Фильм Эллея Иванова «Сэттээх сир» («Проклятая земля») снискал в 1990-е годы славу самого жуткого якутского хоррора. Сиквела пришлось ждать почти четверть века. И вот — дождались!
Степан Бурнашев, режиссер:
— «Сэттээх сир» я смотрел школьником. Я тогда был киноманом и смотрел все подряд. Западные ужастики со спецэффектами большого впечатления на меня не производили, или производили, но не то: не было главного — страха.
А тут вроде простая история, но атмосфера старого балагана, где вот-вот должно произойти что-то ужасное, нутром чувствовалась.
Тогда я впервые понял, что мы можем снимать свое кино. Не лично я — это было за гранью возможного, а именно мы, саха. В этом меня убедили два фильма: «Хайыылаах» и «Сэттээх сир».
«Сэттээх сир» многие хотели переснять. А Семён Шишигин предложил снять продолжение. Это же намного интереснее!
Новая история, можно добавить какие-то линии, расширить и углубить то, что в первом фильме было лишь намечено.
Снимали в трёх улусах и Якутске. Сначала хотели в Амгу, но в Горном улусе нашли несколько хороших мест. До Амгинского тоже всё-таки доехали, до II Чакыра. Несколько сцен сняли в Хангаласском.
Мистика? Мистика присутствовала.
Когда готовились снимать сцену с мертвой птицей, собрались делать муляж, но на глаза попалась настоящая. Как по заказу.
Или должны были снимать сцену, где все вокруг окутано туманом. А его не было, и мы уже даже думали, что добавим с помощью компьютерной графики. Но природа решила помочь.
Были и другие моменты, но все было в положительном ключе.
Эту помощь я ощущаю. И всегда соблюдаю традиции, провожу обряды — не только на этом фильме, а всегда.
О чем молчала Виолетта
— Конечно, свои задумки на 100% реализовать нельзя. Бюджет у нас, как правило, небольшой, зато выкладываемся мы полностью.
Я был очень рад, что артисты Саха театра Петр Баснаев и Надежда Ушницкая, сыгравшие в первом фильме, согласились сниматься у меня.
А вот девушку на роль их дочери пришлось поискать. Главным, конечно, было внешнее сходство с Петром и Надеждой.
Но даже начав снимать Виолетту Христофорову, я не знал, что она, оказывается, родственница Эллея Иванова, который снял первый фильм. Виолетта об этом молчала, так что когда я всё-таки об этом узнал, у меня был… ну, не шок, но ощущение того, что круг замкнулся.
После показа создатели первого фильма — режиссер Эллэй Иванов, сценарист Семён Ермолаев-Сиэн Екер, оператор Эдуард Новиков — сказали нам много теплых слов. Это было важно для нас.
Сейчас на очереди ещё один мой фильм — «Хара хаар». Надеюсь, что он выйдет на экраны в январе.
Но я уже думаю о других работах. Планов много.
Три варианта сценария
Алексей Амбросьев, сценарист:
— «Сэттээх сир» я смотрел в детстве. Было страшно.
Но я, конечно, не думал, что когда-нибудь мне доведётся писать сценарий продолжения.
Все началось с того, что ко мне пришли Семён Шишигин — автор идеи и Степан Бурнашев — режиссер.
Перед тем, как приступить к работе, поговорил с Семёном Ермолаевым-Сиэн Екер, который написал сценарий первого фильма.
Однажды я ставил спектакль по его пьесе, доработав ее по-своему, и актер отказывался играть сцену самооскопления, которой у Сиэн Екера не было. Большой переполох поднялся, а спокойнее всех к происходящему отнёсся именно Семён Ермолаев. «Это ваши режиссерские дела», — сказал он мне тогда.
Но на этот раз была другая ситуация: я должен был написать продолжение его истории, которая на многих, в том числе и на меня, произвела впечатление.
И вот, получив его благословение, начал.
Разумеется, не раз пересматривал фильм. Месяца за два с половиной сценарий был готов. Точнее, первый его вариант. Всего же их было три, и все кардинально отличаются друг от друга. Если бы выбор режиссера пал на первый или второй вариант, вы бы увидели совсем другой фильм.
Работать было интересно. Работать всегда интересно, когда перед тобой стоит большая задача, а тут надо было дать ответы на вопросы, которые авторы поставили в первом фильме. Мне самому всегда было любопытно, что же стало потом с этими героями, что вообще творится в их мире. А ещё важно было сохранить стилистику.
На съёмочной площадке я тоже пару раз побывал. Ребята работали вдохновенно, с горящими глазами.
Теперь я и сам хочу ужастик снять. Но хоррор — сложный жанр, непросто нащупать то, что нас пугает. Там же задействованы глубинные человеческие страхи. Но это дело будущего.
Сейчас мы закончили «Агента Мамбо», монтаж должен начаться. Пандемия, конечно, помешала. Все «висит». Много фильмов должно выйти, а мы по плану хотим весной, но как получится, сейчас никто сказать не может.
В театре тоже хочу поработать. Была бы пьеса хорошая — взялся бы. Поставил бы в том же Нюрбинском театре, где начинал. Написать самому? Не знаю. Пьеса — не сценарий.
Правда, у меня есть музыкальная пьеса, но это другое. Драматическую пока не нащупал.
Фото предоставлено героями материала.
This post was published on 10.10.2020 10:34