Он виртуозно играет на гармошке, прекрасно понимает по-якутски, увлекается настольным теннисом – это все об активисте общественной организации «Татарский культурный центр «Туган Як» РС (Я)», почетном работнике Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского, обладателе номинации «Носители и хранители народной культуры» Тахире Хуснутдинове. Сегодня он наш гость.
Юбилейный, федеральный
– Тахир Хасанович, мы знаем, что сейчас ваш центр активно готовится к проведению масштабного мероприятия – XXV Федерального Сабантуя, который впервые пройдет в Якутии. Как вы восприняли эту новость?
– Конечно, это большое событие. Вообще надо отметить, что проведение Федерального Сабантуя – это результат деятельности всех татар, проживающих на территории Якутии. История возникновения нашей общественной организации началась в 1991 году, когда в Якутске была создана татаро-башкирская община «Якташ». Кстати, первый Сабантуй в Якутии был организован по инициативе первого председателя общины Салима Сензибарова в Парке культуры и отдыха.
К идее проведения татарского национального праздника на федеральном уровне приложили усилия многие мои земляки. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность руководству обеих республик за понимание и помощь в решении этого вопроса. Наконец-то мы дождались этого события: вышло Распоряжение Главы РС (Я) Айсена Николаева от 11 октября 1924 года «Об организации проведения Федерального Сабантуя в Республике Саха (Якутия) в 2025 году». Поэтому сейчас создан оргкомитет под председательством зампреда правительства Сергея Местникова, принят проект плана мероприятий праздника.
Якутию 17 сентября с рабочим визитом посетил вице-премьер Республики Татарстан, председатель Национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев. Во время его визита и были определены место и дата проведения Федерального Сабантуя – местность Орто-Дойду Хангаласского улуса, 13-14 июня 2025 года.
– Какие мероприятия пройдут в рамках этого праздника?
– Пока есть только проект Плана мероприятий. В течение двух дней проведения Сабантуя пройдет множество мероприятий – это встречи, «круглые столы» с участием представителей делегации Республики Татарстан. Гости посетят Казанский сквер, пройдут Всероссийские соревнования по татарской борьбе корэш, гала-концерт мастеров искусств Якутии и Татарстана, спектакль Буинского государственного драмтеатра, экскурсии, презентации, книжные выставки, посвященные празднику, а также будут организованы конные скачки.
Конечно, организация Федерального Сабантуя в Якутии накладывает на нашу общественную организацию большую ответственность. Предстоит многогранная организационная работа, ведь на праздник приедет много гостей как из республики, так и из других регионов страны.
Праздник плуга
– Из каких улусов республики приедут на Сабантуй ваши земляки?
Ещё со времён царской России татары проживали на Олёкме и в Амге. В настоящее время моих земляков можно встретить везде, но, в основном, они живут в Мирнинском, Алданском, Нерюнгринском, Олекминском и Амгинском улусах. Мы уже письма всем общинам в районы разослали, они отправят на Сабантуй своих представителей.
– В целом, что символизирует этот национальный татарский праздник?
– Само слово «сабантуй» состоит из двух частей: «сабан» — это плуг, т.е. это олицетворение весны, пробуждение природы, а «туй» переводится как праздник, пир. И получается, что это «праздник плуга». Этот национальный праздник наступал после окончания посевных работ. У него нет точной календарной даты – все зависит от погодных условий, степени таяния снега, готовности почвы к посеву яровых культур. Как только заканчивались посевные работы, татары праздновали Сабантуй. И везде в Татарстане его празднуют, но особенно колоритно он проходит в деревнях.
Вначале Сабантуй идет в аулах, потом в районных центрах, а затем уже в столице – в Казани. Но, кроме этого, Сабантуй организуют по регионам. Каждый город, где живут татары, проводит этот национальный праздник. А Федеральный Сабантуй – это уже новый формат, который ведет отсчет с 2000 года. Так что в Якутске пройдет юбилейный праздник. Лично я участвовал в шести федеральных сабантуях, которые проводились в Тюмени, Чебоксарах, Новосибирске, Владивостоке и других городах.
Диплом с отличием
– Тахир Хасанович, мы знаем, что вы – старейшина татарской общины. Расскажите о себе, когда приехали в Якутию, где работали?
– Родился я 19 марта 1952 года в городе Троицк Челябинской области. У маминых родителей было десять детей, татарские семьи традиционно являлись многодетными. Мамина сестра Анна Александровна Багаутдинова после окончания сельхозтехникума в 1957 году была направлена на работу в Якутию – в село Ежанцы Усть-Майского улуса. Работала и там вышла замуж за местного парня-эвенка Дмитрия Дмитриевича Прокопьева, который работал директором клуба. У них родились двое сыновей.
А в 1959 году в Ежанцы переехали и мы с мамой – жили с семьей тети. Именно там я и пошел в первый класс Ежанской школы и… заговорил по-якутски. Потому что все мои одноклассники были саха и эвенки. Конечно, поначалу было тяжело, а потом сдружился с ребятами и уже стал хорошо говорить по-якутски. Мое знание якутского идет оттуда, из детства. Поэтому я сейчас понимаю, когда говорят на якутском.
Через год мы переехали в Эльдикан, и меня отдали уже в класс с русским языком обучения. Помню, сижу на уроках и ничего не понимаю по-русски – я же был сахаязычным. В общем, вскоре маму вызвали в школу и сказали, что ее сыну теперь надо переучиваться – предложили ей вновь отдать меня в первый, но уже русскоязычный класс. Так я опять оказался в первом классе. Но зато стал отличником учебы! (смеется).
А потом родители (к тому времени мама вышла замуж) поехали осваивать Мирный, Айхал. Потом мы жили в Тикси, Нюрбе, а в 1964 году приехали в Якутск. В 1970 году я закончил среднюю школу №10. Сразу пошел на производство – работал тискальщиком в Якутской республиканской типографии им. Ю.А. Гагарина. А осенью того же года меня призвали в армию. Закончив школу младших авиаспециалистов в Приморском крае, был направлен для дальнейшей службы в поселок Чугуевка начальником УКВ радиостанций. После армии вернулся работать в наборный цех типографии, потом трудился слесарем по КИПиА в квартальной котельной Якутского филиала СО АН СССР.
Поступить в университет мне посоветовала тетя Анна Александровна. В то время в Якутске ее хорошо знали – она была заведующей ЗАГС, позже работала в горисполкоме. Так, по ее совету в 1974 году я поступил на горное отделение ИТФ ЯГУ. Учился хорошо, во время учебы был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу» и удостоен Ленинской стипендии.
В 1979 году я закончил ЯГУ с отличием, и меня генеральный директор «Якутзолото» Тарас Гаврильевич Десяткин, как лучшего выпускника, направил на строительство Депутатского ГОКа. Поскольку специальность называлась «Технология и комплексная механизация подземной разработки рудных месторождений», мы могли работать как на россыпных месторождениях, так и на открытых или подземных горных выработках. Я работал в системе Депутатского ГОКа сначала горным мастером, потом начальником горно-капитальных и буровзрывных работ карьера «Мамонт», диспетчером ГОКа. Мой горный стаж составляет 15 лет, из них 5 лет на открытых горных работах и 10 лет – под землей. Позже я работал в Усть-Янском райкоме партии, избирался председателем Депутатского поселкового Совета народных депутатов.
Семью создал в 1979 году, супруга Флида Задаевна работала на строительстве ДГОКа крановщицей. У нас двое детей – сын Наиль и дочь Зухра, которая подарила нам двух замечательных внуков Владика и Мирославу. Сейчас хоть и нахожусь на заслуженном отдыхе, все равно дома не сижу – занимаюсь популяризацией татарского культурного наследия. Считай, уже на протяжении 27 лет занимаюсь творческой деятельностью в Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.
Играй, моя гармонь!
– Вы очень хорошо играете на гармони. Заканчивали музыкальную школу?
– Нет, я самоучка. Видимо, мне от предков музыкальный талант передался: дед играл на гармони, отец – на тальянке (у нас, татар, национальным инструментом считается тальянка). Помню, как дед играл на гармони, мне тогда лет шесть было. Обычно он в выходной брал свою гармонь, садился на лавочку и играл. И в это время все думал о чем-то своем, наверное, о том, как прокормить большую семью. Так что и гены, и то, что в нашем Татарском культурном центре «Туган Як» я отвечаю за культурную деятельность – все это обязывает меня играть на гармошке.
Летом 2002 года я принял участие в Республиканском фестивале «Играй, гармонь сибирская» с участием Анастасии Заволокиной. Здесь тоже своя история: поначалу я и не думал об участии, а потом смотрю – среди участников нет татар. Тут у меня взыграла национальная гордость: дай, думаю, постою за свой народ! Где-то достал национальный костюм, казаки мне сапоги дали, тюбетейку кто-то подарил, гармошку у кого-то взял – и все, принял участие! И меня сфотографировал у исторической Башни Тыгына фотокорреспондент газеты «Якутия» Александр Назаров. Этой фотографией я очень дорожу! С того момента я и стал постоянно играть на гармошке. В Татарстане через дом-два обязательно есть гармонист. Там очень чтят гармонь – это как элемент культуры.
Кстати, на Федеральном Сабантуе у нас особая миссия: мы должны встречать у трапа самолета Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова, как требует этого наш обычай.
Из глубины веков
– Расскажите о татарских традициях, обычаях.
– Татарские традиции и обычаи заложены в национальном празднике Сабантуй. К примеру, в его подготовительной части есть два красивых обряда: это подготовка коней к скачкам или «разогрев конских ног». До праздника коней тщательно готовят к состязаниям – кормят, моют, тренируют. После татарской национальной борьбы корэш конные скачки являются вторыми по зрелищности состязаниями. А вторым красочным обрядом еще с древних времен является варка каши на природе, которой угощают детей – юных гостей Сабантуя.
Также в подготовительной части праздника есть обычай – сбор подарков для батыров соревнований. Обычно победителю, по древней традиции, вручают барана, с которым он должен сделать круг почета. В Якутске тоже батыру-победителю будут вручать барана, которого специально привезут из Татарстана. А также – это уже современная традиция – ключи от автомобиля.
Самым ценным подарком у татар во время Сабантуя считается вышитое, орнаментированное полотенце. И вручить его батыру-победителю обязательно должна молодая замужняя женщина, которая вышла замуж после предыдущего Сабантуя.
По татарским обычаям место для праздника выбирают аксакалы. Они идут на природу и выбирают поляну, которая бы отвечала всем требованиям – была просторной, чтобы рядом были лес, водоем. И дату национального праздника тоже выбирают старейшины – это идет из глубины веков. Сабантуй становится местом встречи многих людей – эту роль праздник сохранил и до сегодняшних дней.
– Что вы пожелаете молодому поколению накануне приближающегося Федерального Сабантуя?
Проведение Сабантуя такого высокого уровня в Якутии, тем более юбилейного, мы ждали давно, это долгожданное событие для всех якутян. Хочется, чтобы молодые представители татарского народа, побывав на этом празднике, ближе познакомились с культурой, традициями, обычаями нашего народа, прониклись атмосферой национального праздника и гордились принадлежностью к древнему татарскому народу.
This post was published on 28.01.2025 10:27