Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования СВФУ стал финалистом Всероссийского конкурса 

Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования СВФУ стал финалистом Всероссийского конкурса 

13:32
16 февраля 2024
Фото предоставлено П.Егоровым
Читайте нас

Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования СВФУ в этом году стал финалистом Всероссийского конкурса практик инклюзивного высшего и среднего профессионального образования, проводимого ассоциацией инклюзивных вузов России. 

Конкурсная работа «Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании обучающихся с проблемами зрения» отмечена в номинация «Цифровые технологии в инклюзивном образовательном процессе». Цель работы —  развитие инклюзивного образования в стенах Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова посредством использования адаптивных компьютерных технологий для студентов с проблемами зрения.

Надо отметить, СВФУ уделяет пристальное внимание становлению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). Создание специальных условий обучения, активное привлечение к научной работе и использование адаптивных компьютерных технологий обеспечивают студентам с проблемами зрения высокое качество подготовки к учебному процессу. В результате более 30-летней кропотливой работы в Якутии созданы институциональные предпосылки для успешного внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.

 Вычислительный центр «Толбон»

Так, учебно-производственный вычислительный центр «Толбон» был создан 13 марта 1991 года при Якутском государственном университете. Это первое предприятие не только в Якутии, но и на всём постсоветском пространстве, которое на протяжении более 30 лет занимается компьютерным образованием обучающихся с ООП. УПВЦ «Толбон» является прообразом РУМЦ, которые Министерство образования и науки начало создавать в России с 2017 года.

На базе УПВЦ «Толбон» была создана общественная организация – Якутская республиканская ассоциация студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями (ЯРАСАС). Основная цель ОО ЯРАСАС – психолого-педагогическое и методическое сопровождение учебного процесса студентов с ООП.Организация дважды была победителем гранта Президента России Владимира Путина по проектам инклюзивного образования в 2017 и 2019 гг.

В 1995 году мы разработали якутский алфавит по системе Брайля и приступили к изданию учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы по системе Брайля на якутском и других языках. На сегодняшний день издано 70 наименований книг по системе Брайля, но до сих пор издание учебников и художественной литературы по системе Брайля на якутском языке остаётся не государственной задачей, а проблемой энтузиастов. Разработали методику обучения людей с проблемами зрения безвизуального контроля самостоятельной работе на персональном компьютере. Обучающийся с проблемами зрения может самостоятельно работать на компьютере, используя Брайлевскую строку и бесплатную программу экранного доступа к информации NVDA.

Фото предоставлено П. Егоровым

Сегодня, когда все сферы жизнедеятельности нашего общества интенсивно компьютеризируются, а российская экономика переходит на цифровизацию, обучающийся с проблемами зрения обязан овладеть адаптивными компьютерными технологиями, что позволит ему по окончании вуза стать конкурентоспособным на открытом рынке труда, найти высокооплачиваемую работу и стать достойным налогоплательщиком.

Адаптивные компьютерные технологии предназначены для самостоятельной (без посторонней помощи) работы обучающимися с особыми образовательными потребностями на персональном компьютере. Они имеют дополнительную компенсаторную функцию – нивелирование, вызываемых зрительной, слуховой и иной депривацией трудностей, предоставляют обучающимся с ООП реальные возможности участия в различных видах и формах современной жизнедеятельности, включая образование и профессиональную работу наравне с остальными членами общества.

                                                                                                       Синтезатор якутской речи

В 2012 году в культурной и научной жизни незрячих и слабовидящих людей произошло наиважнейшее событие – создание синтезатора якутской речи. Синтезатор якутской речи, состоящий из двух голосов мужского – Толбон и женского – Сата, был разработан сотрудниками учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий совместно с сотрудниками Объединённого института проблем информатизации национальной академии наук Беларуси. Синтезатор помогает многим школьникам и студентам получать более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий.

В 2017 году были созданы Координационный совет по инклюзивному образованию города Якутска, а в 2019 году — Координационный совет по инклюзивному образованию при Правительстве Республики Саха (Якутия), и Якутия стала первым субъектом России, в котором создан такой Координационный совет.  Разработана Концепция развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), автор концепции канд. пед. наук П.Р. Егоров.

При формировании инклюзивной образовательной среды были решены следующие задачи: создана постоянная комиссия по работе со студентами с особыми образовательными потребностями, в состав которой включены многие заместители директоров и деканов по учебной работе тех подразделений СВФУ, в которых обучаются студенты с ООП. Возглавляет данную комиссию заместитель ректора по кадровой политике СВФУ, канд. пед. наук М.П. Федоров. Данная комиссия заседает регулярно (ежеквартально) и работает согласно принятому плану мероприятий.

29 октября 2010 года в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова решением Учёного совета СВФУ создана лучшая не только в Российской Федерации, но и в Европе, уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным оборудованием по мировым стандартам, учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ).

По программе развития СВФУ в 2012 году было приобретено оборудование на 14 миллионов рублей: сорок брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки всевозможных цифровых видеоувеличителей, начиная с портативного Ruby, кончая стационарными Топазами; видеокамеры Perl для мгновенного озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере компьютера; четыре брайлевских принтера для распечатки методических материалов и издания учебников по системе Брайля, динамическая, фонематическая система Роджер для студентов с проблемами слуха и многое другое. Любой студент с ООП может осенью бесплатно получить под расписку необходимое оборудование на весь учебный год.

31 мая 2013 года в СВФУ на базе УНЛАКТ решением Учёного совета СВФУ создан Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО).

Основной целью деятельности СВ НИЦ РИО является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных образовательных условий студентам с ООП в процессе их инклюзивного обучения в вузе.

                                                                   Компьютерные курсы для студентов с проблемами зрения

Мы разработали уникальную учебную программу «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения» (72 часа). Цель данного адаптационного модуля — формирование у студентов с проблемами зрения информационной компетентности – основных пользовательских навыков работы в среде Windows и с офисными приложениями посредством использования адаптивных компьютерных технологий на основе невизуального интерфейса, обеспечиваемого программами экранного доступа, и брайлевской строки, и умения использовать адаптивные компьютерные технологии для обеспечения доступа к информации в учебном процессе.

За многие годы в Северо-Восточном федеральном университете созданы специальные условия обучения программам бакалавриата и магистратуры студентов с особыми образовательными потребностями, с том числе студентов с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий. Инклюзивное образование является важнейшей общегосударственной задачей. Необходимо повсеместно создавать соответствующие институты для создания специальных условий воспитания и обучения, социализации обучающихся с ООП в современное общество.

Пантелеймон Егоров, член Общественной палаты РС(Я), директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 апреля
  • -7°
  • Ощущается: -12°Влажность: 63% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: