С 1 января 2022 года больничные будут оформляться только в электронном виде, а выплаты по ним будут проактивными (беззаявитель-ными). Об этом рассказала управляющий региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РС(Я) Марина Герман.
Удобно для всех
С нового года уведомления об открытии больничного листа и любом изменении статуса документа (продлении или закрытии) будут приходить работодателям в автоматическом режиме. В Фонд социального страхования РФ все сведения будет направлять медицинская организация.
Таким образом, с 1 января 2022 года привычный формат бумажных больничных листов отменяется, хотя до конца этого года люди все еще могут выбирать бумажную либо электронную форму.
– Отметим, что электронные листки нетрудоспособности стали вводиться еще с 2017 года. Такой документ полностью исключает представление работниками поддельных листков нетрудоспособности (ФСС проверяет подлинность ЭЛН, и работодатель, запрашивая его у фонда для оплаты, может не сомневаться в достоверности сведений).
У работодателей нет необходимости обеспечивать сохранность – вся информация с момента открытия ЭЛН хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно, а при проведении фондом проверок страхователей представлять ЭЛН сотрудникам ФСС не потребуется, – подчеркнула Марина Герман.
Есть еще один несомненный плюс, работники в любой момент могут узнать, какая выплата им положена. А фонду станет легче контролировать листки нетрудоспособности, а значит ошибок станет меньше.
Кроме того, электронные документы невозможно испортить или потерять.
К слову, электронные листы нетрудоспособности выдают все медицинские организации республики. Так, с 1 января 2021 года государственными медицинскими организациями республики оформлено 309 075 электронных больничных листов.
Напомним, электронные листы нетрудоспособности в Якутии начали выдавать с 1 июля 2017 года. За этот период оформлено 759 082 электронных больничных листа.
Прямые выплаты
– С 1 января 2020 года мы реализуем пилотный проект «Прямые выплаты», а до этого действовал зачетный механизм, то есть пособия работнику выплачивал непосредственно работодатель, а в фонд он перечислял разницу между суммой начисленных страховых взносов и выплаченных пособий, затем обращался за возмещением понесенных расходов.
Преимущества перехода по проекту «Прямые выплаты» очевидны для всех участников проекта: как для получателей выплат, так и для работодателей. Следует отметить, что это дополнительные механизмы защиты работающих граждан, их социальной и экономической поддержки. Новый порядок выплаты пособий дает гражданам гарантии независимо от финансового положения предприятия, добросовестности работодателя получить пособия своевременно и в полном объеме. Если заявление работника поступило работодателю, то работодатель обязан в установленный срок направить его в региональное отделение вместе со сведениями и документами на основание для выплат работникам. Работодатель формирует пакет документов или электронный реестр с необходимыми сведениями для назначения, расчета и перечисления пособий: о среднем заработке, периоде страхового случая, расчетном периоде и т.д., – объяснила Марина Герман.
Кстати, если ранее оформление документов и направление сведений в региональное отделение фонда составляло пять календарных дней, то теперь сроки сократятся до трех рабочих дней.
При этом предусмотрена и административная ответственность, если сведения будут направлены не в установленные сроки.
Социальный документооборот
Кроме того, для повышения эффективности и значительного ускорения информационного взаимодействия со страхователями фондом внедрена система социального электронного документооборота. Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе.
Это позволяет региональному отделению направлять страхователю документы (информацию) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи как при прямом подключении к данному электронному сервису фонда с помощью программного обеспечения страхователя, так и с использованием программного продукта разработчиков программного обеспечения электронного документооборота, а страхователю – их получать по указанным каналам связи электронного взаимодействия.
На такой электронный документооборот к установленному сроку должны перейти все работодатели.
– Учитывая преимущества электронного взаимодействия с фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО уже сейчас. На своем сайте мы разместили всю необходимую информацию, проводим разъяснительные семинары. Словом, до 20 декабря, то есть до конца года, все должны подключиться к этой системе. Кроме того, у нас есть горячая линия, позвонив туда, можно получить всю информацию, – прокомментировала Марина Герман.
По ее словам, практически 50% работодателей в Абыйском, Эвено-Бытантайском, Мегино-Кангаласском улусах уже подключились к данной услуге.
Немного отстают Алданский, Оймяконский, Среднеколымский, Томпонский районы.
До конца этого года россияне еще могут оформить бумажный больничный, однако уже 96% работников предоставляют работодателям электронную версию документа.
This post was published on 04.12.2021 09:29