Стипендиат Ил Дархана Розалия Тихонова: об аншлаге на премьере олонхо в Нюрбе и планах на будущее
В День Олонхо на сцене Нюрбинского театра прошла премьера. Зал был заполнен до отказа: зрители сидели под сценой, в боковых проходах – и так два показа подряд. А что давали? Олонхо.
Сегодня в гостях у «Якутии» – идейный вдохновитель постановки, единственная в республике женщина, обладающая самым почетным среди запевал осуохая званием «Аар Дархан осуохайдьыт», стипендиат Главы РС(Я) нынешнего года, отличник социальной службы РС(Я), отличник кино города Якутска, заслуженный работник культуры РС(Я), почетный житель города Нюрба Розалия Михайловна Тихонова.
«Только сейчас осознали»
– Я еще от премьеры не отошла. Как ее зритель принял! Телефон раскалился, прямо разрывается. Мне пишут: «Никогда не понимали, что за шум с этим олонхо. А сейчас посмотрели – оо!», «Еще хотим тойук услышать», «Вы почему героиню убили?» С этой героиней прямо беда – все ее жалеют. А кто-то и плакал.
Женщина ко мне после спектакля с претензией подошла, глаза утирает: «Неужели нельзя было эту девушку в живых оставить?» А рядом – дочка, маленькая такая, в начальной школе, небось, учится. «Мама, – говорит, – ты что, не слышала – когда ее душа улетала, она же пела: «Я вернусь». Значит, вернется!» Это меня больше всего поразило – что ребенок все понял.
У взрослых же другая проблема: «Во всех олонхо по одному абаасы, а у вас аж четыре. Зачем столько? Канон нарушили». Я говорю: «С этим – к автору». А он сто лет назад жил. Точнее, на будущий год отметим его 130-летие. Спиридон Васильевич Петров-Чыычаах. Уникальная личность. Не только олонхосут, но и кузнец, и резчик по дереву. И кстати, первый почетный гражданин Нюрбинского района.
В день премьеры в фойе театра мы еще и выставку его устроили. Внуки-правнуки его пришли, в том числе главный врач Реабилитационного центра. А после спектакля подходили один за другим и признавались: «Только сейчас по-настоящему осознали, каким человеком был наш дед».
Равнение на Кыыл Уола
– Три года я жила с идеей постановки большого олонхо. Никак нельзя было лицом в грязь ударить: у нас в Нюрбе Сергей Зверев-Кыыл Уола «Ньургуна Боотура» ставил.
Честно скажу – на олонхо «Ого Дьулаах бухатыыр» мой выбор пал не сразу. Думала, может, поставить олонхо Семена Егорова или Иона Харитонова-Саахардаах Дьуона?
Советовалась с учителем моим, Афанасием Семеновичем Федоровым. Он потом и автором сценария стал, поэтому его мнение было очень важно. Долго мы судили-рядили, даже на голосование вопрос ставили. В конце концов Афанасий Семенович нас убедил, что выбрать надо истинно якутское олонхо, а, к примеру, Саахардаах Дьуона много где был, на Бодайбинских приисках поработал, что и чувствуется. Вот и выбрали в итоге «Ого Дьулаах бухатыыра».
Режиссер – наш земляк Александр Титигиров. Мы его знаем по работе в Нюрбинском театре, сейчас-то он в Якутске, в ТЮЗе.
А артисты у нас народные. В том смысле, что сам народ и играл. В массовке – спасатели МЧС, сотрудники Пенсионного фонда и много еще откуда. В главных ролях – сотрудники клубов, худруки.
Одну из ролей исполнил заслуженный артист РС(Я) Илья Николаев, который раньше пел в Государственном вокальном ансамбле «Туймаада», а сейчас руководит Нюрбинской детской школой искусств. А моим дублёром в роли Аан Алахчын Хотун была Людмила Сергеева – ученица известной исполнительницы тойука Марины Петровой-Тойуктаах Марыына.
Кастинг мы объявили в мае. Больше 50 человек пришли поучаствовать. В самый раз – героев-то 17 человек. И девяносто человек массовки. А всего над спектаклем трудились 150 настоящих подвижников, включая наших замечательных швей, мастеров по металлу, художников.
«Сплошной восторг»
– Про музыкальное сопровождение надо сказать особо: музыканты наши, а дирижировал Николай Петров из Театра танца – кстати, зять автора олонхо, муж его внучки.
Инструменты такие: кырыымпа, три вида хомуса, айаан, кюпсююр, джага, сиксиир из рога, колокольчики, синтезатор и бас-гитара. Основная партия – у кырыымпы. Играл на ней руководитель оркестра «Кыл саха» Театра танца Дьулустаан Никифоров – тоже наш земляк, детскую школу искусств в свое время здесь закончил.
Декорации, костюмы – выше всяких похвал! Доспехи и клинки восемь кузнецов ковали из того железа, с которым имели дело наши предки.
Главный художник – Марина Андреева (известная своим брендом одежды «Улуу») обдумала весь дизайн, собрала вокруг себя мастериц – наши золотые наперстки. В работе над костюмами и сценографией принимала участие и Камилла Михайлова.
Как исполнительница роли Аан Алахчын Хотун про свой наряд скажу – сплошной восторг! Он сшит способом «кыбытыы» – и этим все сказано. Много ли костюмов шьют таким трудоемким методом? Тем более для сцены. Поэтому и надеваешь его с особым чувством. И роль эта для меня – тоже особенная. А то я раньше столько девок абаасы переиграла! Вот, честное слово, надоело уже. Всю жизнь мечтала о человеческой роли. А тут прямо «бери выше» – покровительница всего живого Аан Алахчын Хотун.
«Надо видеть»
– Марина подала еще одну интересную идею, которую реализовали мастерицы-кукольницы под руководством Галины Федоровой, сделав кукол в образе героев олонхо.
Помимо этого, в фойе была установлена ураса с двумя олонхосутами: старший – наш признанный олонхосут Василий Иванов-Чиллэ Басылай и молодой исполнитель Прокопий Федоров.
Да что рассказывать, это надо видеть. В марте будущего года мы должны показать наш спектакль в Якутске. Вообще, постановка приурочена к 200-летию Мархинского улуса, который будет отмечаться в следующем году.
Сейчас вот думаем, как столько народа увезти-привезти. А все хотят ехать. Отгулы, говорят, на работе возьмем. Хочется людям снова в роли героев олонхо на сцену выйти. А зрителям – посмотреть, билетов-то всем желающим не досталось.
Один доброхот даже снял спектакль на телефон и выложил в ютуб: за час 500 человек успело посмотреть, пока мы не спохватились. В интернет если выложим, то после премьеры в Якутске, а сейчас рано.
Своим путём
– Первый свой спектакль- олонхо я поставила в 1987 году с детьми народного фольклорного ансамбля «Ньурбачаан», который сама основала. Это был «Ньургун Боотур». Мне его посоветовал поставить Ксенофонт Дмитриевич Уткин, возглавлявший тогда Нюрбинский музей дружбы народов.
Ксенофонт Дмитриевич, можно сказать, и вывел меня на тот путь, по которому я с тех пор иду. По первому образованию я хормейстер, из Улан-Удэ приехала с совсем другим репертуаром. И вот они с Семеном Степановичем Егоровым, известным исполнителем скороговорок-чабыргахов, зазвали меня однажды и говорят: «Бросай ты это все и начинай чабыргах осваивать». Я тогда, помню, от обиды задохнулась: какой еще чабыргах, чего вы от меня хотите?
А потом приняла с Семеном Степановичем участие в I республиканском конкурсе исполнителей чабыргаха и стала лауреатом первой степени. Ну, я понимала, что такую высокую награду мне дали за то, что вышла в паре с признанным мастером, но это был первый мой шажок, первая ступенька.
Ксенофонту Дмитриевичу Уткину и Семену Степановичу Егорову посвящаю я и свое почетное звание «Аар Дархан осуохайдьыт», и стипендию Главы РС(Я).
Ксенофонт Дмитриевич, кроме всего прочего, еще и поселил меня у себя, когда я приехала учиться в Якутск на фольклорное отделение, открытое в 1991 году в качестве филиала Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Там мне и довелось учиться у Афанасия Семеновича Федорова.
С «Нюрбинской девушкой» на бис
– Мне эта учеба очень помогла в работе с детьми.
С детьми работать я всегда любила. Да и как не любить? Помню, на конкурсе «Хотун Булуу» в Верхневилюйском районе в финал прошел один из моих солистов, а дело в том, что солистами были родные брат с сестрой, шести и восьми лет, и я стала настаивать, чтобы их вывели вместе. Нет, сказали, пусть девочка споет сначала одна, потом в гала-концерте выступят оба. Но брат не стал дожидаться гала-концерта: как взвился с места, как выскочил на сцену, как налетел на сестру. Та уперлась, а зал лежит в лежку, хо- хочет. Мальчишка приободрился и спел на радость публике «Нюрбинскую девушку» – его потом долго публика не отпускала.
Нас там до сих пор по этому выступлению вспоминают. Уж, кажется, столько лет прошло, а у людей до сих пор лица светлеют: «Помним-помним, Розалия Михайловна, как солисты твои сцену поделить не могли! Где они сейчас-то?» Девочка Высшую школу музыки закончила, потом – Московскую консерваторию, сейчас там живет и работает, в столице. А брат – в Накыне.
Но кем бы мои дети ни стали, хомусы всегда при них. И в осуохае запевалами на ысыахах становятся. Что в детстве в человека вошло, то с ним навсегда.
Когда я была директором Нюрбинского республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов, мы занимались с ними хомусотерапией, тойуком и, конечно, олонхо. Показывали им его сначала в виде мультика, потом потихоньку они и сами стали изображать героев. Они не говорили, что компенсировалось большой усидчивостью: часами рисовали, играли в шахматы. Но это все развитие мелкой моторики, поэтому я им давала задания, например, нарисовать героев олонхо, а для этого до них надо было сначала донести его дух, идею. К тому же таким детям особенно нужна помощь предков. Хотя она всем нужна.
«Надо объединяться»
– Семья, корни – это для всех важно.
Я родом из Чаппанды. Отец мой был тойуксутом и запевалой осуохая. Чтобы этот дар жил в тебе, нужно быть близким к природе, а он был табунщиком – куда уж ближе.
А мама была поваром, растила нас, троих дочек. Отец не дожил до того дня, когда я получила звание «Аар Дархан осуохайдьыт», а мама успела порадоваться. Она в тот день сидела рядом со мной, и я по глазам видела, как она счастлива.
До поры до времени никто и не думал, что я пойду таким путем. В школе самодеятельность мимо меня прошла – не брали, говорили, что озорная слишком. Так ребенок же, энергию девать некуда.
Зато сейчас есть куда. Седьмой год руковожу Департаментом культуры Нюрбинского улуса. В прошлом году провели Международный этнофестиваль «Якутия – миру» с участием 16 команд со всей республики – швей, кузнецов. Да разве только это! И сейчас планов много. В одиночку, конечно, все это не осилить. Надо объединяться со всеми. Мы и объединяемся – с библиотеками, школами, музеями.
Жалко только, что в сутках всего 24 часа. Не хватает. А еще ведь семья. Ну да мы, женщины, и не с таким справлялись. С умом ко всему подходить надо, с женской лаской. И все будет как надо.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: