Удивительный край – Томпонский район! Здесь и быстрый полноводный Алдан, и устье красавицы Амги, и уникальная горная река Томпо длиной 600 км. Горы, покрытые кедровым стлаником, за вершины которых цепляются облака. Горные речушки и реки с изумрудной водой. Но чтобы увидеть эту красоту – нужны дороги.
Сегодня республиканскую трассу «Яна» общей протяжённостью более 900 километров с твёрдым покрытием на Тополиное (до села 186 вёрст от Хандыги) пробивает строительная компания Михаила Матыки ООО «Дортранс». Сдвигает горы, чтобы засыпать скальной породой и гравием дорогу, строит мосты через реки Менкюле, Уулаах, Горбатый, Куранах, Медный. Чтобы не по автозимникам ездили якутяне, а по нормальным трассам!
Развилка судеб
Когда мы со специалистами ГКУ «Управтодор РС(Я)» приехали в Хандыгу, то узнали, что Матыка работает на 128-м километре. Пробивались к нему, но дорогу преградила речка Уулаах (Водная). Воды было много после дождей. Пришлось вернуться.
Сам родом из Хабаровского края Михаил Алексеевич работает в Якутии с 1975 года. Начинал инженером-дорожником и вскоре дорос до начальника дорожной компании. Основал с подопечными полностью благоустроенный посёлок автодорожников Развилка в горах Верхоянья, где у них сегодня расположена база и проживает 400 человек.
Кстати, по дороге мы пообедали в посёлке Тёплый ключ. Очень компактный, с аккуратными тротуарами и разметкой. Сразу видно, что живут здесь дорожники. Хотя он был основан в ноябре 1943 года как аэродром подскока авиатрассы Аляска – Сибирь (Алсиб).
Когда дорожных компаний стало слишком много – и федералы, и местные – ООО «Дортранс» уехало строить тогда республиканскую трассу Вилюйск — Сунтар. Туда было вложено много средств, и компания Матыки обзавелась мощной современной техникой. Томпонцы потом гордились, что участки, выстроенные ими, сохранились в первозданном виде после дождей и других катаклизмов природы.
И вот пришло время вернуться домой. Сейчас ООО «Дортранс» строит дорогу от таттинского села Уолбы до томпонского Мегино-Алдана и трассу «Яна». Автотрасса раньше можно сказать была односторонней – на ней едва могли разминуться встречные автомобили. Сейчас она широкая, крепкая, с твёрдым покрытием.
А проведён ремонт был благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». В 2019-2021 годах на автодороге «Яна» отремонтировано 79,1 км. До конца текущего года должны быть сданы ещё 40,8 км. Всего до конца 2024 года планируется отремонтировать свыше 187 километров трассы «Яна».
До Ледовитого океана
Раньше в советское время трассу Якутск — Магадан содержала мощная компания союзного значения «Якутзолото». Сворот на 172-м километре на Нежданинское месторождение с 1977 года тоже пробивала она, также, как и построила мост через реку Восточная Хандыга.
49 мостов в Куйге строил Матыка. Они стоят до сих пор. Потом СССР развалился, и трасса «Колыма» стала федеральной.
Кому нужны автодороги в горах? Чтобы было удобно местным жителям, сегодня нередко чувствующим себя изолированными на своих территориях. Это нужно туристам, желающим увидеть красоты нашего края. А ещё это нужно нам всем, так как в горах Томпонского, Оймяконского, Верхоянского, Усть-Янского и Усть-Майского улусов – настоящий клондайк. По содержанию полиметаллов и золота этим районам нет равных во всем мире. И до этих полезных ископаемых как-то надо добираться.
Но планы у Сталина и советского руководства были хотя и наполеоновскими, но преследовали несколько иные цели. Чтобы довести трассу «Яна» через Усть-Янский район до Северного Ледовитого океана, Юрий Билибин в 30-е годы провёл три Колымские геологические экспедиции. И трасса Магадан – Якутск началась с бухты Нагаева, где и вырос город.
«Дорогу на костях» построили за рекордные 23 месяца. Меньше, чем за два года. Первая цель трассы была стратегическая – провести танковую колонну через горы, по пролазу для выхода к морю против милитаристской Японии. Это потом уже в 1960-х начали изыскания геологи, которые нашли золото, серебро, вольфрам, свинец, редкоземельные элементы и редкие металлы.
Сейчас здесь работает группа компаний «Полиметалл», который имеет 21 филиал разработок по всему миру. Они и заключили договор на строительство трассы с твёрдым покрытием до Тополиного.
Из Тополиного дорога пойдёт до села Багарас Верхоянского улуса. И далее – автозимник продлённого действия (на 1-1,5 месяца длиннее, чем обычный). На нём два моста – через реку Дюгюэ длиной 70 погонных метров и мост через реку Томпо протяжённостью 400 метров в полутора километрах от Тополиного.
По договору Якутия и «Полиметалл» выделяют на трассу «Яна» по 700 миллионов рублей.
Кстати, в мае сего года были проведены изыскания по строительству моста через Алдан. Строить его будет «Росавтодор», значит, объект будет возводиться на федеральные деньги. Это будет вантовый мост на 374 метра, как из Владивостока на остров Русский. А добиться строительства удалось, внеся мост в проект реконструкции федеральной трассы «Колыма».
Почерк Бочонина
С давних пор все автомобилисты поминают недобрым словом дороги Амгинского и Чурапчинского улусов, и хвалят автотрассу, пролегающую на территории Таттинского улуса. Это вотчина опытнейшего дорожника Ивана Бочонина, главы АО «Таттаавтодор». Он за свои труды даже получил медаль в Париже.
Едешь по таттинской гравийной трассе со скоростью 100 километров час и в ус не дуешь. Местами она пройдена грейдерами таким образом, что аж блестит, как мокрый асфальт.
После Ытык-Кюеля в сторону Томпонского района на десятки километров по обеим сторонам дороги идут горельники. Тайга горела в прошлом году сильно. От жары мерзлота, до которой всего две штыковые лопаты грунта (70 см), тает очень быстро. Образуются болота, с холмов идут сели и оползни. Так что содержать трассу становится весьма проблематично. Но грейдеры и техника Бочонина работают по всей протяжённости трассы Таттинского улуса и Томпонского района до реки Алдан.
Кроме этого компания Ивана Ивановича работает на дороге Хандыга – Джебарики-Хая – Эльдикан. Это трасса «Алдан», которую пробили в 2009 году. В дальнейшем она должна соединиться с автотрассой «Амга» в Усть-Майском улусе и выйти на незамерзающий морской порт Аян, куда дорогу проторили ещё наши предки. Нам надо пройти свой путь снова.
This post was published on 28.08.2022 12:01