С 1 апреля текущего года начали действовать новые правила информирования клиентов страховых компаний о полисах добровольного страхования. Теперь страховщики до заключения договора добровольного страхования обязаны предоставлять клиентам так называемый КИД — ключевой информационный документ. Что это за документ и зачем он нужен, рассказал управляющий Отделением Банка России по Якутии Антон Коноплев.
Антон Анатольевич, расскажите, пожалуйста, об особенностях ключевого информационного документа
А.А.: КИД — это своего рода паспорт страхового продукта, в котором содержится информация об основных его условиях, особенностях и рисках. Например, кроме наименования и адреса страховой компании, в документе указываются сведения о страховых рисках, причины для отказа в страховой выплате, перечисляются случаи досрочного прекращения договора и приводится другая важная для потребителя информация. Этот документ страховщик предоставляет клиенту еще до того, как будет подписан договор и куплен полис. Необходимо внимательно прочитать его, оценить возможные риски и принять информированное решение.
Важно помнить, что новые требования распространяются только на договоры добровольного страхования, за исключением инвестиционного (накопительного) страхования жизни, страхования жизни и здоровья заемщика. Правила информирования по этим видам страховок уже действуют с 2022 года.
Многие сейчас оформляют договоры страхования в режиме онлайн. В таких случаях страховые компании должны предоставлять своим клиентам КИД?
Требования об обязательном предоставлении сведений о страховом продукте касаются электронных полисов добровольного страхования точно так же, как и оформленных на бумаге. Клиент получит КИД в электронном виде при покупке электронного полиса до его оплаты.
Для чего нужен КИД и что он дает гражданам?
А.А.: В первую очередь этот документ — эффективная защита прав потребителей финансовых услуг. Зачастую люди не до конца понимают, что за продукт покупают в банке или страховой компании, а недобросовестные сотрудники этих организаций попросту навязывают один финансовый продукт под видом другого, не сообщив о важных особенностях и условиях продукта или услуги. Такое явление называется мисселинг (в переводе с английского — «неправильная продажа»). КИД же позволит людям не только получить в простой доступной форме информацию о страховом продукте, но и сравнить продукты нескольких страховщиков.
Что ждет страховщика, если он не выполнил указанные требования и не ознакомил клиента с необходимой информацией?
А.А.: Если человека не ознакомили с документом, он вправе отказаться от полиса и вернуть часть денег за оставшийся срок страхования. В этом случае страховщику придется перечислить деньги в течение семи рабочих дней с даты, когда от застрахованного лица поступило заявление об отказе от договора страхования.
Вы сказали, что эти требования не распространяются на договоры добровольного страхования жизни и здоровья заемщика. Между тем, это самые распространенные виды страховки. И что тогда остается? По каким страховкам якутяне будут предоставляться КИД?
А.А.: Уже начался сезон отпусков, и многие отправляются в путешествия: кто-то едет за экстримом и покоряет горные вершины, кто-то с детьми — к морю погреться на солнышке и поесть южных фруктов. Некоторые выезжают за рубеж. И в этом случае может пригодиться полис, который включает в себя расходы на медицинские услуги. При оформлении такой страховки в КИД будет четко прописано, от каких заболеваний и травм застрахован путешественник, и что не входит в страховые случаи. Также оговаривается срок, когда начинается и заканчивается страховка, можно ли отказаться от полиса, вернуть его стоимость, и другие важные моменты.
This post was published on 06.06.2023 09:48