X

Street-food по-якутски: как прошел первый фестиваль национальной уличной еды в Якутске

Фото: Никита Платонов.

Ароматные запахи бургеров, оленины, говядины и супа из потрохов витали в Старом городе. В прошлые выходные якутяне с большой охотой собрались здесь на первый в истории республики фестиваль национальной уличной еды.

Всем хотелось полакомиться местными продуктами, как- никак все известные рестораны, кафе, фермеры выставили свои блюда. «Якутия» присоединилась к празднику чревоугодия.

Скажи на языке еды

Малый базар – это историческое место нашей с вами любимой столицы. Ведь именно здесь в давние времена зародилась торговля. Жители из окрестных улусов приезжали в город на временные и постоянные заработки, чтобы продавать свои яства и поделки. Немудрено, что в соответствии с традициями эта локация была выбрана для старта фестиваля национальной уличной еды.

Вот так в прошлые выходные жители республики почувствовали себя туристами, не выезжая за пределы Якутии. Как объяснил генеральный директор Агентства по развитию туризма Дмитрий Громов, «еда – это способ коммуникации, который не требует специального перевода».

Фото: Никита Платонов.

– Одним блюдом можно рассказать многое. Мы питаемся как минимум четыре раза в день. Хотелось бы, чтобы столы якутян ломились преимущественно от еды, приготовленной из местных продуктов, – подчеркнул он.

Вернемся к главному вопросу – гастрономическому. Что же можно было съесть на фестивале уличной еды? Палатки с бургерами, картофелем фри, саламатом, лепешками, мороженым, сладкой ватой, сыром – это далеко не полный список. Средняя цена одного блюда – 400 рублей. Несмотря на непривычно высокую стоимость и большие очереди к фудтракам, посетители стояли по несколько часов, дабы полакомиться угощением.

Никто не спорит, что вне зависимости от религии, национальности и географического расположения обязательным атрибутом праздника является вкусная еда, поэтому фестиваль пришелся кстати. В одной локации можно было встретить разнообразие еды, а некоторые вещи узнать заново. В свою очередь, рестораторы постарались на славу, поистине удивляя необычной подачей блюд и вкусовыми сочетаниями.

Куда же без сувениров?

Кроме огромного количества еды, в распоряжении гостей фестиваля были торговые палатки местных ремесленников и дизайнеров. Меня с радостью встретила Евгения из «Олонхо маркет». Ребята на своей площадке собрали уникальные авторские работы, которые несут в себе особые смыслы.

– Мы помогаем в продвижении местных мастеров. Ремесленники обычно умеют мастерить, но не разбираются в продажах, в дальнейшей реализации. Конечно, наравне продаем и свои работы. Есть изделия архаичные, выполненные по древним эскизам. Материалы из латуни, бронзы, серебра, под заказ – из золота. Сегодня это снова привлекает покупателей. Есть и современные стилизованные украшения, можно выбрать свой тотем. Каждый может найти что-то свое, – поделилась она.

В специальном лектории гостям фестиваля рассказали, как правильно делать строганину, как точить вручную якутский нож и ухаживать за ним или как подобрать травы.

Фото: Никита Платонов.

Оставив якутян получать простые вкусовые удовольствия, мы поинтересовались у организаторов: что они сами думают обо всем этом празднике живота?

– Ярмарка национальных товаров станет традиционной, будет проводиться каждую субботу. Нужно продвигать свое, родное – и не только сельскохозяйственные товары, но и изделия народного художественного промысла. Так мы помогаем нашей культуре развиваться духовно и материально. Нужно поднимать экономику Республики Саха (Якутии), давать возможность развиваться предпринимателям из сел и районов.

Задумка фестиваля – попробовать местную продукцию на вкус. Национальная уличная еда должна быть популярной. Молодежь привыкла есть фастфуд, тогда мы сделаем так, чтобы это были бургеры из местных продуктов. Так, мы придумали «Хатарба», это старинное название лепешки из эвенкийской кухни.

Мы привлекаем в бизнес молодых предпринимателей и студентов. Нужно уже сейчас менять приоритеты, пусть местные продукты стоят дороже, но это на порядок лучше блюд из непонятно какого фарша. Например, вот эта свинина только вчера гуляла или лошадка паслась на лужайке, а сегодня – они на вашем столе. Проект «Вкус Якутии» обычно проходит зимой, но теперь и летом мы можем насладиться вкусной пищей.

От фермы до стола

Несомненно, ажиотаж вызвали блюда якутской уличной еды «Сып-сап». Чтобы заполучить долгожданный конвертик, надо было простоять в очереди минимум час. Все хотели попробовать бургер «Хатарба» из оленины, конины, чира или говядины, а также «мунду-чипс», суп из потрохов и другие блюда в современном исполнении.

