«Стерх»: и насладились, и поплакали

«Стерх»: и насладились, и поплакали

20:15
05 ноября 2019
Читайте нас

«В дни фестиваля наш театр был центром притяжения звезд мирового классического и современного балета, а наш город, наша республика – столицей культуры Дальневосточного федерального округа», — сказал директор Театра оперы и балета Сергей Юнганс, для которого «Стерх» стал первым боевым крещением на этом поприще.

Но он не преминул отметить заслуги двух женщин, которые стояли во главе фестиваля – его художественного руководителя, главного балетмейстера ГТОиБ Марию Сайдыкулову и председателя оргкомитета, заместителя директора Маргариту Васильеву, которая в день закрытия «Стерха» отметила свой день рождения.

Драматургия и интрига

«Эти пять вечеров станут настоящим праздником для любителей балета», — обещали нам в самом начале. Так оно и было: «И поплакали, и все на свете», — сказала одна из зрительниц, выходя из зала.

С ней солидарен и балетный критик Александр Максов, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска».
«Он живой и держит в напряжении, — поделился высокий московский гость своим мнением о гала-концерте, но эти слова можно отнести к фестивалю в целом. — Плетется драматургия, интрига, кого-то постигли неудачи – кто-то поскользнулся, споткнулся – но, слава богу, обошлось без травм и все, кто заявлен, смогли выступить.

Проделана огромная работа. Все было замечательно с точки зрения встречи, гостеприимства, а искренняя, теплая, неформальная атмосфера очень важна, ведь фестиваль – это не только танец, но и общение, попытка разговора, в котором рождается что-то интересное для обеих сторон».

«Все компактно, динамично»

Теперь о главном – о спектаклях. Их было четыре.

«Спектакли сложные, серьезные, — сказал Максов. — Балеты Григоровича вообще сложны и для мужского, и для женского кордебалетов. А «Лебединое озеро» произвело хорошее впечатление прежде всего работой кордебалета – органичной, синхронной, музыкальной. «Лебединые» картины заворожили…

Что же касается «Спартака» — я был очень удивлен. Это спектакль, который в полный голос звучит на сцене Большого театра, и смотреть его надо там. Но здесь он произвел на меня очень хорошее впечатление, посмотрел я его без чувства снисхождения, хотя и сцена уступает, и поставлен он по понятным причинам без технического размаха, и с декорациями пришлось пойти на вынужденное упрощение. Зато кордебалет, солисты, сам спектакль… Посмотрел с интересом, не делая скидок.

И «Корсар» порадовал, а это тоже очень сложный в постановочном отношении спектакль. Одна только сцена разрушения корабля чего стоит, так что ждал я его, признаюсь, с тревогой. Но увиденное выглядело убедительно, хотя и предстало в сокращенном виде.

Удачно, что декорации заменены видеопроекцией – это и оживляет, и удешевляет (что в наше непростое время немаловажно), и разнообразит «картинку».
Только вот кулисы… если в «Спартаке» они замыкают пространство, то в «Корсаре» «живут» сами по себе – хорошо бы поработать над этим.
Неплохо было бы также уточнить какие-то мизансцены. Для меня, например, история Бирбанто не закончилась, и отношения комического Сеида-паши с его женой, которая его ревновала, — здесь это прошло скороговоркой. Но если всего этого не знать, то все компактно, динамично и смотрится на одном дыхании».

«Надо растить солистов»

А вот оценка «Дон Кихота» была строгой: критик назвал спектакль «требующим серьезного обновления, начиная с декораций и заканчивая танцем».
Похвалы, по большому счету, удостоился лишь Эспада в исполнении Сарыала Афанасьева: «Он был на более высоком художественном уровне, чем кто-либо еще». Воздав должное премьеру Astana Opera Бахтияру Адамжану, станцевавшему главную партию («техничный, темпераментный, выразительный танцовщик – я этого от него ждал, это он и выдал»), Максов снова вернулся к танцу Афанасьева: «Без внутреннего напряжения, без желания покорить публику он показал высокохудожественный уровень.
Сарыала очень приятно было увидеть, и это встреча уже не с тем мальчиком, который делал первые шаги на конкурсах, а с серьезным, элегантным, выразительным, музыкальным танцовщиком с культурной, корректной подачей своего образа, своего танца. Его шарм отметили все».
Внимание критика привлек и Павел Необутов, исполнивший в «Лебедином озере» роль Шута, а в гала-концерте, по выражению Максова, «ударно» станцевавший па-де-де из балета «Сильфида». Дуэт Венеры Федотовой и Тимофея Федотова из «Ромео и Джульетты» Александр Игоревич назвал «трепетным».

И вот что еще было сказано о нашем театре: «Огромным достоинством этой труппы является то, что все они – выпускники одной школы. Все от мала до велика получили образование здесь, чувствуется единство школы, единство стиля – физическое и духовное.
Перспективы у вас хорошие. Балет уже есть, надо растить солистов».

Племя младое

Наведался Александр Максов и туда, где их растят — в Якутскую балетную школу имени Аксении и Натальи Посельских.

«Вы уже знаете, что такое стертые в кровь пальцы и, наверное, чувство соперничества, — сказал он на встрече с учениками. — Хочу пожелать, чтобы чувства зависти и раздражения вас не касались, чтобы каждый день вы старались, по выражению Михаила Барышникова, танцевать лучше себя самого, а не кого-то другого. Это сохранит вашу нервную систему. Только добрый человек может нести добро, а зло и глупость зритель сразу считывает».

«Стерх» — фестиваль классического балета, но его участники показали нам и современный танец.

Кстати, Максов на встрече в балетной школе деликатно выразился о нем: «Это не моя чашка чая. Это другой мир, другой берег, у нас разная система координат».
Здесь критик счел нужным пояснить: «Современная хореография современной хореографии рознь. Постановки Екатерины Тайшиной, за которыми я слежу, это одно. Она хорошо подбирает музыку, работает с исполнителями. Единственное, за что я ее как-то внутренне поругал – когда она купировала Адажио из концерта Моцарта. Это же музыка, которая поднимает над миром…

Но когда музыка заменяется звуками, отсутствует образность, а на все вопросы дается ответ: «Не надо ничего понимать, надо просто смотреть», — это совсем другое».

Мнение уважаемого критика разделяла и публика: на гала-концерте зрители, с восторгом аплодировавшие па-де-де и адажио из классических балетов, начинали шушукаться и даже, извините, ватсапиться, когда те же самые артисты  демонстрировали свое владение приемами современной хореографии.

Хотя «Пятую позицию и пространство» в исполнении балетной труппы «Современного театра балета Ян» из Южной Кореи, где музыка как раз заменена звуками, все смотрели очень внимательно.

Однообразные ухающие звуки даже как-то слегка гипнотизировали, а несколько механистическая пластика красивых и грациозных танцоров как минимум не была скучной. Что ж, может, дорастем когда-нибудь и до понимания «пятых позиций».

До свидания! До встречи!

В завершение осталось упомянуть, что именно во время фестиваля публике объявили: заслуженными артистами РС(Я) стали Динара Гасанбалаева и Павел Необутов, отличниками культуры – Евгений Егоров, Станислав Местников, Сайнаара Иванова, Венера Федотова и Тимофей Федотов. А Почетными грамотами Министерства культуры и духовного развития РС(Я) были награждены дирижер Николай Пикутский и артисты балета Ксения Лукина, Николай Попов, Мария Артамонова и Юлия Мярина. Поздравляем!

И, как сказал директор Театра оперы и балета Сергей Юнганс, ждем всех на XI фестивале классического балета «Стерх»!
А за поддержку в проведении юбилейного 10-го благодарим Министерство культуры РФ и Правительство РС(Я), «Якутскэнерго», «Янзолото», «Алмазэргиэнбанк», «Сбербанк», фирмы «Киэргэ» и «Бриллианты Якутии», авиакомпанию «Якутия», ресторан «Тыгын Дархан» и отель «Азимут».

Фото: Василий Кривошапкин, Андрей Сорокин.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
19 апреля
  • Ощущается: 2°Влажность: 48% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: