yakutia-daily.ru

Светлана Мегина: «Лучше петь, чем болтаться по городу»

Третий год в Якутске отмечают Международный день музыки, который приходится на 1 октября. Поют все — от детсадовцев до профессиональных артистов, но ядро составляют ученики общеобразовательных школ.

Когда сводный хор из пятисот мальчишек и девчонок в сопровождении хоров Государственной филармонии и Театра оперы и балета под музыку духового оркестра исполняет гимны России и Якутии, мурашки бегут по коже. И только потом приходит мысль, сколько труда стоит за всем этим.

Дирижер этого сводного хора, учительница музыки СОШ N 7 г. Якутска, отличник образования республики Светлана Ивановна Мегина (а по совместительству — председатель Региональной общественной организации «Союз педагогов—музыкантов РС(Я)»), рассказала нам об этом и о многом другом.

«Укротитель не понадобится»

— Светлана Ивановна, работать одновременно с пятьюстами школьниками — это я не знаю, кем надо быть. Гипнотизёром? Укротителем?

—  Пятьсот — это не предел. На Дне славянской письменности, где наш сводный хор, как правило, исполняет от трёх до пяти песен, я дирижировала хором из 800 детей. Но должна отметить, что основную работу с ними проводят их учителя, а на мне общее руководство.

Что же до вашего вопроса, если ребенку интересно то, что он делает, ни гипнотизёр, ни укротитель ему не понадобятся.

На репетиции они ходят с удовольствием. Готовы хоть всем классом идти, но, чтобы произведение звучало, приходится отбирать именно поющих.

Кстати, некоторые особо стеснительные дети только в хоре и могут раскрыться. В обычных условиях зажатость им и рта раскрыть не даёт.

Как правило, городской сводный хор состоит из представителей 10-15 школ, костяк составляют СОШ N 2, 3, 7, 17, 20, 26, 27, 31, 32, 36, Саха политехнический лицей, Мархинская СОШ N 1.

— Собрать их все — это ж целое дело!

— Обычно все репетируют у себя, и только перед самым выступлением — общая генеральная репетиция. Но бывают и исключения: во время подготовки к прошедшему этим летом конгрессу «Музыка для всех» мы месяц репетировали во Дворце детства.

Концерт духового оркестра с… детсадом

— Конгресс принес много пользы: дал возможность пообщаться с единомышленниками, поделиться опытом — это очень важно, не все же время в своем соку вариться.

Но для нас главным было участие в конкурсе «Розовая чайка».

— Он ведь даёт победителям право поступать в профильные учебные заведения без экзаменов, и от желающих, наверное, отбоя не было?

— Насчёт желающих все было не так. Совсем не так. Конкурс—то инструментальный, и не все учителя соглашались отправлять на него своих учеников. Сегодня на каждого учителя приходится по 500-600 учеников, а чтобы подготовить ребенка к конкурсу, с ним надо заниматься индивидуально, а как это делать при такой нагрузке?

— Может, перечислите смельчаков?

— Это Якутская городская национальная гимназия, школы   N 21 и 26, Чульманская школа N 21 и Покровская школа N 1.

Ещё обязательно хочу отметить образцовый оркестр Дворца детства под руководством Людмилы Спартаковны Белолюбской. Четвертый год она готовит и проводит большие концерты с детскими садами, школами. Одни только репетиции длятся по два месяца.

— Позвольте, как можно два месяца репетировать с детсадовцами? Малышам разве это под силу? Точнее, как руководитель умудряется работать с такими крохами?

— А это вы у нее самой спросите. Но концерты впечатляют всех.

«Начать никогда не поздно»

— Я считаю: чем раньше человек проникся музыкой, тем лучше. Однако начать никогда не поздно. Так приятно, когда выпускники приходят навестить и рассказывают, что самостоятельно осваивают какие-то инструменты, ходят в хоры и ансамбли, а я-то помню, как некоторые из них мне говорили: «А зачем мне эта музыка?»

Дело ведь не в том, чтобы непременно стать профессиональным музыкантом, я убеждена, что любому ребенку интереснее не просто по городу болтаться, а заниматься каким-нибудь нужным делом — петь, например. Надо его только увлечь, чтобы он вошёл во вкус, а дальше музыка его от себя не отпустит, и жизнь его всегда будет наполненной, а значит, счастливой.

— Светлана Ивановна, как вы сами пришли в музыку?

— В музыку меня привел фольклор. Мама замечательно исполняла народные песни, вслед за ней запела и я — с пяти лет была запевалой осуохая. А в восьмом классе стала давать уроки фольклорного пения.

На встречах выпускников в моей родной школе мне часто приходится слышать: «Помнишь, как ты нас тогда учила? Вот с тех пор мы и поем». Иногда даже неудобно признаваться, что я ничего этого не помню.

— Так ведь главное, что они поют до сих пор.

— То, что я собирала детей и занималась с ними, наверное, помогло поступить мне в педучилище — Якутское педагогическое училище N2 на музыкальное отделение (фольклор).

«Музыка для всех»

— Практику мы проходили в школе N7, где музыку преподавали Венера Семеновна Сафронова и Владимир Семёнович Жирков. Ещё они были методистами по практике. Вот от них я и получила предложение остаться здесь. Постоянного учителя музыки в школе не было, сами они были приходящими преподавателями, а я заканчивала училище с красным дипломом и, наверное, внушала им определенные надежды.

— Они не ошиблись.

— Честно говоря, я сама думала, что фольклор меня перетянет обратно. Но вот с 1996 года работаю здесь, и все это время Венера Семеновна рядом со мной: она мой учитель-наставник, мой университет. Именно она и направила меня на мой путь — хоровое пение.

 — Теперь вопрос, который просто нельзя задать — о проекте «Музыка для всех».

— Первые дети проекта уже шестиклассники. А мы в нем участвуем с самого начала, поэтому оснащены всеми инструментами, к тому же нас очень поддерживает наша администрация — докупает необходимые инструменты по нашему желанию. 

У нас два кабинета музыки. Словом, все возможности работать — и петь, и играть. Но оказалось, что все охватить невозможно. Бывает, берешь класс и думаешь: «Будем с ними делать и то, и это». А проходит какое-то время, и дети как-то сами собой больше уходят в пение. Параллельный же класс — вот тот играет. Как это происходит, почему — непонятно. Но, если честно, голову мы над этим не ломаем: с поющими — поем, с играющими — играем.

— Как собираетесь отмечать Международный день музыки?

 — Подготовили большую праздничную программу, которую покажем 1 октября в Якутском музыкальном колледже с 14 часов. Вход свободный, приглашаем всех.

А с 30 октября по 4 ноября нас ждёт музыкальная неделя: школьники городских школ будут ходить на музыкальные уроки в музеи или же профессиональные музыканты сами придут в школы.

Вырази эмоцию:
Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top