Коррупционные проявления, к сожалению, характерны для муниципальных и государственных органов власти. Однако если прерогативой полиции, Следственного комитета и суда является преследование и наказание нарушителей, то задача отраслевых профсоюзов – прежде всего отстаивание прав своих членов с тем, чтобы был соблюден принцип презумпции невиновности.
Председатель Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания и член Республиканской комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РС(Я) и урегулированию конфликта интересов Вячеслав Алексеев рассказал для читателей «Якутии», какие сложности характерны в сфере защиты прав государственных и муниципальных служащих.
Служащий «обложен» со всех сторон
– Главная цель профсоюзов – это, прежде всего, представительские функции, защита прав и интересов членов, как на уровне учреждений, так и в судах, – говорит Вячеслав Петрович. – Полномочиями защиты членов профсоюза наделены правовые инспекторы. Наш профсоюз особенный в том плане, что в него входят практически все государственные гражданские и муниципальные служащие Якутии. Всего более 14 тысяч человек.
В сфере защиты прав и интересов служащих имеются определённые сложности, так как их деятельность жёстко регламентируется рядом федеральных законов и, прежде всего, законами о государственной и муниципальной службе. Это накладывает массу ограничений. Например, государственные и муниципальные служащие не имеют права параллельно заниматься иной деятельностью, помимо творческой, преподавательской и научной. Остальные виды деятельности, включая предпринимательство, учредительство в коммерческих компаниях, под запретом.
Служащие обязаны каждый год сдавать декларации о своих доходах и имуществе. Кроме того, они должны подавать такие декларации и на всех членов семьи. Проверку деклараций осуществляют не только кадровые службы, но и прокуратура. При исполнении служебных обязанностей служащие не имеют права получать подарки дороже 3000 рублей. Получил – сдай, а потом можешь выкупить.
Грубо поговорил с гражданином – вот и повод для жалобы. Не ответил в течение 30 дней на запрос – также нарушение. Так что служащий, как говорится, «обложен» со всех сторон. При этом бастовать, митинговать и критиковать вышестоящее руководство он не имеет права.
Что касается антикоррупционной деятельности, то здесь контроль последовательный и серьёзный. Так, у нас при каждом учреждении созданы комиссии по противодействию коррупции, которые могут привлечь служащего к ответственности в случае выявленных нарушений. На Республиканской комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РС(Я) и урегулированию конфликта интересов также рассматриваются все эти спорные моменты. Инспекторы нашего Профсоюза входят в эти комиссии в качестве экспертов.
Распространённые нарушения
– Основную массу нарушений составляют факты, связанные с предоставлением недостоверных сведений о доходах и имуществе, – продолжает Вячеслав Петрович. – Бывали случаи, когда супруги скрывали друг от друга свои доходы, а затем такой обман выявлялся в ходе прокурорской проверки.
Или возьмём другой пример. Кому-то завещали в наследство автомобиль или квартиру, но человек об этом ещё не знает, соответственно, не декларирует этот доход. Получил гонорар за лекцию в университете – не задекларировал его, и вот, пожалуйста, нарушение на ровном месте. При этом такие нарушения нельзя назвать злонамеренными с целью сокрытия информации о своих доходах.
В другом случае поступала информация, что госслужащий является учредителем в коммерческой организации. При проведении проверки выяснилось, что на момент поступления на госслужбу человек вышел из состава учредителей, но данные об этом в Едином государственном реестре юридических лиц ещё не были отражены. Вот и «числился» наш проверяемый в коммерсантах. В единичных случаях служащие по какой-либо причине не выходят из состава учредителей коммерческой организации. Тогда их ждёт однозначное увольнение со службы. Это требование закона.
Словом, в этой сфере налажен жёсткий системный контроль, поэтому большинство людей старается поступить на службу «чистыми».
Таким образом, сегодня система приёма на государственную и муниципальную службу упорядочена. Есть определённый перечень документов, которые необходимо предоставить. Они также скрупулезно проверяются. В свою очередь инспекторы нашего профсоюза являются членами конкурсных и аттестационных комиссий в качестве экспертов. Отмечу, что в последнее время нарушений в плане предоставления документов со стороны кандидатов в служащие стало меньше. В какой-то мере это заслуга и наших экспертов. Мы строго следим за тем, чтобы не было нарушений прав, всё должно быть по закону.
Ещё одно требование законодательства о государственной и муниципальной службе – это запрет на занятие должностей в подведомственных учреждениях в течение двух лет после увольнения со службы. Человек должен написать заявление в Республиканскую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РС(Я) либо в Управление по противодействию коррупции и иным правонарушениям при Главе РС(Я) о том, что он намеревается перейти на работу в учреждение, которое он курировал будучи госслужащим. На это обязательно должно быть получено разрешение во избежание конфликта интересов.
Бывают, конечно, случаи, когда человек не уведомляет никого и переходит с государственной службы в подведомственное учреждение без антикоррупционного разрешения. Такие факты вскрывает ближайшая прокурорская проверка, и нарушитель вынужден увольняться. Разумеется, солидным административным штрафам подвергается и учреждение, принявшее на работу бывшего чиновника.
Виновен? Надо доказать!
По мнению собеседника, в плане профилактики коррупционных проявлений большую роль играют общественность и СМИ республики. Опубликованные в СМИ факты о коррупционной деятельности конкретных лиц ложатся в основу проверок антикоррупционных комиссий, становятся основаниями для прокурорского реагирования и далее для возбуждения уголовных дел.
– Особенно ощутима роль общественности и СМИ, когда в муниципалитетах возводится некачественное жилье для детей-сирот или аварийщиков, – отмечает Вячеслав Петрович. – Порой застройщики ради того, чтобы выиграть тендер, занижают стоимость работ, а затем строят из некачественных материалов, а муниципалы закрывают на это глаза. Также получают огласку факты, когда главы муниципальных образований подписывают акты выполненных работ и расплачиваются с застройщиками, хотя объект в реальности ещё не возведён. Но тут необходимо внимательно оценивать обстоятельства: был ли корыстный умысел у главы МО на получение «отката» от подрядчиков или им двигало желание своевременно освоить выделенные на строительство деньги, чтобы они не были отозваны?
Таким образом, в республике периодически вспыхивают так называемые резонансные дела, фигурантами которых являются муниципалы. Однако в большинстве случаев коррупционная составляющая не находит своего подтверждения. Ну, а мы всегда стоим на защите члена нашего Профсоюза. Если он в чем-то обвиняется и привлекается к ответственности, то его вина должна быть доказана. Тем более в наше время, когда на государственного и муниципального служащего может быть написана жалоба буквально за то, что он в шутку сказал: «Спасибо не булькает».
Цифры
10 преступлений совершено в Якутии против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МСУ, в том числе: 2 факта злоупотребления должностными полномочиями, 3 факта служебного подлога и 4 факта дачи взятки.
(Данные Прокуратуры РС(Я) за январь 2021 года).
This post was published on 06.03.2021 14:17