Советы для родителей: как развивать речь ребенка

Какие звуки должен уметь выговаривать ребенок к 1 году? Сколько слов он должен знать к 3 годам? Что делать для развития его речи? Учителя-логопеды высшей категории Любовь Ефимова и Оксана Бишаева ответили на эти и другие волнующие вопросы.

Встреча родителей с логопедами состоялась в SMART-библиотеке Якутска в рамках проекта «Библионяня». Тема коснулась норм речевого развития – крайне актуального в наше время вопроса, когда у многих детей встречаются те или иные признаки задержки. Причин этому может быть несколько.

Любовь Ефимова
Оксана Бишаева

Почему ещё не заговорил

Условно причины отставания речевого развития можно разделить на три категории: физиологические, психологические и социальные.

К первым относятся патологии центральной нервной системы (например, травма головного мозга, гипоксия или асфиксия во внутриутробном периоде), нарушения слуха, наследственная предрасположенность, недостатки в развитии артикуляционного аппарата (короткая уздечка, аномалии зубного ряда, заячья губа и др.).

К психологическим относятся неблагоприятная обстановка в семье (стресс, тревога), отсутствие общения со сверстниками, недостаток стимуляции речи со стороны взрослых и др.

Социальные причины похожи на психологические. Это недостаток общения в семье, когда взрослые не разговаривают с ребенком, не читают ему книг, не обсуждают происходящее. Это также, например, гиперопека, когда родители предугадывают желания ребенка и не дают ему возможности выразить свои мысли словами.

О важности прикорма

Конечно, то, чем питается ребенок, тоже играет немалую роль. Грамотный прикорм – это база, которую должен создать каждый родитель.

«Некоторые родители боятся давать малышу твердую пищу. Очень долго они могут кормить его пюрированной едой. Ребенок привыкает к этому и впоследствии может вообще отказаться от твердой пищи. Из-за этого у него не развиваются мышцы речевого аппарата, они становятся вялыми. Как следствие, артикуляция губ у ребенка слабая, а речь невнятная», – поясняют логопеды.

Вот почему должен быть своевременный ввод твердой пищи. Прикорм начинается с 5-6 месяцев, когда у малыша исчезает рефлекс выталкивания языком и появляются первые жевательные движения. В этот период можно давать пюре, каши, пюрированные овощи, фрукты.

В 9-10 месяцев ребенок уже готов к пюре с мелкими кусочками овощей, мяса, фруктов, ягод и т.д.

Начиная с 10-11 месяцев можно давать маленькие кусочки в ручки, чтобы он уже сам их пробовал. И постепенно переводить малыша на общий стол. Тогда у него мышцы речевого аппарата сформируются правильно.

Маркетинговая ловушка

Также важный момент – первые 90 суток нужно каждый день выкладывать ребенка на живот, особенно если было кесарево сечение, стимуляция или какая-то иная проблема во время родов. У ребенка должен быть стимул поднимать голову, чтобы натренировать мышцы шеи.

«А у нас сейчас как? Весь маркетинг направлен на то, чтобы ребенок лежал на спине. Эти разные говорящие, двигающиеся модули: малыш лежит, а там все крутится, вертится. И ребенку не надо ничего делать.

И эти «развивающие» игрушки – на самом деле, это целый маркетинг, чтобы родители покупали. Дети, естественно, видят, как они красиво мигают, поют, говорят. И они все это хотят.

Но в действительности чем пассивнее игрушка, тем она лучше развивает когнитивные функции. Самый простой предмет, даже хоть бумажка или банка, будет полезнее, чем какая-то мультимедийная игрушка, которая и ездит, и говорит, и звуки издает, и руки у нее шевелятся.

А знаете, в чем причина? Когда ребенок рождается, он должен сам развивать свое внимание. Он должен учиться сосредотачивать его на каком-то объекте. Вот лежит банка – о, надо что-то с ней поделать.

Но если его окружают гаджеты и игрушки, которые мигают, пищат, визжат, поют, двигаются, – то они делают это все за него. Малыш автоматом смотрит на нее. И ему не надо стараться, не надо подключать нейронные связи, чтобы собрать все свое внимание и сосредоточиться.

Поэтому давайте не будем усугублять ситуацию. Нужно развивать детей, а не наоборот», – взывают специалисты.

Дайте малышу познать мир

Закройте на минутку глаза и послушайте, что вас окружает. Что вы слышите? Вы можете по звуку определить, что это и как далеко оно находится? Конечно, да. А откуда у вас эти знания?

«Это наше пространственное мышление. То, как мы ощущаем себя в этом пространстве. Эти данные закладываются в малыша, когда он еще не ходит. Допустим, ребенок берет игрушку и кидает. В этот момент он понимает вес игрушки, дальность броска – это все опыт, который он получает, пока еще не говорит. Или, допустим, когда он двигает стул, он начинает осознавать эту базу. Поэтому важно давать ребенку изучать все», – продолжили педагоги.

Необходимо создать ему благоприятную среду. Организовать игровое место и подобрать такие игрушки, которые помогут ему понять свойства предметов – величину, форму, цвета. Предлагать игры с мячом, скакалкой, на попадание в цель. Рисование, лепка пластилином, аппликация – это все очень хорошо для развития мелкой моторики.

Приобщайте к домашнему труду. Например, пусть он протрет пыль, подметет пол, развесит постиранное белье и т.д. Хорошее упражнение – выжимание тряпки.

«Еще один момент – мыло. Как появилось жидкое мыло, оно стоит уже чуть ли не в каждом доме. Надавил, помыл руки – и всё. А ведь суть в чем? Обычное мыло скользкое, его нужно удержать, намылить руки и положить обратно. Здесь пальчики и голова должны поработать. Поэтому не облегчайте детям жизнь: чем больше они будут трудиться, стараться, тем лучше для их развития.

То же касается шнурков и бляшек. Помните, в нашем детстве сандалии были с железными бляшками? Сейчас вся обувь для малышей на липучках. Это тоже маркетинг, неблагоприятный для развития мелкой моторики», – обратили внимание лекторы.

И, конечно, не надо сюсюкаться с малышом, говорите медленно и понятно, договаривайте слова. Если ребенок что-то не понимает, объясните. Организуйте совместную деятельность, играйте, читайте книжки, разговаривайте за столом. Это очень ценно – обсуждать, как прошел день.

Очень хорошее упражнение — перебирание круп
Сортируем по цветам
Массажные коврики оказывают общеукрепляющее воздействие

Признаки возможных речевых проблем

Отсутствие лепета в возрасте 6-9 месяцев: ребёнок не произносит простые слоги, такие как «ма-ма», «па-па».

Ограниченный словарный запас в возрасте 2 лет: если словарный запас минимален или он совсем не строит фразы. К двум годам ребенок должен уметь строить простые двухсловные фразы.

Неправильное произношение звуков после 3 лет: если ребенок систематически заменяет или пропускает звуки, это может свидетельствовать о проблемах с речевым развитием.

Отсутствие фразовой речи к 3 годам: если к этому возрасту ребенок не пытается строить фразы из более чем двух слов.

Непонимание простой речи и инструкций в возрасте 3 лет и старше: ребёнок должен уметь понимать и выполнять простые инструкции, такие как «дай мячик».

Когда нужно «бить в колокола» и обратиться к специалистам?

1,5 года – если у ребёнка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить отдельные звуки и повторяющиеся слоги. Если ребенок не реагирует на обращённую речь, не пытается имитировать звуки и не использует жесты для общения.

2 года – если ребенок совсем не говорит, не откликается на свое имя и не пытается повторять слова.

2-3 года – если ребенок всё понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке, который не понимают даже родители.

Нормы речевого развития

  • От 1 до 2 лет

Звуки: гласные А, О, У, И, Э, а также губные звуки П, Б, М. Из этих звуков состоит сначала гуление, а потом лепет и первые слова: «ма-ма», «ба-ба» и другие.

