Советы логопеда: как понять, когда нужна помощь специалиста?

Советы логопеда: как понять, когда нужна помощь специалиста?

16:54
14 ноября 2023
Фото из архива героини
Читайте нас

Заведующая отделением социально-психолого-педагогической реабилитации и абилитации, логопед  Акулина Лаврентьева — один из первых специалистов Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ. Сегодня, в Международный День логопеда, который отмечается с 2004 года, мы поговорим с ней о профессии и не только.

                                                                                                             СУВАГ: начало начал 

— В детстве я и не знала, что есть такая профессия. Мечтала стать учителем, так как любила нянчиться с младшими. Да и профессия была знакома.

Логопедом решила стать тогда, когда с моей младшей сестренкой Любашей случилась беда – после тяжелой болезни она оглохла. Обеспокоенная мама ездила, показывала ее разным специалистам, но результата не было. Мне было очень жаль сестренку. Про СУВАГ узнали у землячки Зинаиды Семеновны Максимовой, рассказавшей о том, что с 1990 года в Нерюнгри работает первый в России реабилитационный центр для детей с нарушениями слуха и речи, где применяется новейший верботональный метод. Маму заинтересовало то, что сын Зинаиды Семеновны уже научился говорить. Вот тогда и было принято решение ехать в СУВАГ. В то время я заочно поступила в Якутское педучилище №2 на воспитателя детского сада. На семейном совете решено было, что  с сестрой поеду я.

С сестрой Любой.

Любаша поступила в I класс, а я стала работать воспитателем в этом же центре. В те годы я была очень ответственным и строгим наставником для Любаши – всё, что задавали на уроках, от корки до корки досконально повторяли дома, что и дало свои результаты. Именно эти занятия и стали в дальнейшем опорой для получения специальности логопеда.

Любаша на занятиях

Когда мне предложили поступить в Московский государственный открытый педагогический университет, не раздумывая, согласилась – только так смогла бы помочь не только сестре, но и многим нуждающимся детям и их родителям. После окончания университета стала работать логопедом в логопедической группе Центра «СУВАГ». 10 лет занималась с глухими детьми, используя освоенный мною верботональный метод.

В СУВАГе я состоялась как специалист. Всё своё время посвящала работе, изучала и внедряла новые методы и методики. В том числе и верботональный, о котором когда-то маме рассказывала Зинаида Семеновна.

Как человек, который в жизни столкнулся с проблемой, старалась помочь каждому своему ученику и их родителям почувствовать свои возможности. Радовалась  успехам не меньше их самих. Помню каждого, так как вложила частичку своей души.

В СУВАГе стала отличником социальной службы, получила высшую категорию по специальности «Учитель-логопед». По программе «Открытый мир» съездила с группой в Америку.

А Любаша в Нерюнгри окончила  IX класс, далее Школу слабослышащих в Якутске, а потом – Всероссийское училище для глухих в городе Павловске Ленинградской области, затем Всероссийское училище для глухих. Она без затруднений социализировалась в общество и сейчас работает, хоть и не по профессии.

                                                                                                           Центр для детей и подростков 

В 2017 году, находясь в отпуске в Якутске, Акулина Еремеевна встретила Зинаиду Семеновну, которая работала заместителем министра труда и социального развития РС(Я). Так она узнала, что замминистра собирает команду для работы в  открывающемся реабилитационном центре для детей и пригласила её заведовать отделением. Акулина Еремеевна с радостью согласилась:

– И начались совсем другие будни, связанные с открытием нового современного центра. Заказали самое передовое оборудование, игрушки для реабилитации детей, благо, были деньги. Работали с поставщиками, ремонтниками, проводили много субботников.

В здании еще не было электричества, везде темно, а Зинаида Семеновна показывала, где и какие кабинеты будут. Мы же совсем не представляли, как всё будет.

Перед новым 2018 годом переехали в здание, стали приглашать специалистов на собеседования. Помню, как я болела за молодых, казалось, больше них волновалась. Так набрали новый коллектив. Тем временем стало поступать заказанное оборудование. Уборка, перетаскивание кроватей, шкафов… – одним словом, работа кипела.

После новогодних праздников приняли первые 40 детей. Тогда у нас было всего два отделения. Спасибо большое родителям, которые во всем активно помогали. Они даже слепили снежные фигуры во дворе. В центр приходили с одеялами, матрацами в баулах, чтобы дети могли днём поспать. В первый год дети занимались в группах, мы весь день были с ними. Гурьбой шли на занятия, в столовую, игровую…

За эти пять работы наш Центр стал одним из ведущих в республике. В пяти отделениях организована работа по комплексной реабилитации и абилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В заезд реабилитацию проходят 202 ребёнка. 

                                                                                            Детская реабилитация и абилитация

— В отделении социально-психолого-педагогической реабилитации и абилитации, которым я заведую, работают 14 логопедов, 13 психологов.

Целью отделения является помощь в социализации, адаптации детей к образовательной среде, мы предоставляем социально-педагогические и социально-психологические услуги детям от 0 до 18 лет.

С коллегами

При поступлении ребёнка в наш Центр проводим социально-педагогическую диагностику, разрабатываем индивидуальный план социально-педагогической реабилитации и абилитации, консультируем законных представителей по вопросам социально-педагогической реабилитации/абилитации.

Наша работа направлена на формирование и восстановление коммуникативных навыков. Это комплексный процесс, который включает в себя развитие речевой функции, моторики, сенсорных функций, слуховое восприятие, формирование социальных навыков и коррекцию поведения.

                                                      Когда родителям стоит обратиться к специалисту?

   Чтобы понять, насколько сформирована речь ребенка и когда нужна помощь логопеда, надо исходить из общей нормы развития речи. По этой общепринятой норме в первый год жизни в пассивном словаре малыша должно быть 10-20 слов. Он их понимает, может показать названный предмет или хотя бы посмотреть на него. В активном словаре около 5-10 коротких слов: «ав-ав», «би-би», «авто», «мама», «папа», «баба», «ляля».

  В два года он уже знает от 100 до 300 слов, в речи появляются простые слова и короткие предложения.

  В три года в активном словаре – около 1000 слов, ребёнок может ответить на вопрос.

  В четыре года ребенок может правильно повторить предложение из 4 слов.

  В пять лет он уже может произнести предложение из 9 слов, оперирует понятиями «сегодня — завтра — вчера». 

 В шесть лет в активном словаре ребенка – более 2000 слов. В этом возрасте его можно учить рассказывать по картинкам.

 В 7 лет уже сформирована связная речь. Он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.

  Если заметили какие-то отклонения от нормы и тревожные моменты, то не тяните визит и обращение к специалисту. Обращайтесь к специалисту сразу, не дожидаясь регламентированного возраста.

  Мария Решетникова 

Фото из семейного архива.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
27 сентября
  • Ощущается: 5°Влажность: 93% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: