифт в нашем здании не предусмотрен, но у нас есть мобильный подъемник, благодаря которому можно поднять колясочника по лестнице. Вообще, если у нас намечается мероприятие с участием инвалидов, мы обычно берем еще один подъемник у «Самородка». Но даже если к нам без предупреждения приезжает колясочник, то у нас всегда дежурят инструкторы, которые помогут ему подняться на любой этаж.

Пока мы разговаривали, из подсобки уже вытащили лестницаход для транспортировки Дьулустана. Но оказалось, что его коляска не подходит для этого мобильного устройства. Тем не менее Дьулустану помогли подняться в спорт-зал, где он с удовольствием покидал мяч в корзину.

– Пандус здесь очень удобный, – оценивает Дьулустан. – У него низкий градус подъема, сетчатое покрытие, где не собирается вода и не образуется лед. К сожалению, в здании нет лифта, а ведь именно на 3 этаже находится тренажерный зал. Раздевалки достаточно просторные, есть душ и специально оборудованный для инвалидов туалет.

Отличные «Мои Документы»   

Следующая остановка в центральном офисе центра «Мои Документы», что на улице Аммосова, 18.

Сразу отмечаем: благодаря установленным у пандуса желтым бетонным полусферам машины больше не загораживают проезд для инвалидов-колясочников.

– Где-то с месяц назад эти полусферы по всему городу установил Михаил Неустроев, который выиграл тендер, – говорит Дьулустан. – Ведь бывает так, что хозяева машин, по незнанию, загораживают пандус, ставят машину впритык к нему, поэтому человеку на коляске уже невозможно проехать. К счастью, здесь установлена кнопка вызова, и колясочник может вызвать сотрудников офиса, которые ему помогут.

Попав внутрь офиса, Дьулустан берет талон и по вызову едет к окошку, предназначенному для инвалидов-колясочников. Как сказала главный специалист центра «Мои Документы» Мария Белова, к ним нередко приходят старики, порой с тросточками, которым подняться наверх по лестнице очень трудно. Для таких случаев в офисе имеется коляска, и сотрудники помогают пожилым людям.

– Хотя с 4 октября наши офисы работают только по предварительной записи, но лиц с ограниченными возможностями мы всегда обслуживаем без очереди, – отметила она.

Дьулустан оценил сам офис и обслуживание на «отлично». По его мнению, очень удобен крытый пандус данного офиса, поэтому и в дождь, и в снег он будет оставаться сухим. Также здесь установлены знаки для инвалидов по зрению, есть удобное окошко для колясочников плюс специально оборудованные для них туалеты.

Смертельный номер в Бизнес-центре

Двигаемся дальше. Подъезжаем к Бизнес-центру на Кирова, где проверили два объекта. Дьулустан нажал на кнопку вызова подъемника. Ждали довольно долго, но на звонок никто из охраны не вышел. Пришлось зайти самим для выяснения ситуации.

На пункте охраны два сотрудника. Один из них, оказывается, одевался, чтобы включить подъемник. Другой выразил недовольство, что мы «свалились, как снег на голову».

Таким образом, мы наконец-то выходим к подъемнику. Иван (фамилию он не захотел называть) пытается включить ручное управление, но оно не работает. Пока охранник бегал туда-сюда, мне показалось, что Дьулустан подмерз. Ждали довольно долго.

В конечном итоге, механизм включился, и подъемник заработал. Коляска с Дьулустаном поднимается так, что я бы назвала «смертельным номером». Ладно при движении вверх, а вот когда надо было спуститься обратно, то мы не на шутку испугались. Ведь у подъемника совсем нет ограждения, к тому же пол у него наклонный, поэтому колясочнику надо очень крепко держаться за вертикальные поручни, чтобы не свалиться вниз.

– Да, подъемник небезопасный, – согласился Дьулустан, – если слабо держаться или коляска вдруг начнет скользить, может случиться непоправимое, ведь высота здесь очень приличная! Надеюсь, администрация Бизнес-центра обратит на это внимание. А внутри здания проезд для колясочника свободный, лифт просторный. Можно свободно посетить и аптеку.

Кстати, добавлю о подъемниках, а вы знаете, что зимой, начиная с минус 35 градусов, подъемники в Якутии не работают? У них мотор замерзает. Так что в декабре, январе, феврале мы, колясочники, никуда выйти не можем.

В «Азии» все-таки лучше!

Посетили мы и кинотеатр «Синема».

– Предпочитаю ходить в кино в ТЦ «Азия». По части доступности там все сделано по высшему классу. Но бывает и в «Лену» приезжаю, там работники с опытом и для колясочника открывают специальный вход.

Дьулустан удивился, что в «Синема» появился подъемник. На наш звонок вскоре вышел работник кинотеатра и привел его в действие. Поскольку наш рейд проходил после 20 октября, контролер попросила нас предъявить QR-код, только после этого мы смогли пройти внутрь кинотеатра. В синем и красном залах шли сеансы, зеленый был на техническом ремонте.

– Здесь есть специально отведенные места для колясочников, – говорит Дьулустан. – Наконец-то установили подъемник. Причем очень хороший. По сравнению с Бизнес-центром у него есть ограждение, подъем плавный. Жаль, конечно, что туалет здесь неприспособленный, но руки помыть можно.

Недоступный ВТБ

Следующим объектом нашего рейда стал банк ВТБ. У высоченного многоступенчатого крыльца мы не нашли ни кнопки вызова, ни пандуса, ни хоть какого-нибудь захудалого подъемника. Все это делает банк практически недоступным для инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан.

На наши вопросы сотрудники расплывчато ответили, что «все это в процессе ремонта». Однако согласились помочь поднять инвалида-колясочника в здание банка. Вышли дюжие молодцы в масках и даже, будучи вчетвером, они с трудом подняли по лестнице коляску с Дьулустаном…

Как раз в то время, когда мы только подъехали к офису, по лестнице, держа в руках коляску с ребенком, осторожно спускалась молодая женщина. Наш водитель Анатолий поспешил ей помочь. Оказывается, Валерия – клиент этого банка. «Очень неудобно, что здесь нет пандуса. Каждый раз вот так мучаемся», – говорит она. Комментарии, как говорится, излишни…

Благожелательная «Пушкинка»

А доступна ли для инвалида-колясочника библиотека? Переезжаем через дорогу в Национальную библиотеку РС (Я).

Женщина-охранник, узнав о цели нашего визита, тут же позвонила дежурным. Сотрудник библиотеки Айталина Егорова включила лифт и подняла Дьулустана на второй этаж.

Дежурная библиотекарь Лера Гоголева рассказала, что инвалид-колясочник может расположиться в читальном зале периодики, что на втором этаже. Сотрудники библиотеки принесут все необходимые ему книги, в том числе и из абонемента с 3 этажа.

Подытоживая визит в библиотеку, Дьулустан отметил отличный пандус, сделанный строго в рамках стандарта, удобство в передвижении в пределах второго этажа, наличие специализированной уборной для маломобильных граждан.

Невозможный «Крестьянский»

Визит на Крестьянский рынок был очень кратким, поскольку Дьулустан смог подняться только на первый этаж, и то благодаря сопровождающему, ведь угол пандуса был очень высоким.

Из-за отсутствия лифта подъем на второй и третий этажи был невозможен для колясочника. А ведь именно там продается мясная, молочная, рыбная продукция местных производителей, за которой, собственно говоря, и приходят на Крестьянский рынок. Так что администрации надо сделать выводы…

Ураса Молл – замечаний ноль

Последним нашим объектом стал торговый центр Ураса Молл на Портовской. Дьулустан даже не успел нажать на кнопку вызова – сотрудники сами вышли и предложили помощь.

Как сказал заместитель директора по безопасности Николай Жирков, специализированную машину он увидел по камерам видеонаблюдения. «Мы всегда выходим и помогаем пожилым, инвалидам. Если необходимо, приносим и мобильное устройство для поднятия», – говорит Николай.

Таким образом, Дьулустану помогли подняться до первого этажа, а на 2 и 3 этажи он проехал с помощью лифта. Обойдя все здание, Дьулустан даже комментировать ничего не стал – ведь если среда комфортна и доступна для маломобильных граждан, значит, задача выполнена…

Рейд завершен. Объехав порядка десяти объектов, мы убедились, что, действительно, в нашем городе делается многое для того, чтобы облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить им доступную среду, а значит, дать самостоятельность и свободу. Конечно, до совершенства еще очень далеко, поэтому нужно продолжать начатое…

Благодарим за подготовку репортажа Службу перевозки маломобильных граждан. Она была создана в 2016 году Алексеем Яковлевым, который сам по профессии – медик. Начинали с обычного УАЗика, а сейчас автопарк насчитывает четыре специализированных такси, которые куплены в кредит. В день обслуживают до 20 человек, в основном, это колясочники, лежачие больные, пожилые люди, пациенты, выписывающиеся из травматологии, и др. Лежачих больных транспортируют на медицинских каталках. Минимальный тариф – от 200 руб. инвалидам 1-2 групп. Заказы принимают по телефонам: 8914717401, 8924262401.

+1
18
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0

This post was published on 30.10.2021 13:02

Related Post