Режиссер Александр Лукин любезно пригласил «Якутию» на съемочную площадку картины, которую без малого снимают уже третий год. Далекий от киноиндустрии человек, я была очень рада тому, что есть отличная возможность хоть одним глазком взглянуть, как происходит процесс создания фильмов. И не была разочарована.
Ура, попала в кадр!
Встретившись с директором фильма Степаном Сивцевым, мы отправились в павильон. К слову, в связи с тем, что единственный в республике павильон «Сахафильма» очень нагружен съемками, создатели картины по пьесе Василия Харысхала «Победить или умереть» организовали свое собственное место для съемок в деревянном срубе будущей дачи Степана Ефремовича.
— Там сейчас идут до съёмки сцен в больнице. Антураж подходит по всем параметрам, были вставлены соответствующие тому времени окна. Так что, как говорится, голь на выдумки хитра, — смеется он.
Никогда бы не подумала, что на обычной даче в Большой Мархе творится настоящая киноистория. Думаю, даже соседи не в курсе, что на участке Сивцевых практически каждый день звучит команда кинорежиссера «Мотор!».
Никакой суеты во дворе не наблюдается. Вся немногочисленная на этот день бригада занимается своими делами в небольшом недостроенном доме. Художник-постановщик картины Дмитрий Мухин неспешно расставляет реквизит, костюмер-гример Яна Филиппова наносит грим главной героине картины актрисе Анастасии Королевой.
Пока идут приготовления, отвлекаюсь на беседу с хозяйкой дачи, которая провела мини-экскурсию по засаженному прекрасными цветами участку. Тут и огород, и беседка, все очень мило и уютно.
Вспомнив о цели своего визита, метнулась в дом. Тут-то и услышала голос режиссера: «Стоп!». Оказывается, своим появлением в дверях я испортила первый дубль. К моей большей радости, никто меня не отругал, со съемок не выгнал.
Фильм снимается по пьесе известного якутского драматурга Василия Харысхала «Победить или умереть».
Сцена в избе
Не поверите, я никогда не хотела стать актрисой. И правильно, уверена я сейчас. Это на экране работа актера выглядит как само собой разумеющееся: вошел в кадр, отыграл и все. На деле же оказалось, что даже одну сцену снять дело весьма времязатратное.
Итак, представьте, главная героиня спит на деревянной кровати, вместо подушки под головой у нее старенький чемодан. Одета она в модное в то время клетчатое пальто и черные полуботинки. А в этом время в избу входят молодой парень с девушкой, одетые в национальные эвенкийские костюмы и начинают таскать свертки. В какой-то момент девушка замечают спящую, подходит к ней и хочет коснуться, героиня просыпается, девушка пугается и вылетает из избы. Казалось бы, чего тут играть-то?! Ан нет, будьте добры показать эмоцию любопытства, испуга, обреченности. Казалось бы, всего одна сцена, а как много надо передать и рассказать зрителю.
Как я выяснила уже в процессе съемок, режиссер нередко заставляет переснимать дубли не потому, что был недоволен игрой актеров, задействованных в кадре. Дело в том, что ему требуется отснять несколько ракурсов, сделать крупные планы. Ну и главное, чтобы никто не мешал, не сбивал актеров и не влезал нагло в кадр. В итоге все это выливается в повторение одной сцены очень много раз.
К моему удивлению, никто из актеров не спорил с тем, что Александр Лукин после каждого снятого дубля говорил: «Минус» или «Минус, плюс». Слова режиссера означали, что дубль — не удачный или, возможно, именно он войдет в фильм. А если Лукин сказал: «Снято!» — считай, уже точно повторять сцену не будут.
История из-под пола
Фильм снимается по пьесе известного якутского драматурга Василия Харысхала «Победить или умереть». Это реальная история, которая произошла в 1937 году в Оленекском улусе.
Если вы не видели одноименный спектакль, немного поспойлерим. В годы, когда в Советском Союзе начались повсеместные репрессии, практически вся семья героини Лидии Облезовой из Ленинграда — дед, отец, брат — была репрессирована. Даже находясь за колючей проволокой, династия земских докторов занималась врачебной практикой, спасая жизни и здоровье людей.
Чтобы хоть как-то уберечь молоденькую Лидию, которая также пошла по стопам родных, было решено отправить ее в далекую суровую Якутию. Так она попала в Оленекский улус.
Появление в районе 19-летней голубоглазой белокурой Лиды Облезовой местное население восприняло в штыки: «Мамка приехала». Называли ее так, потому что в те времена местное население связывало людей славянской внешности со вспышками эпидемии оспы.
Одним словом, в условиях тотального неприятия и непонимания местных людей Лида Облезова постепенно начинает сближаться с местными.
Неожиданно в районе начинается эпидемия брюшного тифа. Самоотверженная Лида делает местным жителям самодельные прививки, предварительно испытав лекарство на себе. И очень многих она спасает, а вот себя уберечь не удается. У врачей обычно бывает таблетка для себя, чтобы не захворать. Такая была и у Лидии. Но она предпочла пойти иным путем.
Об этой истории вспомнили в 1970-м году, когда в селе Джилинда разбирали старенькое здание больницы. Под половицами нашли целую кипу писем Капитолины Облезовой (так звали героиню картины в реальной жизни) своим родным.
Она каждый день писала маме, рассказывая о своей жизни на земле Вечной Мерзлоты. И так как почты в те далекие годы в селе не было, ей некуда было опустить свою весточку, кроме как в щель в полу джилиндинской больницы.
Письма были переданы на хранение местному краеведу, только вот незадача – дом с архивом сгорел.
Это реальная история, которая произошла в 1937 году в Оленекском улусе
«Искренне полюбила оленекцев»
Настю Королеву, исполнительницу главной роли Лиды, я расспрашивала уже после съемок. Буквально на днях она отметила полное совершеннолетие, ей исполнился 21 год.
— Настя, это твой первый опыт участия в киносъемках?
— Да, я еще студентка, перешла на четвертый курс «Актерского мастерства» АГИИК. Немного занята в постановках Русского драматического театра имени А.С. Пушкина. Но театр и кино – абсолютно разные вещи. Так что этот опыт для меня просто бесценен.
— Как ты попала на съемки?
— В Саха театре меня с подругой заметил Василий Харысхал, поинтересовался кто мы, откуда. А потом позвонил режиссер Александр Владимирович, позвал пообщаться, сделать фотопробы. В общем, влилась я в команду, когда уже картину снимали. Так что зимой я очутилась в киноэкспедиции в Оленекском улусе.
— Как вживаешься в роль?
— Когда ты находишься непосредственно в среде, о которой говорится в фильме, сделать это намного легче. Сама я родилась в Якутске и мало где была в Якутии. Поэтому мой первый приезд в Оленек очень сильно меня впечатлил. Я даже на секундочку представила, что я и есть та самая Лида, которая впервые приехала из Ленинграда. Меня поразило абсолютно все: бескрайняя, суровая и в то же время красивейшая природа тундры, жизнь в кочевье оленеводов. А люди там живут просто прекрасные. Они чистые, открытые и дружелюбные. Вроде живем в одной республике, один народ, а все же, например, в Якутске чувствуется какая-то напряженность в общении незнакомых людей, недоверие, опасение. А здесь все намного проще. Это подкупает и заставляет восхищаться. А главы наслегов в Оленьке, так вообще милейшие люди, — рассказывает Настя.
Съемочной группе стало ясно, что они не прогадали с выбором на роль главной героини, когда Настя прилетела в Оленек. Там ее увидела пожилая старейшина, которая чуть не потеряла дар речи: «Я помню Капитолину Облезину, тогда я была совсем маленькой девчонкой. Так вот Настя очень на нее похожа».
Когда выйдет фильм?
Картину под рабочим названием «Победить или умереть» зрители смогут увидеть в конце года. Премьеру планируют устроить на открытии нового этнокультурного центра, который должны ввести в этом году в селе Оленек. Но почему же так долго шли съемки?
— Во-первых, мы снимали все сезоны природы. Основные съемки проходили в Оленекском и Анабарском районах. Там мы жили в экспедициях по несколько месяцев. В массовке участвовали местные жители, оленеводы, помогали улусные администрации. Им огромная благодарность за поддержку.
Затем были съемки в Хабаровске, где снималась сцена отъезда Лидии из Ленинграда. В этом деле нам здорово помогла АО «Дальневосточная железная дорога», которая специально для нас безвозмездно выкатила на рельсы раритетный паровоз.
— Любой процесс имеет и свои сложности. В нашем случае это занятость участников и в других проектах, у кого-то есть постоянная работа, которой тоже необходимо уделять внимание. Так что, действительно, мы немного подзатянули, но так оно и должно было быть, наверное, — считает Александр Лукин.
— А никак нельзя дубль со мной как-нибудь оставить в фильме? – делаю отчаянную попытку запечатлеть себя в хрониках кино.
— Увы, Настя, это невозможно, — смеется режиссер.
This post was published on 08.08.2019 11:42