Красный фудтрак «Сып-сап» сразу зацепил глаз гостей при входе. Он был разработан резидентом технопарка «Якутия» – компанией «SakhaCamper». Якутский ресторан на колёсах полностью отвечает требованиям и нормам СанПиНа, а также полностью оснащён и адаптирован под наши местные дороги.

– Зародилось новое название продукции из местного сырья быстрого приготовления «Сып-Сап», то есть «быстро-быстрее», из слов стихотворения Галины Победы (псевдоним поэтессы. – Прим. ред.). Очередь за этой едой была длинная, почти как у мавзолея Ленина. Люди по два часа стояли, чтобы узнать вкус нового бренда республики под названием «Сып-Сап», – поделилась одна из жительниц.

Бургерная на колесах

Ресторан на колёсах от гастропроекта «YETI BURGER» появляется в самых неожиданных местах Якутска вот уже на протяжении двух лет.  Шеф-повар Александр Пантюхов подчеркнул, что в блюда повара стараются внести особый национальный колорит Якутии, он даже есть в визуальной части и во всей концепции проекта.

В скором времени в бургеры добавят мясо оленины, жеребятины. Сейчас идёт активная реконструкция забойного цеха, после этого планируется увеличение ресурсов и расширения ассортимента. Так, в данное время ведется строительство пекарни, в которой будут выпекаться вкусные булочки.

Бесплатный сыр только в мышеловке

Шеф-повара решили удивить якутян приготовлением своего авторского томлёного мяса свинины на самодельном вертеле. Как и было обещано, за символическую плату гости фестиваля смогли продегустировать блюдо. Реклама разошлась быстро, более 30 тысяч человек посетили фестиваль за два дня.

Несмотря на начавшийся ливень, акция привела к столпотворению. Некоторые особо дерзкие и нетерпеливые горожане руками вырывали мясо из тушки поросенка, другие громогласно выкрикивали довольно грубые слова. Позже пользователи социальных сетей отмечали, что бесплатная раздача еды всегда вызывает нездоровый ажиотаж у населения.

Фото: Никита Платонов.

Мне удалось попробовать бургеры «Хатарба» с говядиной и олениной. Даже здесь моему удивлению не было предела. Одна незнакомка, не спрашивая разрешения, отщипнула кусочек говяжьей котлетки у моей коллеги. Видать, очень голодная была…

– Бургеры вкусные? – спросила неожиданно женщина слева.

– Да, тут капуста, соленые огурчики, лук…

– Можно мы у вас попробуем? Не хотим стоять в очереди.

Эту же картину мы наблюдали и после мастер-классов по приготовлению пищи. Небольшую часть угощения раздавали желающим, и снова раздавались крики и ор особо жаждущих. К сожалению, подобные случаи в Якутии происходят практически постоянно на любом массовом угощении. Народ, получая еду почти задаром, теряет над собой контроль и идет напролом, совершенно не замечая ничего вокруг. Хотя с виду это вполне себе прилично одетые люди с румяными щечками, про которых и не скажешь, что они неделями жили на воде и хлебе. Впредь организаторам нужно помнить о безопасности и просчитывать риски.

Все вместе – фурор

Генеральный директор Агентства по развитию туризма Дмитрий Громов отметил, что мероприятие можно считать успешным, потому что те цели, которые перед собой ставили организаторы, достигнуты.

– Если честно, мы не ожидали такого потока. Обычно как бывает на ярмарках? Люди следуют один за другим, сменяя друг друга. Кто-то уходит, кто-то приходит.  А тут они сидели часами, активно участвовали в мастер-классах, – сказал он. – По отдельности рестораторы, гиды-экскурсоводы, участники ярмарок столько людей не собирают. Но в таком составе, все вместе произвели фурор.

Например, сувенирная продукция некоторых предпринимателей, которая была привезена с расчётом на два дня, закончилась в первый же день. Буквально за полдня. Сухую уху в пакетиках, приготовленную детьми из Хатасской агрошколы, практически смели сразу после презентации. А между тем она продается в местных магазинах. Не замечали?

С уверенностью можно сказать, что наши этнические якутские блюда, отличающиеся от всех остальных кухонь мира национальным колоритом, подающиеся с неповторимым радушием народа саха, будут и дальше набирать мировую популярность во всем мире.

Напомним, организаторы – ГАУ РС (Я) «Агентство развития туризма и территориального маркетинга», Национальная ассоциация рестораторов и отельеров и туризма «Ассоциация гостеприимства РС(Я)» и Ассоциация «Сделано в Якутии».

+1
1
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 21.07.2023 12:52

Related Post