Стоит ли бояться налоговой реформы?
Россия стоит на пороге грандиозной налоговой реформы, которая через полгода затронет всех граждан со сверхвысокими доходами. В первую очередь модернизация поспособствует сокращению неравенства и коснется не всех. Реформа позволит снизить налоги для семей с детьми, а бизнесу вложить средства в развитие.
Запрос на справедливость
Налоговая реформа назрела давно, о её насущной необходимости политики и экономисты говорили ещё раньше, чем произошли реформы местного самоуправления и ЖКХ.
Самый важный и принципиальный вопрос реформы – прогрессивная шкала налогообложения. Суть проста: чем выше у человека доход, тем больше процентная ставка налога. Цель законопроекта – заставить «раскошелиться» обладателей сверхвысоких доходов.
Эта схема работает в большинстве стран мира. У нас же до 2020 года действовало правило советской уравниловки, когда процентная ставка 13% едина как для топ-менеджеров с их огромными доходами и «золотыми парашютами», так и для простых рабочих, получающих на руки прожиточный минимум.
В конце 2020 года для обеспеченных россиян начал действовать налог в 15%, если заработок превышает 5 млн руб. в год. Налогом облагается не весь доход, а лишь та его часть, которая превышает указанную сумму.
Сегодня правительство внесло на утверждение Госдумой новый проект прогрессивной шкалы НДФЛ, где в зависимости от доходов будет пять ставок вместо двух существующих.
- 13% – для доходов до 2,4 млн руб. в год (менее 200 тыс. руб. в месяц);
- 15% – от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;
- 18% – от 5 млн до 20 млн руб. в год;
- 20% – от 20 млн до 50 млн руб. в год;
- 22% – свыше 50 млн руб. в год.
Повышенные ставки предлагают применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас.
Кстати, изменения в уплате НДФЛ не коснутся заработной платы участников СВО.
Отдельный сюрприз для тех, кто играет на бирже или вкладывает деньги в банки. Так, для дивидендов, процентов по вкладам, доходов от продажи ценных бумаг будут применять ставку 15%, если доход составит 2,4 млн руб. и более в год. Когда как сегодня по дивидендам, процентам по вкладам, доходам от продажи ценных бумаг такую ставку применяют, если эти доходы превышают 5 млн руб.
Внутренние ресурсы
Что мешало ввести прогрессивную шкалу налогообложения раньше? Как минимум, две причины. Первая – боязнь потерять наиболее квалифицированные кадры, тот самый топ-менеджмент и специалистов с высокими компетенциями, имеющих высокую заработную плату. Мы ещё с 90-х живём в той реальности, когда из страны эмигрируют наиболее высококвалифицированные кадры, талантливые студенты, а к нам приезжает простая трудовая сила – таксисты, строители, продавцы…
А вторая – сырьевые сверхдоходы, которые страна даже не могла освоить полностью и вкладывала в такие «кубышки», как Фонд национального благосостояния, из которых она могла компенсировать любые дефициты гос- казны. Просто не было насущной потребности.
Стоит сказать, что эти кубышки «сработали». Государство уже два года живёт в условиях экономической блокады, жесточайших санкционных ограничений, военной экономики, СВО, но, собственно, не испытывает каких-то потрясений. Магазины полные, гречку, консервы и соль никто про запас не скупает, стройки не остановились, нацпроекты работают, предприятия не закрываются. Но резервы не бесконечны, и бюджет страны надо чем-то поддерживать, в том числе через налоговые реформы и опору на внутренние ресурсы.
Доходы и расходы
Также реформа предусматривает изменения по налогу на прибыль. Планируется повышение ставки по налогу на прибыль с 20% до 25%. Помимо этого, кончится волшебное время для ИТ-компаний, где ставку по налогу на прибыль на 2025-2027 годы повышают с 0% до 5%.
Есть и отдельные меры поддержки, такие, как введение федерального инвестиционного вычета для организаций из приоритетных отраслей. Категорию и признаки таких налогоплательщиков будет устанавливать правительство. Региональные инвестпроекты предлагается сделать бессрочными. Плюс к этому возможно увеличение повышающего коэффициента с 1,5 до 2 к расходам на НИОКР.
Затронет налоговая реформа и бизнес. Это касается упрощенной системы налогообложения (УСН) – которая подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса.
Новая система предлагает увеличение лимитов, изменения в части НДС. А именно повышение базового порога доходов для перехода на спецрежим с 112,5 до 337,5 млн руб.
А также увеличение средней численности сотрудников для применения УСН с 100 до 130 человек, без возможности превышения, повышение порога доходов для применения УСН до 450 млн руб. и увеличение порога по остаточной стоимости основных средств с 150 до 200 млн руб.
НДС обяжут уплачивать при доходах более 60 млн руб. в год. При этом налогоплательщику хотят предоставить альтернативу. Он может выбрать общий режим – обычные ставки НДС со всеми вычетами. А может выбрать вариант без права на вычеты: ставку НДС 5% при доходах от 60 млн до 250 млн руб. в год и 7% при доходах от 250 млн до 450 млн руб. в год. Сейчас в общем случае налогоплательщики на УСН не должны платить НДС.
А ещё ожидается отмена повышенных ставок 8% для режима «доходы» и 20% – для «доходов минус расходы». Останутся 2 базовые ставки: 6% и 15%.
Добровольный отказ
Помимо того налоговики прикрывают схему дробления бизнеса. Дело в том, что при превышении компанией оборотов свыше 150 млн в месяц она теряет право использовать УСН.
Чтобы сэкономить на налогах, компании начали дробиться на несколько формально независимых, но по факту принадлежащих одному (или группе) выгодоприобретателей, с целью раздробить оборот и оставить его на уровне, не превышающем 150 млн на каждую компанию.
Реформа предусматривает налоговую амнистию при дроблении бизнеса в 2022-2024 годах при условии добровольного отказа от таких схем в 2025 и 2026 годах. Также для этих целей впервые вводят понятия дробления бизнеса и добровольного отказа от него. Так, добровольным отказом от дробления бизнеса предлагают считать расчет и уплату налогов с учетом объединения доходов всей группы или других показателей, которые нужно соблюдать для применения спецрежимов.
Освобождать от уплаты налогов, пеней, а также штрафов по итогам проверок за 2022-2024 годы предлагают, к примеру, если в решении инспекции по выездной проверке за 2025 и 2026 годы дробление бизнеса не установят. В этом случае обязанность по уплате долга за дробление бизнеса прекращается с даты вступления в силу последнего решения.
И в поддержку демографической политики государства к реформе прилагается пакет законов помощи семьям с детьми.
Так, по линии налоговой службы запланировано увеличение стандартных вычетов на детей. На второго ребенка – с 1 400 до 2 800 руб. На третьего и на каждого следующего ребенка – с 3 000 до 6 000 руб. Одновременно проект закона предусматривает увеличение совокупного дохода для применения вычетов с 350 тыс. до 450 тыс. руб.
Налоговая реформа в любом случае будет ещё дорабатываться. К этому есть все предпосылки – так, большинство фракций Госдумы с сомнением отнеслись к параметрам шкалы подоходного налога. И предлагают сделать её более гибкой и широкой, освободив вообще от налога на НДФЛ самые малообеспеченные слои населения и увеличить этот налог для богатых. К примеру, как в Китае, где шкала семиступенчатая, когда самые бедные отчисляют всего 3% от зарплаты, а граждане со сверхдоходами – 45%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: