Советы психолога: Как подготовить ребенка к детскому саду
Ребенок впервые идёт в детский сад… Событие не только радостное, но и волнительное: это испытание не только для ребёнка, но и для мамы. Как помочь малышу? Как подготовить его к этому важному этапу? Стоит ли обращаться за помощью к психологам? Об этом журналист газеты «Якутия» поговорила с педагогом-психологом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы Намского района Анной Москвитиной.
Центр игровой поддержки ребенка
Здание детского сада «Сулусчаан» было введено в 2013 году. Оно соответствует всем образовательным стандартам. Второй год здесь свою работу ведет Центр игровой поддержки ребенка «Ступеньки роста», которым руководит Анна Егоровна.
— Наш центр функционирует с 2018 года. Здесь занимаются дети в возрасте от полутора до трёх лет (группа «Малышок») и дети дошкольного возраста от трёх до семи лет (группа «Лучик») с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не посещающие детский сад.
В 2018-2019 учебном году у нас занимались 18 детей раннего возраста и 14 детей с ОВЗ, а в первом полугодии текущего учебного года – 15 детей раннего возраста и 12 детей с ОВЗ. Наши занятия проводятся на бесплатной основе два раза в неделю.
Для малышей их проводят педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания. Для занятий задействованы оборудованные помещения: сенсорная комната, музыкальный и физкультурный залы, кабинет учителя-логопеда. Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывается индивидуальная помощь педагога-психолога и учителя, —рассказывает Анна Егоровна.
Самое интересное место для детей — сенсорная комната. Здесь и большой сухой бассейн, мягкие модули, различные качели («бревно», платформа, гамак), мягкий остров для релаксации, развивающие игрушки по системе Монтессори и Никитиных. Все игрушки и игры подобраны с учетом возрастного развития.
— Как проходят занятия?
— В группе «Малышок» — совместно с родителями. Знакомим с возрастными особенностями детей, возрастными изменениями физического развития ребенка, играми и упражнениями по развитию речи и др. Показываем родителям, как нужно заниматься с малышами, на что обратить внимание. Ведь развитие ребёнка зависит в большей степени именно от родителей.
В группе «Лучик» у нас занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья: с задержкой психического здоровья, различными нарушениями речевого развития, опорно-двигательного аппарата, координации и моторики. Для них предусмотрены занятия, оказывающие коррекционное воздействие: растяжка, массаж рук, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, развивающие игры и упражнения, релаксация. Кроме того, дети с удовольствием занимаются на оборудовании сенсорной интеграции.
Через игру ребёнок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.
Играть или не играть с ребенком?
— Анна Егоровна, меня, как маму трёхлетнего ребёнка, интересует вопрос: нужно ли родителям играть с ребёнком или же он может справиться сам?
— Как часто можно услышать от многих мам и пап, что им не хватает времени для общения со своим малышом, а тем более для занятий с ним. Всё не так сложно, как кажется. Было бы желание!
Ребёнку необходимо общение с близкими людьми, а лучшее общение для него – это совместная игра. Поэтому основной задачей родителей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша.
Взрослые могут сами начать игру, показать, как из треугольника и прямоугольника строится дом, обратить внимание ребенка на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но их объединяет один цвет. Постепенно к предметной игре (покатать машину, коляску, например) придёт сюжетная и сюжетно-ролевая игра: вот здесь у нас дом, а здесь гараж, я мама, ты папа, а ты наша дочка и т.д. В старшем дошкольном возрасте ребёнок предпочитает игры со сверстниками. Появляются ролевые игры, дети планируют свою игру, договариваются и самостоятельно распределяют роли, готовят и подбирают атрибуты для игры и т.д.
— А как считаете, можно ли занимать ребенка гаджетами?
— Гаджеты и телевидение сейчас являются неотъемлемой частью нашей жизни и уже крепко вошли в нашу повседневную жизнь. Возглас «Мама, дай поиграть!» у современных детей относится уже не к кукле или машинке, а к мобильнику. В будущем, конечно, ребёнок всё равно с ним столкнется. Тем не менее, надо помнить, что психика у него неокрепшая, поэтому доступ если и может быть, то только строго ограниченный.
До трёх лет детей допускать к электронным устройствам вообще не рекомендуется (в том числе к телевизору).
А в более старшем возрасте необходимо строго контролировать время, которое дети проводят за гаджетами. В идеале оно не должно превышать часа в день с перерывом каждые 15-20 мин. для отдыха глаз и физического расслабления. Гаджеты увлекают ребёнка в мир, где всё легко и просто, где самая сложная проблема решается нажатием кнопки и откуда так нелегко вырваться. Конечно, родители должны не «упустить» ребёнка и придерживаться ограничений в отношении гаджетов.
Психологи в детском саду
— С какими вопросами к вам обращаются родители?
— По вопросам адаптации ребёнка к детскому саду, развития и воспитания, подготовки к обучению в школе. Одним из основных направлений работы педагога-психолога является содействие в выявлении трудностей и нарушений у детей для оказания им коррекционной психолого-педагогической помощи.
— Иногда бывает так, что ребёнок, до этого с охотой посещавший детский сад, вдруг наотрез отказывается туда идти. Почему?
— Для начала необходимо выслушать мнение родителей, педагогов и, конечно, самого ребёнка. Причины могут самые разные: поссорился с другом, не поделили игрушку, не хочет днём спать, не может привыкнуть к новому воспитателю и др. В этом случае мы помогаем разрешить конфликт, положительно настроиться на общение всем участникам, наладить контакт. Но порой причины негативного отношения к детскому саду заключаются и в семье. Когда родители открыто выражают свое недовольство детским садом, то и у ребёнка формируется подобное отношение.
Воспитатели и психологи наблюдают за поведением, с семьей проводятся беседы, адаптационные и психологические мероприятия. Некоторые дети предпочитают спокойную обстановку, уединенные игры и устают от большого количества людей. Родители, как правило, предупреждают об этом воспитателей. В таких случаях мы даем ребенку возможность уединиться, посидеть в тишине.
Если вы заметили изменение в поведении малыша, надо обратиться к воспитателю с просьбой понаблюдать за ним, переговорить с психологом. А главное — проанализировать свое поведение и отношения с ребенком.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: