Советы для родителей: как развивать речь ребенка

Советы для родителей: как развивать речь ребенка

Фото: Freepik
Читайте нас

Какие звуки должен уметь выговаривать ребенок к 1 году? Сколько слов он должен знать к 3 годам? Что делать для развития его речи? Учителя-логопеды высшей категории Любовь Ефимова и Оксана Бишаева ответили на эти и другие волнующие вопросы.

Встреча родителей с логопедами состоялась в SMART-библиотеке Якутска в рамках проекта «Библионяня». Тема коснулась норм речевого развития – крайне актуального в наше время вопроса, когда у многих детей встречаются те или иные признаки задержки. Причин этому может быть несколько.

Почему ещё не заговорил

Условно причины отставания речевого развития можно разделить на три категории: физиологические, психологические и социальные.

К первым относятся патологии центральной нервной системы (например, травма головного мозга, гипоксия или асфиксия во внутриутробном периоде), нарушения слуха, наследственная предрасположенность, недостатки в развитии артикуляционного аппарата (короткая уздечка, аномалии зубного ряда, заячья губа и др.).

К психологическим относятся неблагоприятная обстановка в семье (стресс, тревога), отсутствие общения со сверстниками, недостаток стимуляции речи со стороны взрослых и др.

Социальные причины похожи на психологические. Это недостаток общения в семье, когда взрослые не разговаривают с ребенком, не читают ему книг, не обсуждают происходящее. Это также, например, гиперопека, когда родители предугадывают желания ребенка и не дают ему возможности выразить свои мысли словами.

О важности прикорма

Конечно, то, чем питается ребенок, тоже играет немалую роль. Грамотный прикорм – это база, которую должен создать каждый родитель.

«Некоторые родители боятся давать малышу твердую пищу. Очень долго они могут кормить его пюрированной едой. Ребенок привыкает к этому и впоследствии может вообще отказаться от твердой пищи. Из-за этого у него не развиваются мышцы речевого аппарата, они становятся вялыми. Как следствие, артикуляция губ у ребенка слабая, а речь невнятная», – поясняют логопеды.

Вот почему должен быть своевременный ввод твердой пищи. Прикорм начинается с 5-6 месяцев, когда у малыша исчезает рефлекс выталкивания языком и появляются первые жевательные движения. В этот период можно давать пюре, каши, пюрированные овощи, фрукты.

В 9-10 месяцев ребенок уже готов к пюре с мелкими кусочками овощей, мяса, фруктов, ягод и т.д.

Начиная с 10-11 месяцев можно давать маленькие кусочки в ручки, чтобы он уже сам их пробовал. И постепенно переводить малыша на общий стол. Тогда у него мышцы речевого аппарата сформируются правильно.

Маркетинговая ловушка

Также важный момент – первые 90 суток нужно каждый день выкладывать ребенка на живот, особенно если было кесарево сечение, стимуляция или какая-то иная проблема во время родов. У ребенка должен быть стимул поднимать голову, чтобы натренировать мышцы шеи.

«А у нас сейчас как? Весь маркетинг направлен на то, чтобы ребенок лежал на спине. Эти разные говорящие, двигающиеся модули: малыш лежит, а там все крутится, вертится. И ребенку не надо ничего делать.

И эти «развивающие» игрушки – на самом деле, это целый маркетинг, чтобы родители покупали. Дети, естественно, видят, как они красиво мигают, поют, говорят. И они все это хотят.

Но в действительности чем пассивнее игрушка, тем она лучше развивает когнитивные функции. Самый простой предмет, даже хоть бумажка или банка, будет полезнее, чем какая-то мультимедийная игрушка, которая и ездит, и говорит, и звуки издает, и руки у нее шевелятся.

А знаете, в чем причина? Когда ребенок рождается, он должен сам развивать свое внимание. Он должен учиться сосредотачивать его на каком-то объекте. Вот лежит банка – о, надо что-то с ней поделать.

Но если его окружают гаджеты и игрушки, которые мигают, пищат, визжат, поют, двигаются, – то они делают это все за него. Малыш автоматом смотрит на нее. И ему не надо стараться, не надо подключать нейронные связи, чтобы собрать все свое внимание и сосредоточиться.

Поэтому давайте не будем усугублять ситуацию. Нужно развивать детей, а не наоборот», – взывают специалисты.

Дайте малышу познать мир

Закройте на минутку глаза и послушайте, что вас окружает. Что вы слышите? Вы можете по звуку определить, что это и как далеко оно находится? Конечно, да. А откуда у вас эти знания?

«Это наше пространственное мышление. То, как мы ощущаем себя в этом пространстве. Эти данные закладываются в малыша, когда он еще не ходит. Допустим, ребенок берет игрушку и кидает. В этот момент он понимает вес игрушки, дальность броска – это все опыт, который он получает, пока еще не говорит. Или, допустим, когда он двигает стул, он начинает осознавать эту базу. Поэтому важно давать ребенку изучать все», – продолжили педагоги.

Необходимо создать ему благоприятную среду. Организовать игровое место и подобрать такие игрушки, которые помогут ему понять свойства предметов – величину, форму, цвета. Предлагать игры с мячом, скакалкой, на попадание в цель. Рисование, лепка пластилином, аппликация – это все очень хорошо для развития мелкой моторики.

Приобщайте к домашнему труду. Например, пусть он протрет пыль, подметет пол, развесит постиранное белье и т.д. Хорошее упражнение – выжимание тряпки.

«Еще один момент – мыло. Как появилось жидкое мыло, оно стоит уже чуть ли не в каждом доме. Надавил, помыл руки – и всё. А ведь суть в чем? Обычное мыло скользкое, его нужно удержать, намылить руки и положить обратно. Здесь пальчики и голова должны поработать. Поэтому не облегчайте детям жизнь: чем больше они будут трудиться, стараться, тем лучше для их развития.

То же касается шнурков и бляшек. Помните, в нашем детстве сандалии были с железными бляшками? Сейчас вся обувь для малышей на липучках. Это тоже маркетинг, неблагоприятный для развития мелкой моторики», – обратили внимание лекторы.

И, конечно, не надо сюсюкаться с малышом, говорите медленно и понятно, договаривайте слова. Если ребенок что-то не понимает, объясните. Организуйте совместную деятельность, играйте, читайте книжки, разговаривайте за столом. Это очень ценно – обсуждать, как прошел день.

Признаки возможных речевых проблем

Отсутствие лепета в возрасте 6-9 месяцев: ребёнок не произносит простые слоги, такие как «ма-ма», «па-па».

Ограниченный словарный запас в возрасте 2 лет: если словарный запас минимален или он совсем не строит фразы. К двум годам ребенок должен уметь строить простые двухсловные фразы.

Неправильное произношение звуков после 3 лет: если ребенок систематически заменяет или пропускает звуки, это может свидетельствовать о проблемах с речевым развитием.

Отсутствие фразовой речи к 3 годам: если к этому возрасту ребенок не пытается строить фразы из более чем двух слов.

Непонимание простой речи и инструкций в возрасте 3 лет и старше: ребёнок должен уметь понимать и выполнять простые инструкции, такие как «дай мячик».

Когда нужно «бить в колокола» и обратиться к специалистам?

1,5 года – если у ребёнка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить отдельные звуки и повторяющиеся слоги. Если ребенок не реагирует на обращённую речь, не пытается имитировать звуки и не использует жесты для общения.

2 года – если ребенок совсем не говорит, не откликается на свое имя и не пытается повторять слова.

2-3 года – если ребенок всё понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке, который не понимают даже родители.

Нормы речевого развития

  • От 1 до 2 лет

Звуки: гласные А, О, У, И, Э, а также губные звуки П, Б, М. Из этих звуков состоит сначала гуление, а потом лепет и первые слова: «ма-ма», «ба-ба» и другие.

Словарный запас:

  • в 1 год – 5-10 слов (например: мама, папа, баба, дай, на)
  • в 1,5 года – 20-40 слов (лепетные слова, обозначающие предметы и действия)
  • в 2 года – 50-200 слов (появляются местоимения: мой, моя; умение здороваться и прощаться «привет» и «пока»).

Фразы: к 2 годам ребенок умеет составлять простые фразы, например «дай пить» и т.д. Умеет задавать вопросы из одного-двух слов с вопросительной интонацией, к примеру, «Мама?», «Где мама?». Понимает простые вопросы («Как тебя зовут?»)

  • От 2 до 3 лет

Звуки: Й, В, Ф, Г, К, Х, Н, Т, Д. Также в этом возрасте появляется звук Ы, и ребенок учится различать согласные по твердости-мягкости.

Словарный запас:

  • в 2 года – 50-200 слов
  • в 2,5 года – 200-300 слов (умеет использовать простые вопросы «что?», «куда?»)
  • в 3 года – 800-1000 слов (примеры: «япата» – лопата, «утя» – утка, «ковать» – кровать, «вок» – волк, «матик» – мальчик и т.д.)

Фразы: к 3 годам ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. В этом возрасте еще могут преобладать простые предложения, например «Дай мне чашку», «Я сорвал цветочек».

Использование однородных членов. Ребенок может употреблять их как в единственном, так и во множественном числе: «Я рисую цветы и облака», «Зайчик прыгает и смеется».

Появление в речи других частей речи. В речи встречается все больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

  • От 3 до 4 лет

Звуки: С, З. Допустимы смягченные варианты этих звуков и такие замены, как «сон» – «сён»/«тён», «зуб» – «зюб»/«дюб». К 4 годам большинство детей правильно произносят в речи звуки: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц].

Словарный запас:

  • в 3 года – 800-100 слов (появляются вопросительные слова «почему?», «зачем?», «откуда?»)
  • в 3,5 года – 1100 слов
  • в 4 года – 1600-1900 слов

Фразы:  4 годам у ребенка активно развивается фразовая речь. Он может общаться понятными фразами, состоящими из 3-8 слов. Начинают встречаться сложные конструкции – сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В речи появляются предлоги и союзы. Например, «на столе», «под кроватью», «потом что».

Дети могут использовать однородные члены в единственном и множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеется».

Речь становится более грамотной, дети умеют согласовывать части речи друг с другом и правильно ставить ударение.

Пары фраз: «Когда я гулял, то увидел кошку», «Я хочу пить, дай мне воды», «Я люблю есть конфеты, мороженое и пить сок».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
24 августа
  • 27°
  • Ощущается: 26°Влажность: 26% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: