X

Сунтарцы рассказали, откуда были родом их предки

«Откуда родом были ваши предки?» — поинтересовалась у своих земляков корреспондент газеты «Сунтаар сонуннара».

Фото: газета «Сунтаар сонуннара». Ли Се Гун.

— Наш дед Ли Се Гун прибыл в Россию в 1917 году из Пхеньяна, — поведала Туйаара Ли из Мар-Кюельского наслега. – Примкнув к отряду Сергея Лазо, воевал с белыми. После гражданской войны работал на Бодайбинских приисках. Женившись на нашей бабушке, поселился в чурапчинском селе Хадаар. Но жена умерла, когда сыну, нашему будущему отцу, было три года. Рассказывают, что в голодные годы он изобрел водоочистное сооружение, остатки которого можно увидеть и сейчас.

Позже он женился вторично и жил в Якутске. От второго брака у него было трое детей. Наш отец Макар Сегунович Ли рассказывал, что дед занимался выращиванием овощей в районе Птицефабрики, а потом продавал их на рынке.

Еще хочу сказать, что с дедом отец разговаривал по-корейски.

Фото: газета «Сунтаар сонуннара». Семья Окс.

А Людмила Федоровна Окс рассказала, что Людвиг Окс, отец ее супруга Людвига Людвиговича, прибыл из Чехии. В Хандыге женился на девушке родом из Татты, там они и жили, растили детей, работали.

В 1970 году их старшая дочь, выучившись на финансиста, получила назначение в Сунтар, куда через какое-то время приехали родители – сначала проведать ее, а потом остались на жительство, и в 1975-м их сын, Людвиг Окс-младший, соединил здесь свою судьбу с уроженкой Аллагинского наслега Людмилой.

Ныне Оксы – разветвленный семейный клан, и в их жилах течет кровь представителей многих народов, не только якутского и чешского.

Фото: газета «Сунтаар сонуннара». Семья Тен.

А фамилия Тен появилась в нашем районе с 1933 года. Предыстория такова: в 1927 году из корейской провинции Мен-Чан-Гун в Якутию перебрался парень по имени Тен Ун Чун вместе со своим отцом. Жизнь у них была нелегкая. Год они прожили в Алдане. Сын работал на прииске. Потом решили поискать лучшей доли в других местах. Но в дороге отец умер, и Тен Ун Чун, оставшись один как перст, добрался до Сунтара. Здесь выправил себе советское гражданство, взяв имя Дмитрий. В 1952 году женился на местной уроженке Елене Николаевне Ким. Ныне фамилию Тен носят пятеро их внуков.

Фото: газета «Сунтаар сонуннара». Семья Ли-до-чен.

От жительницы Сунтарского наслега Галины Ли-до-чен мы услышали интересную историю:

— В 1915 году на Бодайбинские прииски из китайской провинции Шаньдун приехал Василий Лидочен. Конечно, был он тогда не Василий – и не Лидочен. Так его по записал приказчик – записал по ошибке: Лидоченом был человек, работавший с ним. Насколько я знаю, в Нюрбе жил кореец Ли До Чен. А имя нашего предка, вероятно, было Ван Чин – так говорят. Но на Ольге Михайловне Даниловой из Вилючанского наслега он женился, нося имя Василий Ли-до-чен. С тех пор мы тут и живем.

Фото: газета «Сунтаар сонуннара». Елена Мунгиевна Очосова.

В рассказе жителя Сунтарского наслега Юрия О о жизни его предка мы услышали нечто похожее, правда, речь идет не о том, что человеку приписали чужое имя:

— Моя мать Елена Мунгиевна О (Очосова) родилась в 1914 году в Бэтинчэ Иркутской области. Ее отец, мой дед О Чо Си родился в Корее в 1873 году. В том же году родилась и его жена Ким Сан Е. В Россию они перебрались в 1908-1910 годах.

В Сунтар приехали из Ленска в 1934 году. Жили в местности Элгээн Куокунинского наслега. Здесь он везде представлялся как О Чо Си, и его записали Очосовым.

Но дело в том, что «Чо Си» — вовсе не имя. Это звание человека, сдавшего экзамен, который давал право поступить на государственную службу. Называя себя «О Чо Си», он таким образом давал понять окружающим, что они имеют дело с человеком культурным, образованным. Назвать же себя просто именем, полученным при рождении — Мун Ги, полностью О Мун Ги – значило понизить свой статус. Потому он даже в Сунтаре строго следовал принятому в Корее порядку. А имя его звучало лишь в отчестве моей матери, которая звалась, как я уже сказал, Елена Мунгиевна.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 06.11.2024 15:41

Related Post