Словарный запас:

  • в 1 год – 5-10 слов (например: мама, папа, баба, дай, на)
  • в 1,5 года – 20-40 слов (лепетные слова, обозначающие предметы и действия)
  • в 2 года – 50-200 слов (появляются местоимения: мой, моя; умение здороваться и прощаться «привет» и «пока»).

Фразы: к 2 годам ребенок умеет составлять простые фразы, например «дай пить» и т.д. Умеет задавать вопросы из одного-двух слов с вопросительной интонацией, к примеру, «Мама?», «Где мама?». Понимает простые вопросы («Как тебя зовут?»)

  • От 2 до 3 лет

Звуки: Й, В, Ф, Г, К, Х, Н, Т, Д. Также в этом возрасте появляется звук Ы, и ребенок учится различать согласные по твердости-мягкости.

Словарный запас:

  • в 2 года – 50-200 слов
  • в 2,5 года – 200-300 слов (умеет использовать простые вопросы «что?», «куда?»)
  • в 3 года – 800-1000 слов (примеры: «япата» – лопата, «утя» – утка, «ковать» – кровать, «вок» – волк, «матик» – мальчик и т.д.)

Фразы: к 3 годам ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. В этом возрасте еще могут преобладать простые предложения, например «Дай мне чашку», «Я сорвал цветочек».

Использование однородных членов. Ребенок может употреблять их как в единственном, так и во множественном числе: «Я рисую цветы и облака», «Зайчик прыгает и смеется».

Появление в речи других частей речи. В речи встречается все больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

  • От 3 до 4 лет

Звуки: С, З. Допустимы смягченные варианты этих звуков и такие замены, как «сон» – «сён»/«тён», «зуб» – «зюб»/«дюб». К 4 годам большинство детей правильно произносят в речи звуки: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц].

Словарный запас:

  • в 3 года – 800-100 слов (появляются вопросительные слова «почему?», «зачем?», «откуда?»)
  • в 3,5 года – 1100 слов
  • в 4 года – 1600-1900 слов

Фразы:  4 годам у ребенка активно развивается фразовая речь. Он может общаться понятными фразами, состоящими из 3-8 слов. Начинают встречаться сложные конструкции – сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В речи появляются предлоги и союзы. Например, «на столе», «под кроватью», «потом что».

Дети могут использовать однородные члены в единственном и множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеется».

Речь становится более грамотной, дети умеют согласовывать части речи друг с другом и правильно ставить ударение.

Пары фраз: «Когда я гулял, то увидел кошку», «Я хочу пить, дай мне воды», «Я люблю есть конфеты, мороженое и пить сок».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 24.08.2025 10:25

Share
Published by
Вера Макарова

Recent Posts

  • ОБЩЕСТВО

Смотрите новый выпуск программы «Вместе с Айсеном Николаевым»

В воскресенье, 24 августа, в 19 часов, на телеканале «Россия 24» выйдет спецпроект ГТРК «Саха»…

24.08.2025
  • СТРОИТЕЛЬСТВО

Начато строительство насыпей автомобильного подхода Ленского моста

Началась одна из важнейших стадий строительства Ленского моста – специалисты приступили к устройству насыпей автомобильных…

24.08.2025
  • ЭКОЛОГИЯ

На территории Якутии полыхает 21 лесной пожар

На утро воскресенья в республике действует 21 лесной пожар общей площадью 6804 га и один…

24.08.2025
  • ОБРАЗОВАНИЕ

До конца года в Сунтарском районе введут в эксплуатацию лицей-интернат

В субботу, во время своей рабочей поездки в Сунтарский район, глава Якутии проверил, как идет…

24.08.2025
  • ОБРАЗОВАНИЕ

В Сунтарской школе №1 прошел масштабный капремонт

Завершается капремонт в Сунтарской средней школе №1, носящей имя Андрея Павлова. Работы по обновлению учебного…

24.08.2025
  • ГЛАВНОЕ
  • ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС

Предупрежден – значит вооружен: как не стать жертвой кибермошенников

В последнее время в Якутии фиксируется неуклонный рост преступлений корыстной направленности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных…

24.08.2025