Якутская культура часто вдохновляет режиссёров на новые игровые и анимационные проекты. Причём почти во всех работах прослеживается тесная взаимосвязь человека с природой и диалог между поколениями.
Недавно анимационная студия «Феникс» представила первый тизер своего следующего мультсериала – «Дети Айыы». Его автором является якутянин Софрон Варламов. Он рассказал «Якутии», как идёт подготовка проекта, на чём будет строиться сюжет и какой он видит анимацию сегодня.
Синопсис сериала: «Эрчим и Аяна – брат и сестра, которые попадают в мир древней Якутии, наполненный магией и опасностями, где им предстоит найти друг друга и в процессе вырасти над собой».
Удача на хвосте
– Как появился проект «Дети Айыы»?
– При очень удачном стечении обстоятельств. Я уже некоторое время работал на Федора Нечитайло в анимационной студии «Феникс» и зарекомендовал себя как надёжный сотрудник.
Однажды Фёдор, увидев мои наброски на якутскую тематику, предложил мне срежиссировать проект, в котором присутствовал бы якутский колорит. Через несколько десятков вариантов сценария мы нашли тех самых «Детей Айыы», которыми был бы доволен не только Федя, но и я. В этом мне помогал мой со-сценарист – Вилен Черенков.
– В чём особенность этого проекта?
– Я считаю, что наш проект, в отличие от многих других якутских мультфильмов, больше ориентирован на широкую аудиторию. Он может познакомить с якутской культурой даже тех людей, которые до этого о республике никогда и не слышали.
Творческий почерк
– Как давно вы работаете над мультсериалом?
– Более двух лет, начиная с самых первых наработок. Его завершение зависит от того, как быстро мы найдём инвесторов, потому что проект очень сложный и финансово затратный.
– С чего начинался ваш творческий путь?
– Когда я впервые в детстве взял в руки фломастеры. Желание создавать свои проекты было всегда. Некоторые из них я по мере своего творческого пути реализовал. Но проект «Дети Айыы» пока является самым амбициозным и ответственным из них.
– О чем мультсериал?
– Проще говоря, это семейная драма с элементами якутского фольклора. Мне было важно поместить вечно актуальную историю в культуру, окружавшую меня с детства. В итоге получается довольно личная история, приправленная знатной долей ностальгии.
– Значит, часть событий будет основана на вашем жизненном опыте?
– Да, именно.
– На какую целевую аудиторию рассчитаны «Дети Айыы»?
– Мультсериал планируется для всей семьи. Конечно, самым маленьким показывать его не стоит. Также параллельно с сериями будут выходить комиксы.
– После релиза проекта на фестивале гик-культуры «Ykt Geek Fest» вам предложили поддержку?
– Нет, но мы сами проявили инициативу. Важным условием с нашей стороны является возможность сохранить авторское видение и контроль. Зрители должны чувствовать искренность финального продукта вне зависимости от того, откуда получено финансирование.
Деликатное погружение
– Вернёмся к главным героям мультсериала. Я правильно поняла, что они – попаданцы? (прим. — Попаданчество – приём, связанный с внезапным переносом героя в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир или в мир художественного произведения). Отмечу, что данный жанр сейчас довольно популярен. Почему именно путешествие во времени?
– Просто это самый деликатный способ погрузить зрителя в ранее неизвестный мир. Проще начать с образов, которые каждому зрителю хотя бы косвенно знакомы. И уже когда между ними и героями установилась эмоциональная связь, погружать их в новые обстоятельства, новые миры, культуры, традиции. В этом, как мне кажется, проявляется уважение к зрителям.
– На данный момент запланировано пять серий. Это будет законченная история или зрителям стоит ждать второй сезон?
– Это законченная история. Если и будет второй сезон, то наверняка уже с другими персонажами.
– Какие аспекты якутской культуры вы стремитесь показать в первую очередь?
– В первую очередь мы старались показать те аспекты, которые будут близки людям других культур, чтобы они могли почувствовать связь с собой. То же самое троемирие: Верхний, Средний и Нижний миры. Троп, встречающийся во многих культурах, но только в своей основе. В деталях же имеются существенные отличия, которые и придают ему уникальность.
Кризис вторичности
– В каком направлении движется российская анимация? Чему могут поучиться якутские коллеги?
– К сожалению, как мне кажется, российская анимация движется к стагнации. Они достигли некоего окупаемого уровня и сейчас просто начали работать, как конвейер, выпуская очередных «Богатырей», очередную «Снежную королеву», очередных «Смешариков», очередную «Машу и Медведя». Нет достойных новых проектов, которые смогли бы получить такую же известность и окупаемость. Якутии пока до этого далеко, ибо у нас всё ещё только начинается.
– Какие мультфильмы вы смотрите? И что можете посоветовать?
– Смотрю абсолютно разные мультфильмы. Начиная от классического Диснея, заканчивая «Конём БоДжеком». Я думаю, что очень важно иметь насмотренность в разных жанрах и стилях.
Рекомендую к просмотру «Коралину в Стране кошмаров», «Лило и Стича», «Как приручить дракона», «Унесённых призраками». Конечно, это не весь топ моих любимых мультфильмов, но, я бы сказал, одни из самых знаковых.
– Что бы вы посоветовали тем, кто стремится в анимацию?
– Как бы это странно ни звучало, но железной пятой точки. Ибо сидеть вам придётся очень много. Анимация – это не особо активная работа, скажем так. Лишь самые усердные и усидчивые смогут прогрызть этот гранит. Я вот пока ещё грызу.
Фото: студия «Феникс».
This post was published on 27.08.2022 14:07