Судьба протоиерея Николая Мироновича

Судьба протоиерея Николая Мироновича

13:25
12 февраля 2025
Из фотофонда Айсена Дойду
Читайте нас

Православие в Якутии имеет длительную и даже трагическую историю. Были в ней и взлёты, и славные имена, и гонения.

Вспомним тот факт, что первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина – в Якутском остроге появились ещё в 1643 году. В 1870 году в Якутской области действовали 37 храмов и 120 часовен. А после революции 1917 года все церкви были разграблены и осквернены. Церковное имущество и утварь конфискованы. Последний действующий храм был закрыт в 1939 году.

Считается, что возрождение православия в республике началось в 1983 году, когда Совет по делам религии при Совете Министров СССР принял решение о регистрации православного прихода в Якутске. Им стал первый молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца.

А что же было между годами безверия, кто поддерживал паству? Об этом нам рассказал и, кроме того, показал редкие фотографии известный якутский краевед Александр Дьяконов.

Никольский молитвенный дом по адресу ул. Ушакова, 12. Фото предоставлено Александром Дьяконовым

Русский с «польским гонором»

– Я бы не был столь категоричным, говоря о безверии. На самом деле православных было немало как среди якутов, так и среди казаков, русских и других народов, придерживающихся православия. Были и священнослужители.

Сейчас я работаю с архивами известного советского и российского сценариста, оператора, драматурга, прозаика, поэта и художника Айсена Сивцева (Дойду). И нашёл среди них очень интересные фотографии священника. Чтобы идентифицировать их, я обратился к протоиерею Павлу (Слепцову). Он узнал на фото благочинного всей Якутской области, протоиерея Николая Мироновича, который нес свое церковное послушание в Якутии в 50-60 годах прошлого века, похороненного в Якутске в 1979 году.

У Мироновича очень интересная судьба священника, который нёс возложенный на него крест от начала до самого конца. Он прошёл все перипетии и революционных, и военных лет, и сталинских лагерей.

Начнём с того, что, несмотря на то, что он сам себя считал русским, многие говорили о нём как о поляке. В архивах НКВД так и написано – «с польским гонором».

Родился будущий протоирей 6 января 1895 года  в Западной Белоруссии в Поневежском уезде, в деревне Гегобросту  в семье священника Никольской церкви Николая Ипполитовича Мироновича.  Его отец происходил из старинного священнического рода, который вел свое начало со времен императора Павла I. А мать, урожденная Будзилович, происходила из польского дворянского рода.

Вспоминая о своем раннем детстве, батюшка рассказывал, что «воспитывался больше в польском духе, хотя всегда считал и считаю себя русским».

Внутренний вид молитвенного дома на ул. Ушакова, 12. Фото предоставлено Александром Дьяконовым.

Две войны и Норильлаг

Николай, как это водится в семьях священнослужителей до сей поры, с детства помогал отцу в богослужении в местной церкви сначала в алтаре, а потом и на клиросе. Когда вырос, успешно сдал экзамены и поступил в Виленское духовное училище. Там он по собственному желанию стал посещать и противокатолические миссионерские курсы, на которых преподавал тогда протоиерей Лука. Мы понимаем, насколько там, на Западе, было велико влияние католиков. Потому, узнав об этом, его мать, как рассказывал сам батюшка, предсказала ему, что он окончит свою жизнь в Сибири…

После 1914 года, когда началась I Мировая война, семинарию эвакуировали в город Рязань. Весной 1918 года из-за начавшегося голода Николай уехал к родителям. Там он женился, работал псаломщиком, учителем в трудовой школе. В 1936 году отец Николай Миронович, сдав священнический экзамен, был рукоположен в сан иерея.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, и отец Николай был демобилизован в польскую армию. 5 сентября его с остальными новобранцами отправили поездом в Брест, но по дороге их состав попал под бомбежку немецких самолетов, он получил сильную контузию осколком вагонной доски. Попал в госпиталь.

22 июня 1941 г. Германия без объявления войны напала на Советский Союз, а уже на следующий день немецкие войска заняли Вильно. Экзарх Прибалтики митрополит Сергий открыто, с самого начала оккупации, занял антикоммунистическую позицию. С антисоветскими проповедями выступал и Николай. За что и поплатился…

После победы отец Николай Миронович был арестован и приговорен Военным трибуналом по статье 58-1а УКРСФСР к 20 годам каторжных работ и еще 5 годам поражения в правах, с конфискацией всего имущества.

Его обвиняли в том, что он был тайным агентом польской охранки 1929-1939 гг. и агентом немецких разведчиков в период оккупации, а кроме этого, в том, что он занимался контрреволюционной деятельностью и читал проповеди контрреволюционного характера.

Мироновича отправили в заключение в Норильлаг на станцию Енисей Красноярского края, где он работал на урановой шахте. В 1956 года он был признан невиновным за отсутствием состава преступления.

«Народ вас полюбит»

В Якутию реабилитированного священнослужителя направил архиепископ Иркутский и Читинский Палладий (Шерстенников).   Владыка принял его и предложил: «Поезжайте в Якутию. Там все разваливается. Народ Вас полюбит». Так протоиерей Николай Миронович в декабре 1956 года был назначен благочинным в Якутию. Впрочем, его благочиние в те годы состояло всего из двух действующих приходов. В Якутске находился Николаевский молитвенный дом, а в Олекминске – Спасский молитвенный дом.

Из фотофонда Айсена Дойду.

Прибыв в Якутск, он поселился в крошечной сторожке при Никольском молитвенном доме, в котором стал настоятелем.  До него здесь жил его предшественник – благочинный протоиерей Иван Григорьевич Топорков. В то время в Якутии служило несколько священников: отец Семен Мамин, иеромонах Сергий (Лесин), отец Дмитрий Селезнев и др.

Из всех вещей протоиерей привез с собой лишь икону святителя Николая Чудотворца, вышитую руками заключенной, да еще синодик, от корки до корки исписанный именами тех, кто просил его о молитвенной помощи.

Изголодавшись по церковной молитве за долгие годы вынужденного бездействия, отец Николай сразу же стал много служить. А служил батюшка так красиво и так торжественно, что, как вспоминают старые прихожане, ни до, ни после него таких служб больше не случалось. Люди до сих пор помнят и прекрасное пение в храме, которое появилось при отце Николае.

А какие проповеди говорил батюшка! Слушая наставления своего пастыря, прихожане всегда плакали. Поэтому не только пожилые люди, но и молодежь стала собираться в храме. Видя это, батюшка стал произносить по вторникам проповеди специально для студентов, которые тайком прибегали в церковь поставить свечи и послушать его, хотя в те годы это было и небезопасно.

Жил он очень скромно. Его двери всегда были открыты для людей в любое время дня и ночи. Он быстро подружился с якутами и лечил их травами. Николаю удалось наладить добрые отношения с местным уполномоченным по делам религии. И это помогло ему не только отремонтировать молитвенный дом в Якутске, но и построить над его входом колокольню. Так в Якутске появился первый колокольный звон, хотя вместо колоколов тогда висели газовые баллоны.

В 1968-1969 годах протоиерей Николай вышел по старости за штат и поселился в маленькой пристройке-засыпушке, построенной при бане. Умер он 25 мая 1979 года. Похоронили его на старом городском кладбище.

Из архива журнала Логос. На могиле Николая Мироновича.
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
12 февраля
  • -30°
  • Ощущается: -30°Влажность: 63% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: