Как татарские коллеги создают народную газету «Шахри Казан»

Как татарские коллеги создают народную газету «Шахри Казан»

Фото: Матрена Кондратьева
Читайте нас

Когда известного в Татарстане журналиста Радика Сабирова назначили редактором городской общественно-политической газеты «Шахри Казан» («Город Казань»), на его вопрос, какой должна стать газета, генеральный директор АО «Татмедиа»  ответил: «Народной».

Апгрейд по-сабировски

Подойдя к зданию «Татмедиа», мы сразу увидели Радика Рашидовича. Он встречал нас на пороге здания. А войдя вовнутрь мы увидели мужчину в костюме промышленного альпиниста, не менее радостно приветствующего нас: «Здравствуйте, землячки! Я тоже из Якутии, из Нижнего Куранаха!» Вот так за десятки тысяч километров всегда можно встретить своих земляков и радостно приветствовать как родных.

Газете «Шахри Казан» нынче исполнилось 34 года, его первый номер вышел 17 августа 1990 года. С тех пор утекло много воды, а газета по-прежнему любима и актуальна.

Главный редактор считает, что большинство людей любят читать и особенно эта потребность возникла во время пандемии.

«Шахри Казан» выходит два раза в неделю – по средам (8 полос) и пятницам. И если в среду выходят более официальные новости, то пятничная «толстушка» в 32 полосы – это истории про людей, сторителлинги про жизнь, любовь, полезные советы, публикации на тему религии, что очень популярно в Татарстане, рубрика «Вопрос-ответ» и другие. А теперь и сами читатели стали присылать свои истории. Писем много.

Если ранее тираж издания составлял 1800 экземпляров, то с приходом Сабирова он увеличился до более 9 тысяч. И в этом немалую роль сыграли такие изменения и новшества.

Раньше газеты выходила в формате А3, но три года назад, по словам редактора, они «совершили революцию», и пятничный выпуск стал выходить в формате А4. Такой журнальный вариант полюбился читателям: удобно, мобильно. Надо отметить, многие частные издания в Татарстане выходят именно в таком формате.

– Очень популярны рубрики «Герои СВО», статьи про здоровье, религию, любовь, жизненные истории, полезные советы, сканворды, гороскопы, опросы. Наши читатели даже вырезают наиболее полюбившиеся статьи и копят их в альбомах. В этом году решили на основе наших статей издать книгу про погибших героев СВО, – рассказывает Радик Рашидович.

Немаловажный шаг для популяризации газеты, а также облегчения работы журналистов и редактора – это создание мастер-макета, который служит основой для дальнейшей работы. В нем уже определены места размещения текста, фото, количество знаков для каждой полосы, рубрики.

– Мы пригласили специалиста, который нам создал макет, и работать стало в разы легче и понятнее. Кроме того, постоянно обучаемся, к нам приезжают представители РБК, Яндекс-Дзен и другие. Над быть в курсе всех изменений трендов, – говорит редактор.

Журналисты во главе с редактором любят немного «похулиганить». Чтобы привлечь читателя, придумывают необычные анонсы, ставят интересные фото. Первая полоса должна быть интересна всем, считает редактор.

К примеру, передовица с анонсом «Выхожу замуж в 56 лет. Голова не болит!» – к теме о том, что увеличилось количество женщин в возрасте, которые часто стали выходить замуж. Тренд по всей России, уверяет Сабуров. И анонс сразу привлек внимание читателей.

Фото: Матрена Кондратьева

– Стараемся быть ближе к народу, – говорит Радик Рашидович. – Официальные указы, мероприятия, отчеты мы все перенесли на сайт, не загружаем этим газету. В номер ставим не саму новость, которая, конечно же, уже устареет к выходу газеты, а делаем аналитику. О саммите, к примеру, писали о том, что это нам даст, как изменится наша жизнь в связи с этим, о роли России.

Социальные сети

За последние три года количество подписчиков в социальных сетях также увеличилось. Так, по словам главредактора, в телеграм-канале газеты около 10 тысяч подписчиков, в Одноклассниках – 19 тысяч и ВКонтакте – 45950. Цифры нас впечатлили, сам же редактор считает, что этого еще недостаточно.

Хороший опыт ведения социальных сетей Радик Рашидович приобрел в «Интертате», где работал десять лет. Многому своих работников обучает сам.

– Более 20 тысяч уникальных посетителей у нас в сутки, считаю это хорошим показателем для издания на татарском языке, – говорит он.

Ещё с одним опытом поделился с нами коллега. Каждый из журналистов издания, в том числе и главный редактор, имеет свои паблики в соцсетях. К примеру, Радик Рашидович много и интересно пишет о национальной борьбе куреш. ВКонтакте у него есть своя страничка о борьбе, где он публикует авторские материалы со ссылкой на сайт газеты. Такие тематические странички всегда находят своих фанатов, люди интересуются, подписываются. Так, у журналиста, пишущего о религии ислам, 130 тысяч подписчиков, а тема шоу-бизнеса интересна более 64 тысячам подписчиков:

– Материалы ставим раз в день. На этом журналисты еще и зарабатывают, мы монетизировали наши социальные сети.

К слову о финансах, гонорар журналистов в том числе зависит от количества просмотров их новостей. Больше просмотров – выше гонорар.

А ещё третий год редакция выпускает мусульманский календарь на родном языке, который очень популярен среди жителей. Продажей также занимаются сами журналисты, попутно зарабатывая на этом. Кто больше продал – тот и в наваре. Нынешний календарь разошелся тиражом 7500.

Так сколько же людей выпускают народную газету? В штате 8 корреспондентов, три верстальщика, два корректора, рекламный менеджер, офис-менеджер, специалист по розничным продажам.

Кроме городской газеты, коллектив раз в месяц издает специальный выпуск газеты на татарском языке, который распространяется в 15 регионах России, где проживают татары: в Башкортостане, Самаре, Тюмени, Екатеринбурге и так далее.

Цель – познакомить читателей с новостями республики, объединение татар. Финансирует издание правительство республики. Так вот один журналист и верстальщик работают конкретно над этой газетой.

Фото: Матрена Кондратьева

Телёнок в подарок

А чтобы тиражи не падали, подписчиков становилось больше, работа с почтальонами ведется целенаправленно и на постоянной основе. И туда, где их готовы принять, организовать подписку, журналисты выезжают и буквально обходят дворы, чтобы подписать новых читателей. В процесс вовлечены не только сами работники газеты, но и почтальоны. Ежегодно среди них проводится конкурс по подписке, а летом в день рождения газеты их приглашают на большое праздничное мероприятие, где лучших почтальонов награждают благодарственными письмами и ценными призами.

Призы нешуточные: нынче лучшему почтальону подарили теленка!

Любопытно и то, что коллектив, изучив маршруты доставки газет, проложил маршрут до границы с Удмуртией и теперь поставляет в магазины по пути свои издания.

– Сдаем газеты по 15 рублей, они там сами устанавливают цену и говорят, что газеты продавать куда прибыльнее, чем мелкие штучные товары, – делится опытом редактор.

Схема оказалась прибыльной, но вопрос отработки других маршрутов упирается в финансирование.

Кстати, к подписке на издания также привлекаются местные депутаты. В местном Госсовете дважды в год проводится День подписчика, когда депутаты могут сами подписаться на городские и республиканские СМИ, а также подписать своих родных, знакомых, ветеранов, Дома престарелых, детские дома и другие предприятия. Отличная акция, считаю!

Словом, коллеги ищут новые подходы в своей работе, изучают новые методы, и им удается создавать интересный контент для своих читателей. «Шахри Казан» и правда народная газета, тому подтверждение – увеличение тиражей и любовь читателей.

_____________________________________________________________

Справка

Радик Сабиров – выпускник Казанского государственного университета. Работал корреспондентом республиканской электронной газеты Intertat.ru. Параллельно занимался наукой, работая ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры методики преподавания и современной татарской литературы Института филологии и искусств.

С 2014-го по 2019 год возглавлял редакцию журнала «Идель», откуда и пришел в газету «Шахри Казан».

+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 февраля
  • -32°
  • Ощущается: -32°Влажность: 75% Скорость ветра: 0 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: