X

Советы психолога: как подготовить первоклассника к школе

Режим дня позволяет ребёнку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Фото: pixabay.

Начало нового учебного года уже совсем близко. Скоро тысячи первоклассников впервые переступят порог школы. Как за месяц подготовить ребенка к серьезным изменениям в его жизни, рассказала «Якутии» семейный и детский психолог Екатерина Градинар.

Первоклашки без комплексов

– Екатерина, что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу?

– Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь. В число необходимых знаний входит:

  1. Знание собственного имени, возраста, состава семьи, профессии и места работы родителей, домашнего адреса.
  2. Характеристики погоды, знание семейных групп, как: растения, овощи, фрукты, ягоды, животные.
  3. Знание и различие времен года, времени суток, месяцев и дней недели. Понимание пространственных категорий – «верх», «вниз», «вперед», «назад», «вправо», «влево».
  4. Элементарные правила этикета, знание о мире профессий, спорте, искусстве. Например, ребенок знает, что такое футбол. Знаком с книгами, которые соответствуют его возрасту.
  5. Знает и умеет обуваться и одеваться самостоятельно. Владеет навыками гигиены.

Все это невероятно важно, но в случае, если у ребенка отсутствуют знания по отдельным категориям, наверстать всегда можно.

Что значит быть готовым психологически?

– К семи годам у среднестатистического ребенка появляется желание ходить в школу. Учеба становится интересной, потому что его психика переходит на более сложный уровень освоения окружающей среды. Бывает, что этот период смещается к восьми годам. И в этом тоже нет ничего страшного – это индивидуальная особенность развития каждого ребенка.

К старшему дошкольному возрасту он начинает учиться  самостоятельно контролировать свое поведение. Сначала это проявляется в игре, затем и в других видах деятельности. Ребенок должен уметь остановить себя, учитывая социальный контекст. Например,  принес в школу игрушку, но не достает ее на уроке, а играет только во время перемены. Потому что понимает и контролирует свое поведение.

Также будущий первоклассник уже может поддержать диалог, принимает правила группы, участвует активно в групповой деятельности.

У страха глаза велики

Верно ли, что дети, которые ходили в детский сад, проще и быстрее привыкают к школе, чем те, кто не посещал его? В чём особенности школы и на что обратить внимание ребенка?

– Правильнее будет сказать, что дети, которые посещали детский сад, активно развивали коммуникативные и волевые навыки. Однако это не значит, что у детей, у которых отсутствует  этот опыт, таких навыков нет. Обычно они формируются на дополнительных кружках, например, когда они посещают кружки танцев, рисования или спортивные секции.

Однако если вы заметили, что ваш ребенок знает ответ на вопрос или любит игру, в которую играют дети, но держится обособленно – ваша задача научить его общаться. Подскажите, как заговорить, например, дав ребенку с собой игрушку или его любимую книжку. Разыграйте с ним диалог по ролям, выработайте стратегию.

– Многие родители пугают ребенка повышенной ответственностью: «Школа — это не детский сад, там никто не будет с тобой сюсюкать». Стоит так делать?

– Естественно, нет, единственное, что мы делаем в такой ситуации – создаем страшный образ школы, формируем негативные эмоции. Постоянно педалируя страх, мы ради результата «сейчас» растим тревожного, неуверенного или легко возбудимого ребёнка.

Представьте такую ситуацию, вы нашли работу, которая вам нравится. Вы очень ждете первого дня, но за неделю вам начинают говорить: «Ты туда придешь, сразу начинай работать, никто тебе ничего объяснять не будет. Там все строго. Попробуй только начальника не послушаться, сразу премии лишишься». И вот уже работа мечты стала самым ненавистным местом, куда и вставать-то по утрам не особо хочется. У детей такая же ситуация.

Отрепетированный день

– Что уже можно делать сейчас?

– Режим дня позволяет ребёнку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Нужно готовиться заранее, хотя бы с первых чисел августа. Если дошкольнику будет комфортен подъем в семь утра, то мы решаем большую половину проблем.

– С какими трудностями может столкнуться ребенок?

– Будучи школьником ребенок может подойти и сказать: «Я не понимаю задания». Нередко бывает ситуация, что он не успевает освоить программу первого класса. В таком случае он теряет мотивацию, так как не понимает, зачем он выполняет эти задания.

Ему становится просто скучно. Он вынужден идти в рабочем темпе, что тоже увеличивает скуку во время урока и повышает отвлекаемость ребенка, переключения на игру, рисование и так далее. Родителям необходимо приглядывать за интересами своего дитя, если он сбился с курса – обсудить.

Обучение – это игра

– Как быть, если ребенок неусидчив?

– Можно представить ребенку процесс обучения как интересную игру, это поможет ему преодолеть естественную тревогу перед походом в школу. В свободное время включаем игры с правилами: подвижные и настольные. Смотрим, насколько ваш сын или дочь быстро переключается на другие виды деятельности. И с каждым разом это время немного увеличиваем. То есть, если сегодня ребенка хватило на десять минут, то в следующий раз моя задача сыграть с ним 12 минут, потом 15, потом 17 и так далее.

Потом это правило переносим и на другие виды деятельности, чтение, письмо и так далее. Мы не сможем с ходу заставить ребенка читать целый час, чтобы сформировать в нем усидчивость. В первый раз мы предлагаем ребенку почитать и засекаем время, на сколько его хватит. Во второй раз мы увеличиваем время на 1-2 минуты от того времени, которое получили в первую попытку.

Не ждите, что с каждой попыткой время будет увеличиваться, это не линейный процесс, когда-то время будет сокращаться, когда-то стоять на месте. Главное в этом деле – постоянство.

– На что еще стоит обратить внимание родителям первоклассников?

– Не изменились ли привычки ребенка, может, наоборот, появились новые (например: кусание ногтей, подергивания ногой, игра с пальцами). Не начал ли он отказываться от еды или начались проблемы со сном.

Такие привычки нередко являются предвестниками дезадаптации, ухудшением физического и психологического состояния, а также отказа посещать учебное заведение. Поэтому посещение школы должно быть максимально наполнено позитивными эмоциями. Обязательно хвалите своего ребенка и поддерживайте.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 13.08.2023 11:52

Related Post